Авары. Великие и ужасные. Ч. 8

Aug 13, 2020 13:55

1
2
3
4
5
6
7
Судьбы империй (продолжение)
Приблизительно в 614/615 г. («пятый год правления Ираклия») Империя вновь ощутила на себе натиск Севера. Новый император, не сумев договориться с аварами о продолжении политики «мир за дань» принял решение вывести все имеющиеся войска из Фракии в Азию. Как уже приходилось говорить, восточные провинции играли для рождающейся на месте Восточно-Римской империи Византии куда большую роль, чем Балканы. Это связано и с природными богатствами Ближнего Востока и Египта, и с демографическим потенциалом. Большая часть рекрутов набиралась именно на Востоке. Впрочем, Ираклию пока не удавалось остановить натиск персов, не смотря на принесенную в жертву Европу. Исидор Севильский сообщает: «Шёл уже пятый год правления Ираклия. В начале его склавины (Sclavini) отняли у римлян Грецию, персы - Сирию и Египет и очень много провинций». Очевидно, это и есть то самое вторжение 25 славянских племен, случившееся после распада «Словенского царства».
И. Коломийцев, исходя из того, что в Х в. аваров часто отождествляли со славянами (например, Константин Порфирородный), считает, что здесь идет речь о наступлении Кагана II на Ираклия. Однако, более ранняя традиция четко разделяла два народа, даже когда речь шла о словенах, подконтрольных аварам. Замечание «Армянской хроники» и вовсе четко дает понять, что напрямую к аварам это переселение не имеет отношения, хотя они и были скорее всего первопричиной этого движения. «Чудеса св. Димитрия Солунского» также подтверждают, что изначально словене действовали независимо от кагана.
Поначалу коалиция славянских племен, которая явно уже некоторое время проживала в окрестностях Фессалоники, осадила город под командованием «экзарха» Хацона. Очередная попытка захватить великий город закончилась провалом, а лидер «склавинов» погиб. Расстроенные неудачей словене обратились к кагану аварскому, который двинул объединенное войско на Фессалонику через два года. Осаду Хацона датируют 615-616 гг., соответственно поход кагана относят к 618 г. Выходит, что до 616 г., когда словене обратились за помощью к аварам, каган не вмешивался в события во Фракии (это было бы сложно сделать, учитывая какие силы перешли Дунай в ту эпоху). Чем же был занят великий аварский завоеватель между 611 и 616 гг., отказавшись от денег Ираклия ради славы и завершив поход на Фриуль?
Ответ у нас есть: он покорял Далмацию. Память о падении римской власти в этом краю, ныне известном как Хорватия и давшем название знаменитой породе собак, а также об осаде столицы этой провинции Салоне (Сплит), сохранилась только у поздних авторов. Фома Сплитский, автор XIII в., приводит красочный и подробный рассказ о падении Салоны. Средневековый хронист ничего не говорит об аварах и их кагане. Врагом Салоны у него выступает Тотила, вождь готов. Его славянские союзники, которых он привел из «Полонии» названы «лингонами». С.В. Алексеев убедительно доказывает, что «Тотила» и его «готы» на самом деле - Каган и авары. Пришедшие из «Полонии» «семь или восемь знатных племен» лингонов по неволе ассоциируются с теми славянскими племенами, к которым обращался еще Баян, на кануне контрнаступления Маврикия и Приска. Подтверждает гипотезу о том, что «большое конное и пешее войско» на самом деле было аваро-славянским император Константин Порфирородный. В «Управлении империей» он, рассказывая о Далмации и появлении хорватов, неоднократно называет противников римлян славянами, «которые называются также аварами».
Возвращаясь к событиям 815-816 гг. весьма любопытно отметить, что на новой родине словенские племена Македонии и Фессалии продолжали, судя по всему, воспроизводить политические институты «Словенского царства». «Экзарх» Хацон выглядит преемником Ардагаста и Пирагаста. Чуть позже источники начнут фиксировать «риксов» отдельных славиний в этом регионе. Это также подтверждает, что словене действовали до 616 г. самостоятельно даже в относительной близости к центру Аварского каганата, но гораздо интереснее в связи с этим, насколько были верны наши выводы, высказанные ранее, о том, что именно авары стояли за разгромом «Словенского царства» и Антского союза?
