Пожалуй, что нет второго такого события в ранней русской истории (не считая самого начала этой ранней истории), которое занимало бы такое место в нашем историческом самосознании, как поход Вещего Олега на Царьград. Кто не знает щит Олега, прибитый к вратам Царьграда? (Не будем о грустном!)
![](https://ic.pics.livejournal.com/ortnit/46349999/52240/52240_900.jpg)
(
Read more... )
Comments 56
Очень интересная гипотеза! Правда смущают два момента:
1. лакуна между Олегом в сер. 9 века и Игорем в начале/середине 10-го. Хотелось бы узнать Ваше мнение по этому моменту.
2. Один небезызвестный докУмент одного небезызвестного народа, который Вы, как я помню, склонны признавать достоверным, упоминает Х-л-г-у в контексте 10 века. Как с этим быть?
Reply
Небезызвестный документ я считаю своего рода хазарским эпосом или еврейским средневековым историческим романом-компиляцией, основой которой послужили реальные события - война Олега с хазарами, поход Игоря на греков, поход группу русов в Бердаа, вторжение хазарского войска в Крым. По своему характеру это почти тоже самое, что летописные предания - вроде бы все по отдельности правда, а в собранном виде художественное произведение.
Reply
Хм... Владимир, который «ровесник», родился приблизительно в 850 году. 20 в 860... такие себе ровеснички. Современники тогда уж. А пресловутый Владимир водил на сербов войска в десять лет?! Или он там только копье между лошадиных ушей бросал?
Ну, раз эпос - то и отношение к нему должно быть соответствующее. Не Вы ли тут пососедству поминали «успехи» исторической школы в области русских былин )))
Reply
В основе любого эпоса лежит историческая реальность. Историческая школа двигалась в правильном направлении, просто очень однобоко и примитивно. Они ведь были привязаны к летописи.
Reply
я тоже читал фундаментальную работу умершего,у вы, проф.Сахарова, где он пытался "вычислить", какие из походов были в действительности, какие-искажением при передачи информации (1 вместо 2х)
Мое мнение-что успехи Олега более скромные, чем Аскольда.
И именно это и послужило причиной того, что он был изгнан из Киева, когда Игорь Старый взял власть в свои руки
Reply
Reply
фантазия
где тогда в Киеве могила Олега?
Reply
Reply
В 60 да по тем временам - в самом расцвете сил? Это Вы все же хватили. Понятно, что свежий воздух и здоровое питание творят чудеса, но 60 в 9-м веке - возраст весьма почтенный.
Ну, так я Вам о том же и говорю: эпос - он такой эпос. И если на него полностью полагаться - можно зайти очень далеко. К какому времени относится Хлгу, тот ли это Хлгу (и имя ли это вообще) - большой вопрос. Раз у автора в голове каша, а датировки и фабулы летописей весьма условны, стоит ли на них полагаться?
Reply
Вы читаете одно, а выводы делаете прямо противоположные. Я не на эпос полагаюсь, а рассматриваю весь комплекс имеющихся источников. И естественно, ничего однозначно не утверждаю, поскольку точные даты из русской истории 9 - первой половины 10 века можно по пальцам пересчитать. Но, все таки есть за что зацепиться. А какие на этом основании получатся результаты - это зависит от степени фантазии и самокритики историка. У меня эти два основополагающих качества находятся в полной гармонии.
Reply
С учетом того, что единственный внешний источник, упоминающий - предположительно - Олега (Олега ли? Того ли Олега?), не позволяет датировать упомянутые события в силу своей эпическо-литературной природы, а данные летописи сомнительны как в вопросах датировки, так и фабулы, действительно напрашивается вопрос: «а был ли мальчик?» То есть не является ли Олег Вещий целиком и полностью эпическим персонажем, восходящим к неизвестным нам событиям, превратившимся позже в былинного Волха Всеславича. Попадание же самого этого персонажа в хазарский документ можно объяснить пребыванием среди хазар некоторого количества русов, которое известно из сторонних источников. Например.
Reply
Reply
Reply
Reply
Однако, по твоим же словам именно после похода 860 года, а то и в результате него, было проведено первое крещение Руси и, вероятно, руководителя похода, т.е. Олега. А мы знаем об Олеге, что он был убежденный язычник. Возможно ли представить себе такое?
Reply
Reply
Про то что многие крестились и раскрещивались знают пожалуй не меньше чем все, но насколько это можно представить в отношении Олега? Принципиальный язычник вряд ли стал это делать не рискуя репутацией. Я думаю, Олег бы не стал это делать.
Reply
Reply
Leave a comment