1 2 3 4 5 6Судьбы империй (начало)
Когда осела пыль от топота солдатских сапог, мир изменился. Античность покинула Балканский полуостров. Каганат, стоявший только что на грани полного краха, вдруг оказался единственной дееспособной силой между Адриатическим и Черным морем, между Карпатами и Средиземным морем. В условиях смуты, охватившей Империю, войско Апсиха, скорее всего примирилось с каганом. Теперь для аваров открывались невероятные перспективы.
Для ромеев кровожадный Фока был худшим из императоров. В Италии же его любили за знаки уважения, оказываемые папе Римскому. С аварами Фома решил не конфликтовать. Всю европейскую армию он переправил в Азию, для борьбы с персами, обязавшись выплачивать кагану еще большую дань, чем раньше. Однако, это не помешало Баяну отправить отряды словен в помощь королю лангобардов, воевавшему с экзархом Равенны - правителем всех ромейских владений в Италии.
Положение Империи было катастрофическим. Лангобарды захватывали город за городом. Персы громили ромейские армии, а единственного уцелевшего после переворота талантливого полководца, способного им противостоять Фока приказал сжечь на костре за восстание против нового императора. Хосров захватил Армению, Каппадокию, Сирию и Палестину, наступал в Малой Азии. Впервые со времен Александра Великого, персы увидели пролив Босфор. Казалось, что дни Второго Рима сочтены. Феофилакт Симокатта закончил свою хронику, лишь упомянув о начале Персидской войны, поэтому мы лишены ценнейших подробностей, которые так любил этот автор. Феофан лаконично сообщает: «Европу опустошали варвары, Азию всю заняли персы, города пленили, и римское войско в сражениях истребили».
Фока правил 8 лет. Удивительно, но он нашел общий язык с Приском, которого всегда уважали солдаты. Приск выдал за новоявленного императора свою дочь и стал ближайшим советником своего бывшего конюха. Нет сомнений, что именно он фактически обеспечивал выживание того, что осталось от Второго Рима. Очевидно, именно Приск также способствовал тому, что остатки аристократии еще участвовали в работе государства. Но, в конце концов он принял решение покончить с безумием. Приск стал организатором заговора, который привел в 610 году на престол спасителя Империи - Ираклия, сына Ираклия - экзарха Карфагена. Далекая провинция, возвращенная в лоно Империи Юстинианом, через 75 лет стала источником ее спасения. Приск же поначалу получил командование на персидском фронте, но затем Ираклий постриг его в монахи, а через год последний герой Аварских войн VI века, скончался в монастыре.
Новейшие исследования югославянских историков и археологов, на которых ссылается И. Коломийцев, позволяют существенно уточнить историю краха Империи на Балканах. Классический тезис, которым мы закончили предыдущую часть, о том, что мятеж Фоки открыл дорогу славянским племенам верен лишь отчасти. Как ни странно, у нас нет свидетельств того, что в течении восьмилетней тирании Балканы испытали на себе нашествие иноплеменных полчищ. Возможно, относительная стабильность в европейских провинциях обеспечивалась аварами. Практически нет сомнений в том, что авары сразу же вернули себе все Нижнее Подунавье от Белграда до устья Дуная. Они контролировали переправы и не испытывали никакой нужды пропускать на Балканы своих славянских соперников. В тоже время, у словен, судя по всему, не было на тот момент потребности к массовому переселению.
Все меняется с приходом Ираклия к власти. Ни Хосров, ни авары не пожелали идти на соглашения с новым императором. Авары даже отказались от предложений Ираклия по выплатам дани. Можно согласиться с И. Коломийцевым, что именно в это время происходит смена власти также и в каганате. Начиная с 610 г. наблюдается резкое изменение курса во внешней политике Аварского каганата, которое можно связывать со смертью старого Баяна и воцарением его более воинственного безымянного наследника.
В одном из
недавних постов мы, рассматривая проблему распада «Словенского царства» и Антского племенного союза пришли к выводу, что раздоры, приведшие к распаду «Словенского царства», и война аваров и дулебов, памятником которого стало разрушенное городище Зимно и рассказ ПВЛ о «примучивании» дулебов обрами, следует относить к первым годам правления Ираклия. Примерно в тоже время распался и Антский союз. Ираклий окончательно отказался от титула «Антский» в 612 г. Очевидно, именно после этих событий началось самое массовое славянское вторжение на Балканы. Напомню, что согласно «Армянской хронике» на Балканы в этот раз ворвались не просто сотни тысяч воинов, как в прежние годы, а 25 племен. Мы знаем названия некоторых из них: поляне, другувиты (дреговичи), криветеины (кривичи), северы (севера, северяне) и ряд других. Столь знакомые и близкие нашим сердцам имена, подтверждающие, что именно наши предки принимали участие в освоении Балканского полуострова в VII в. И. Коломийцев уточняет данные, ссылаясь на сербских исследователей Иванишевича и Бугарски: «преобладающее мнение специалистов в области ранневизантийской археологии заключается в том, что население Империи в провинции внутренняя Дакия, в треугольнике, образованном городами Сердика (София) - Наис (Ниш) и Юстиниана Прима (Царичин град, Сербия), сохранились до времени около 615 года, то есть многовековая эпоха ромейского господства на Балканах закончилась горизонтом разрушений, который, судя по находкам монет, относится к этому времени. Это мнение базируется и на данных исторических источников: беженцы из Наисса и Сердики упоминаются в описании славяно-аварской осады города Салоники (Фессалоники) около 618 года». Итак, 615-618 гг. - это верхняя граница большого славянского вторжения на Балканы.
Нижнюю дату помогает уточнить Павел Диакон. После упоминания о том, что Ираклий сверг Фоку, лангобардский историк рассказывает о неожиданном нападении огромного аварского войска на Фриульское герцогство. Герцог Гизульф вышел против орды со своими людьми, но пал в неравной схватке. Его подданные укрылись за стенами города Форум Юлия, от которого и получила свое название Фриуль. Супруга павшего герцога, Ромильда, была среди них. Женщина пылкая, она увидела молодого кагана («в самом расцвете юности») и воспылала к нему страстью. Для того, чтобы стать женой аварского царя, она была готова отдать кочевникам родной город и свой народ. Молодой каган не стал отказываться от такого предложения. Город был разорен, Ромильда стала женой кагана… на одну ночь. После этого он отдал ее своим 12 приближенным, а затем посадил на кол в чистом поле. «Так мерзкая предательница своей родины, предпочевшая своё вожделение своим согражданам и сородичам, была наказана такой смертью», удовлетворенно заключает Павел Диакон.
Нападение на лангобардов вызывает удивление. Баяна с этим народом связывали почти полвека искренней дружбы. Авары и лангобарды воевали вместе против гепидов, против Империи, авары прикрывали лангобардов от франков, а лангобарды присылали кагану мастеров - корабелов. Баян заключал с лангобардами «вечный союз». Его наследник обрушился на вчерашних союзников, едва придя к власти. Едва ли он нуждался в добычи. Фока исправна снабжал аваров драгоценными металлами. Ираклий также предлагал кочевникам сохранять мир на тех же условиях, однако молодой каган отказал. Его явно прельщала слава великого завоевателя и дипломатическим тактом, в отличие от Баяна (отца? деда?) новый каган (будем звать его Каган II) столь же явно был обделен. Ираклий предлагает дорогостоящий мир? К черту! Война и слава! Лангобарды - старые и испытанные союзники? К черту! Война и слава! Поход на восток, против словен и может быть (скорее всего?) антов, отлично вписывается в эту новую политику.
Продолжение следует...