Вынужден признать, что кроме аварских стрел на городище Зимно никаких серьезных доводов у нас для такого вывода нет. А значит, я поторопился. Посмотрим на ситуацию еще раз: ок. 611 г. - аварский каган вторгается в Италию и сажает на кол местных герцогинь с низкой социальной ответственностью; ок. 614 г. «Тотила, готы и лингоны» завоевывают Далмацию; ок. 616 г. - словенские вожди уговаривают аваров принять участие в совместном предприятии «Осада Фессалоники». При этом, уже ок. 612 г. анты перестают быть союзниками Империи навсегда и само их имя выпадает из истории. При этом к 615 г. уже пали крупнейшие центры Дардании (Косово), Дакии (в данном случае провинция к югу от Дуная, северо-запад совр. Болгарии) и Иллирика (Сербия). И, как мы видели, авары тут были совершенно ни при чем. При всей своей мобильности, авары вряд ли могли успеть «сгонять на выходных» на другой конец Восточной Европы, разгромить там «Словенское царство», с которым не могли справиться в VI в. и вернуться «к понедельнику», чтобы начать воевать Далмацию. Весьма показательно, что предание о царе Маджаке также ничего не говорит о внешних врагах: «Из этих племен одно имело прежде в древности власть над ними, его царя называли Маджак, а само племя называлось Валинана. Этому племени в древности подчинялись все прочие славянские племена; ибо (верховная) власть была у него, и прочие цари ему повиновались». И далее: «Мы уже выше рассказывали про царя, коему повиновались, в прежнее время, остальные цари их, то есть Маджак, царь Валинаны, которое племя есть одно из коренных племен славянских, оно почитается между их племенами и имело превосходство между ними. Впоследствии же пошли раздоры между их племенами, порядок их был нарушен, они разделились на отдельные колена и каждое племя избрало себе царя; как мы уже говорили об их царях, по причинам, описание которых слишком длинно...». Ему вторит «Баварский Географ»: «Сериваны (Zerivani ) -это королевство столь [велико], что из него произошли все славянские народы и ведут, по их словам, [свое] начало». Учитывая проблемность чтения арабских этнических и личных имен у Масуди, очень жаль, что никто не пытался сравнить два уникальных этнонима, которые явно отражают версии одного и того же славянского предания.
Здесь следует привести одно справедливое замечание И. Коломийцева, вывод которого фактически подтверждает исследователь С.В. Назин. Оба автора независимо (судя по всему) друг от друга пришли к выводу, что «словене» первоначально - это этноним той группы славянского населения, которое являлось носителями культуры Ипотешти-Кындешти-Чурел. Географически эта культура главным образом занимала исторические области Румынии - Молдавию, Мунтению и Олтению. Именно эти дунайские земли русский летописец называет родиной словен, откуда они разошлись в разные стороны. С.В. Назин связывает генезис этого населения с культурой Карпатских курганов, а ее происхождение в свою очередь с переселением паннонско-норикского провинциально-римского населения на обезлюдившие после походов Траяна земли новой провинции Дакия. Племена культуры типа Прага-Корчак эти авторы склонны связывать с Антами (Назин) и Дулебами, Хорватами и Сербами, которые не идентичны, или не совсем идентичны (с чем я согласен) Антам (Коломийцев). Анты при этом являются прямыми потомками венедов, а различие их материальной культуры (пражской, колочинской, пеньковской) объясняется широтой расселения. Все же, «отдавать» пражскую культуру антам я бы не торопился, тем более, что сам Назин утверждает, что пражская культура выросла из словенской культуры Карпатских курганов, как и Ипотештинская. То есть, пражскаея культура - это результат расселения словен в Прикарпатье. Именно об