Пожалуй, что нет второго такого события в ранней русской истории (не считая самого начала этой ранней истории), которое занимало бы такое место в нашем историческом самосознании, как поход Вещего Олега на Царьград. Кто не знает щит Олега, прибитый к вратам Царьграда? (Не будем о грустном!)
(
Read more... )
В 60 да по тем временам - в самом расцвете сил? Это Вы все же хватили. Понятно, что свежий воздух и здоровое питание творят чудеса, но 60 в 9-м веке - возраст весьма почтенный.
Ну, так я Вам о том же и говорю: эпос - он такой эпос. И если на него полностью полагаться - можно зайти очень далеко. К какому времени относится Хлгу, тот ли это Хлгу (и имя ли это вообще) - большой вопрос. Раз у автора в голове каша, а датировки и фабулы летописей весьма условны, стоит ли на них полагаться?
Reply
Вы читаете одно, а выводы делаете прямо противоположные. Я не на эпос полагаюсь, а рассматриваю весь комплекс имеющихся источников. И естественно, ничего однозначно не утверждаю, поскольку точные даты из русской истории 9 - первой половины 10 века можно по пальцам пересчитать. Но, все таки есть за что зацепиться. А какие на этом основании получатся результаты - это зависит от степени фантазии и самокритики историка. У меня эти два основополагающих качества находятся в полной гармонии.
Reply
С учетом того, что единственный внешний источник, упоминающий - предположительно - Олега (Олега ли? Того ли Олега?), не позволяет датировать упомянутые события в силу своей эпическо-литературной природы, а данные летописи сомнительны как в вопросах датировки, так и фабулы, действительно напрашивается вопрос: «а был ли мальчик?» То есть не является ли Олег Вещий целиком и полностью эпическим персонажем, восходящим к неизвестным нам событиям, превратившимся позже в былинного Волха Всеславича. Попадание же самого этого персонажа в хазарский документ можно объяснить пребыванием среди хазар некоторого количества русов, которое известно из сторонних источников. Например.
Reply
Reply
Игорь, Ольга и Святослав известны иноземным источникам. Олег - нет (кроме все того же докУмента, в котором упомянут непонятно кто).
Reply
Reply
Договоры сохранились лишь в составе летописи. Греческие оригиналы нам все же неизвестны. А так-то в средневековых книга и указы бога и дьявола найти можно. С подписями и печатями )))
Reply
Reply
При этом некоторые, как выразился уважаемый хозяин журнала, «нигилисты» отрицают реальность этих договоров вообще. Полагаю, для такого вывода у них тоже имеются какие-то основания.
Reply
Reply
Неподтвержденный Олег (Моравский?) - поздний конструкт польских историографов и чешских геральдиков. Хотя сама по себе мысль о моравском происхождении Олега и его (или по крайней мере памяти о нем) последующем переселении с волнами мигрантов на восток (археологические следы в Поднепровье) кажется не такой уж безнадежной.
Reply
Reply
Навскидку. Первое, что пришло в голову. В договорах действительно стоял Олег, но заключались они не с Киевом, а с, как выражается хозяин журнала, «Русью изначальной», откуда он их и принес. Второе - у летописца в руках были другие, поздние договора, из которых он и понадергал формулировок для достоверности... Ничего сверхъестественного ))
Reply
Reply
То есть археология на стороне этой идеи? Вот и ладненько ))
Насчет того, откуда у летописца цитаты - если были доступны ранние договора с прежними правителями Киева, например? Которые к правящей династии отношения не имели, и потому договоры эти ей, этой новой династии, сами по себе нужны как зайцу курево? (Но это уже я развлекаюсь, не принимайте всерьез. Хотя...) короче, самостоятельность договоров это никак не отменяет.
Хм... то есть насчет крещения мы арабу верим, а насчет ислама - нет? А что вдруг? ;-)
Идея связи «светлости» с крещением опять же указывает, что договора эти связаны не с той Русью, которую мы знаем из летописей. Вспомните очаровательную формулу из позднего договора: «русин или христианин». Ну, или вообще они связаны не с Русью, а с Болгарией, с которой, по мнению хозяина журнала, Русь союзничала. Это, кстати, звучит не так уж и глупо. Что мы знаем о болгаро-византийских договорах? Какие там формулы и обороты?
Reply
Верим (точнее обращаем внимание) не данному утверждению араба, вернее туркмена, а сочетанию его с выявленными особенностями договора 912 года. Насчёт договоров с Болгарией интересно, но кстати, если допустим "русин" заменил в них "болгарина", то всё равно формула "крестьяна русинъ, или христьянъ русина" имелась в том же обсуждаемом договоре, а также в договоре 941 года, где уже прямо отмечалось "и елико поганыя руси, а хрестьяную русь водиша въ церковь святаго Ильи".
Reply
Leave a comment