Очерк истории Древлянской земли. Ч. 3

Jul 31, 2020 21:43

1
2

Откуда Деревская земля стала есть?

С распадом «Словенского царства», сложившегося вокруг Зимно на рубеже 6-7 вв. началась самостоятельная история восточноевропейских славиний. Имя антов в это время больше не упоминается. Причину этого следует связывать с загадочными событиями, положившими конец пеньковской и колочинской археологическим культурам. Мы практически ничего не можем сказать об этих событиях. Последний раз анты упоминаются в связи с походом аварского полководца Апсиха против них в 602 г. В это суровое время, когда еще дееспособная ромейская армия под руководством императорского брата Петра и талантливых офицеров, вроде Гудвина, подвиги которого описаны Феофилактом Симокаттой, успешно действовали против словен на территории современной Румынии, кагану авар взбрело в голову завершить войну с антами, начавшуюся еще в 559-560 гг. Анты по прежнему оставались союзниками ромеев, тогда как словене Нижнего Подунавья в это время выступали уже в качестве союзников аваров.
Феофилакт сообщает, что поход Апсиха был сорван уже на границе антских земель. Аварские воины подняли мятеж и перешли на сторону императора Маврикия. Очевидно, этим и закончился поход Апсиха. Коллапс, охвативший Византию вскоре после этого, на долгие годы закрыл Восточную Европу от взора историков и летописцев. Но, кое-что нам открывает археология.
Вскоре после похода Апсиха гибнет городище Зимно, усыпанное аварскими стрелами (во всяком случае, по археологическим материалам гибель Зимно датируется началом 7 века). Это свидетельствует о резких изменениях в отношениях между аварами и их славянскими союзниками в войнах против империи в предшествующее десятилетие. Успехи ромейского оружия в 592-602 гг. и последующий уход имперских войск, отдал в руки аваров Нижнее Подунавье. Баланс сил между каганатом и «Словенским царством» в следствии этого неизбежно должен был быть нарушен. Очевидно, именно к этому времени относятся те раздоры, которые погубили «царство Маджака» в предании аль-Масуди. Этим не могли не воспользоваться авары. Летописное предание сохранило память о том, что во времена императора Ираклия (610-641 гг) обры (авары) воевали со словенами-дулебами и покорили их, подвергнув унижениям. Историк С.В. Назин в своей монографии «Происхождение славян. Реконструкция этнонима, прародины и древнейших миграций» приводит убедительные доказательства того, что само имя «дулебы» было аварским прозванием словен. Мы имеем возможность даже относительно точно датировать это аварское нашествие. В 612 году Ираклий окончательно отказывается от титула «Антский», который символизировал союз империи с этим народом. Это конечно не означает, что анты были уничтожены тогда же. Скорее, империя просто окончательно потеряла контакты с антами. Впрочем, возможно, что под ударами аваров вслед за «Словенским царством» развалился и ослабленный Антский союз. Тем более, что анты в это время занимали огромные территории, разделенные Днепром. Сохранять единство в таких условиях для столь рыхлого образования как анты было бы слишком затруднительно. Не малую роль в этом должно было сыграть прекращение контактов с империей, которая должна была снабжать драгоценными подарками антскую знать и тем самым способствовать сохранению ее единства.
Аварское господство не могло продлиться долго. Сам каганат постоянно сотрясался от кризисов, вызванных противоборством аварской и болгарской знати, борьбой за свою свободу славянского, германского и романского населения, покоренного аварами. Гегемонию аваров на будущих украинских землях можно продлить максимум до переломного 626 года, когда осаждавшее Константинополь аваро-славянское войско распалось из-за внутренних противоречий, что стало знаком для всех подданных кагана к бунту. На западе каганата вышли из повиновения предки словенцев, чехов и словаков, объединившиеся в «Государство Само». Вышли из повиновения балканские славяне. Сербы и хорваты хлынули в Иллирию. В Северном Причерноморье болгарские племена объединились в Великую Болгарию.
Окончательно исчезновение антов из истории следует относить к более позднему времени. Второй половиной 7-го столетия датируется масштабная катастрофа, уничтожившая памятники позднепеньковской и колочинской культуры на Левобережной Украине. Исследователи связывают эти события с нашествием болгар или хазар. По мнению археолога А.В. Комара разрушение этих памятников нужно отождествлять с хазарским вторжением и вытеснением болгарской орды Аспаруха из Северного Причерноморья. Часть антов ушла на Дунай вместе с болгарами. Часть отступила на север, в лесную зону. В последующем, остатки пеньковцев и колочинцев стали возвращаться на покинутые земли, а с Балкан на рубеже 7-8 вв. пришла новая волна славян, во главе с северами. Новая общность, возникшая из слияния этих элементов (возможно, при участии именьковцев с Волги), положила начало летописным севере, радимичам и вятичам, а в археологическом плане выразилась в создании роменско-боршевской культуры. Вновь прибывшие племен сразу попадали в зависимость от хазар, которые управляли переселенцами через военнизированную элитарную группу, центром которой была крепость Битица. Эта группа вместе с обслуживающими ее ремесленниками соответствуют волынцевской группой древностей в конце 8 - первой четверти 9 века.
К западу от Днепра славяноязычное население не переживало таких катаклизмов. Остатки местного антского населения все теснее сливались с наступающим словенским населением, растворяясь в нем. Пражская культура эволюционирует в культуру типа Луки-Райковецкой, которая поглощает позднепеньковскую культуру. На территории лука-райковецкой культуры формируются летописные хорваты, бужане/волыняне, древляне, дреговичи, поляне, уличи и тиверцы.
Распространение очень однородной культуры на огромных территориях от истоков Тисы и Днестра до Киева свидетельствует о тесных связях между славиниями региона. Их объединяло прошлое «Словенского царства», угроза со стороны аваров и болгар. Явным политическим центром этой новой общности, возникшей на руинах словено-антского мира 6 века является городище Хотомель (Столинский район, Брестская область), демонстрирующее следы явной дружинной культуры. Можно предполагать, что хотомельцы были потомками зимновских дружинников. Хотомель находился примерно на границе позднейших Деревской и Волынской земель. В 12 веке здесь фиксируется волость Киевского княжества Погорина. Очевидно, что эта общность возникла гораздо раньше и не связана ни с одним из летописных «племен» на прямую. Хотомель приходит в упадок уже в конце 8 века. В следующем веке Деревская земля выходит из исторического сумрака, появляясь в летописных преданиях.
Продолжение следует...

Русь, древляне, славяне

Previous post Next post
Up