Поход Вещего Олега на Царьград - "мальчик которого не было" или "не там искали"?

Oct 27, 2020 17:17

Пожалуй, что нет второго такого события в ранней русской истории (не считая самого начала этой ранней истории), которое занимало бы такое место в нашем историческом самосознании, как поход Вещего Олега на Царьград. Кто не знает щит Олега, прибитый к вратам Царьграда? (Не будем о грустном!)
Read more... )

Игорь, Русь, Олег Вещий, Русский каганат, былины, 860 год, Русская земля, летописание

Leave a comment

Ключевое слово - инфраструктура sverc October 27 2020, 23:28:31 UTC
"Без всякого сомнения столь грандиозный успех должен был как-то отразиться в русском эпосе" - это только при условии, что между Русью, организовавшей поход на Константинополь в 860 году и позднейшей исторической Русью с центром в Киеве была прямая преемственность. Но наличие такой преемственности ниоткуда не вытекает. Ни из одного источника. Более того, поскольку русские летописцы о походе 860 года ничего не знают (автор ПВЛ прямо говорит, что узнал о нём в "летописании греческом" - то есть никаких оригинальных собственно русских сведений о нём он не имел), это указывает на то, что никакой преемственности между, назовём их условно, "русами 860 года" и Киевской Русью, не было. А твой пост построен на логике замкнутого круга: сначала а приори выдвигается ничем не обоснованный тезис, что "память о походе 860 года на Руси обязательно должна была быть", а потом под него подбираются доказательства. Но так можно "доказать" что угодно. Сначала обоснуй исходный тезис.

По источникам мы знаем, какие масштабные мобилизационные мероприятия проводились на Руси при войнах с Византией в Х веке (летописные перечни племён - участников похода (пусть сами перечни и не аутентичны, но они отражают ясное понимание летописцем сложности задачи и необходимости максимально широкой мобилизации), слова Льва Диакона о том, что отправляясь на Балканы, Святослав "поднял на войну всё молодое поколение тавров"). Для 860 года на славянщине ни археологичеки ни по письменным источникам не просматривается даже намёка на политию, которая могла бы провести столь масштабную военную мобилизацию. Следовательно, этот поход организован не оттуда. Вероятнее всего, он связан с предшествующим славяно-варяжской среднеднепровской руси аланским Русским каганатом (салтово-маяцкая культура). Для русов-салтовцев это была вполне посильная задача. Во всей Восточной Европе только они на тот момент имели соответствующий уровень инфраструктуры. Непосредственно удар по Константинополю был нанесён салтовскими аланами-русами, скорее всего, из района Тамани-Крыма.

Reply

Re: Ключевое слово - инфраструктура ortnit October 28 2020, 10:29:28 UTC
Если предполагать, что Русский каганат - это салтовцы, то все верно. Ни из одного источника связь не вытекает. А если таких смелых выводов не делать, то все вполне прозрачно.
Исходный тезис я, насколько это в принципе возможно в нашей ситуации обосновал. У тебя, вроде бы, даже книга есть, посвященная этому. У нас есть народ 9 века, который активно проявляет себя в том самом регионе, где столетием позднее мы видим народ, который носит тоже самое имя. Вполне очевидно, что имелся некий разрыв: Русский каганат исчезает из источников в момент пика своего развития на несколько десятилетий. Но, значит ли это, что какая-то бродячая дружина просто позаимствовала имя сгинувшей державы? Мы видим факт: в одно и тоже время источники фиксируют переселение народности с именем "русь" в Паннонию и Среднее Поднепровье. Мы видим факт: в Среднем Поднепровье, очень слабо заселенном в 9 веке, на рубеже 9-10 вв. наблюдает резкое увеличение населения, строятся города, осваиваются обширные территории, в том числе не очень пригодные для сельскохозяйственной деятельности. Ты говоришь, что нет никаких связей между Русью 9 и Русью 10 вв. Это не так. В летописном предании такие следы имеются: это и какая-то особая память об императрице Ирине, которая явно играла какую-то роль в исторических преданиях русов (полагаю, это предание зафиксировано века спустя Густынской летописью), и традиция, связанная с крещением Руси (тут и Фотий, и присланный им Михаил, и некоторые легендарные элементы в рассказе о крещении Владимира Святославича в Херсонесе явно списанные с предания о Бравлине), и сам факт многочисленного христианского населения на Руси 940-960-х гг., у которых есть свое независимое духовенство, ведущее активную проповедь даже в Центральной Европе. Все это - наследие Руси 9 века. Сюда же, я уверен, следует относить и былинный эпос, и предания об Олеге.
Ты пишешь, что нет следов на политию, способную организовать такое предприятие, как поход 860 г. А ты внимательно искал? И какие это должны быть следы? История знает массу масштабных военных предприятий, организованных сообществом племен, находящихся на том же уровне развития, что славяне Лука-Райковецкой культуры, и обществами, находящимися на более низком уровне. Достаточно вспомнить Маркоманнские войны или Скифские войны 3 в., или те же славянские походы 6-7 вв. Как говорится, было бы желание. Прикарпатье с его большими городскими центрами, торговыми связями с Балтикой, Подунавьем и Ближним Востоком чем не подходит на роль политического центра для такой "варварской империи"?
Ты говоришь, что письменные источники не говорят о такой политии. Они о ней говорят, осталось найти ее адрес. Ты считаешь, что это салтовская культура, но имеющиеся источники вполне однозначно утверждают, что Тамань принадлежала Хазарии с 7 века. Лесостепное Подонье? Об этом регионе мы ничего однозначно говорить не можем для 9 века, но в 10-11 вв. тут отмечены болгары, хазары и яссы, а не русы. Между тем, в противоположном конце Восточной Европы письменные источники самого разного происхождения помещают именно Русь, но ты этот факт старательно не замечаешь.

Reply


Leave a comment

Up