этом нам рассказывает и летописное предание: дунайские словене расселяются, давая начало новым славянским народам: ляхам (перечисляются четыре их группы на Висле и Балтике, а также к ним приписывают эмигранты на Соже и Оке), мораванам, чехам, сербам, белым хорватам (имеются ввиду явно западные балканские хорваты), хорутанам (словенцам), а также массе восточных славян: полян, северы, древлян, дреговичей, бужан, ильменских словен, кривичей. В этом ряду не упоминаются лишь уличи и тиверцы, происхождение которых и современными археологами связывается с антами - пеньковцами, а не пражскими племенами. Таким образом, летописное предание демонстрирует удивительную точность.
Ипотештинская культура предстает перед нами более развитой, население Мунтении, Молдавии и Олтении - более плотным и многочисленным, чем их родственники в Прикарпатье. Добрята, «рикс словен» Мусок и его «воеводы» Ардагаст и Пирагаст действуют именно в Нижнем Подунавье. Все это позволяет отказать от мнения о ведущей роли Волыни в этом объединении словенских племен. Чем же было Зимно? При такой точке зрения, первое известное славянское укрепленное городище должно было играть скорее роль далекого форпоста дунайцев на Волыни, чем «столицы» первого славянского «государства».
Согласно летописи, причиной, которая вынудила словен покинуть Подунавье и начать освоение Восточной Европы, были вовсе не авары, которые появились позднее, а агрессия «волохов», под которыми логично понимать скорее римлян. Затем пришли болгары (древнейшие упоминания в Восточной Европе относятся к IV в., с ними же, вероятно, следует отождествлять и гуннов), а уже при Ираклии «белые угры», которые воевали с персидским царем Хосровом. «В те времена существовали и обры, воевали они против царя Ираклия и чуть было его не захватили. Эти обры воевали и против славян и притесняли дулебов - также славян, и творили насилие женам дулебским», - пишет далее летописец. Авары здесь не появляются при Ираклии, как загадочные «белые угры» (вспоминаются сарагуры, совершавшие набеги в Закавказье, но они исчезли еще до появления аваров, также высказывалось в литературе мнение, что речь тут идет о гуннах Аттилы, но смущает точность датировки - именно при Ираклии они совершают поход на Хосрова). Если сравнивать данные летописи с ромейскими источниками, то на роль «белых угров» подходит только один народ - тюрки Западного каганата, которые в 627 г. выступили в союзе с Ираклием против персов. Закавказские средневековые источники называют союзников Ираклия «хазарами», однако это скорее отражает факт, что именно хазары составляли основу западно-тюркских войск на Кавказе.
Следовательно, можно доверять летописному преданию и в том, что касается аваро-дулебской войне. Вероятно, ее следует относить ко времени уже после распада «Словенского царства». Наиболее вероятным, в свете всего сказанного выше, представляется следующая последовательность событий: 1) около 610-612 гг. в результате каких-то внутренних причин распадаются два крупнейших славянских объединения - «Словенское царство» и Антский союз. 2) раздоры, которые привели к распаду этих объединений, вызвали мощный миграционный поток на беззащитный Балканский полуостров, который привел к 615 году к захвату практически всех европейских провинций Империи славянским населением. Авары в это время воевали в Далмации, также опираясь на какие-то славянские племена из «Полонии». 3) После событий 618 г. началось планомерное подчинение балканских славиний аварам. 4) Лишь после того, как авары подчинили себе балканских славян, они могли перейти к покорению их метрополии. Именно к этому времени логично отнести появление аварских стрел в слоях разрушения Зимновского городища. Однако, здесь тоже не все однозначно. Последующие события помогут нам понять, когда именно могло произойти вторжение аваров на Волынь.

Продолжение следует...

авары, словене, анты, лангобарды, Византия, Рим и варвары, тюрки

Previous post Next post
Up