1 2 3 4 5 6 7 8Судьбы империй (еще одно продолжение)
В 618 году еще никто не знал, что Аварский каганат медленно движется к пику своего могущества, после которого начнется медленное движение к закату и забвению.
Армия, подошедшая к стенам Фессалоники, могла бы соперничать масштабом и колоритностью с мордорскими войсками, осаждавшими Гондор. Не удивлюсь, если Толкин вдохновлялся в том числе и «Чудесами св. Димитрия». Кроме аваров и «всех склавинов» упоминаются также болгары и какие-то прочие варвары. Войско было хорошо вооружено. Использовалось большое количество военной техники. Использовались даже какие-то горючие смеси. Однако, как это уже бывало прежде, многочисленность армии была залогом ее неудачи - такую массу воинов было просто нечем кормить. Даже воды не хватало. Город, окруженный мощными стенами, населенный храбрым и сплоченным народом (среди горожан было много беженцев из Наиса, Сердики и других крупных центров из Фракии и Иллирика, которые пали ранее), обладающий инженерами и военной техникой, получающий продовольствие с моря, - по-прежнему оставался неприступным для неприятеля. Кроме того, фессалоникийцам повезло - во время осады к ним прибыл умелый полководец Хариан, случайно в это самое время, направлявшийся в Италию. Императору было ничего не известно о бедствиях второго по значению города Империи в Европе. В конечном итоге, осада закончилась миром с каганом.
В конце концов, вести дошли до Ираклия, который также решил укрепить свой тыл новым соглашением с аварами. Дела на персидском фронте были хуже некуда. Персы взяли Иерусалим в 614 г., в 616-м персы вторглись в Египет, без поставок халявного хлеба остался Константинополь (в 618-м отменили раздачу хлеба в столице), продолжалось наступление в Малой Азии. Уже в 617 г. полководец Шахин уже был под стенами Халкидона, который от Константинополя отделялся лишь водами Босфорского пролива. Однако, в тот раз Ираклию повезло - персы отступили, чтобы окончить покорение Египта. К 620-му г. Хосров был близок к тому, чтобы восстановить Ахеменидскую империю от Индии до черноморских проливов. В этих условиях Ираклию было необходимо обеспечить безопасность столицы - в Малой Азии уже готовилась новая армия, которая в ближайшем будущем должна была изменить ситуацию в пользу ромеев.
Накануне контрнаступления император решил лично встретиться с Каганом II. Фракия была уже потеряна для Империи. Европейская граница проходила в нескольких десятках километров от Константинополя. Местом встречи был назначен древний город Перинф на северном берегу Мраморного моря, который в те времена назывался Гераклеей, а теперь Мармара Эреглиси. Инициатива переговоров исходила, что интересно, от самих аваров. Император приказал подготовить место для конференции, устроив там театральные подмостки и поле для конных ристаний. Однако, авары предприняли попытку обойти его с тыла и схватить. Маневр кочевников был вовремя замечен. Ираклий спасся, переодевшись в лохмотья. Венец он спрятал в рукаве. Авары, огорчившись, что император ускользнул, разорили все до предместий Константинополя и увели в плен огромное количество людей - до 270 тысяч человек, по словам патриарха Никифора, оставившего нам рассказ об этих событиях. Впрочем, Ираклий был в безвыходной ситуации: кроме потери Сирии, Армении, Египта, Палестины на востоке и фактической утраты Балканского полуострова, Империя теряла свои земли в Испании, где готы отняли все, кроме Балеарских островов, и в Италии, где одного экзарха убили бунтовщики, а его преемник и вовсе объявил себя императором (правда он умер, не добравшись до Рима, где должен был получить корону). Незадолго до описываемых событий у Гераклеи всерьез рассматривался проект об эвакуации столицы в Карфаген. Его не приняли лишь из-за протеста патриарха Сергия I. В том же 619-м эпидемия чумы унесла жизни тысяч подданных Империи. В таких условиях ничего иного не оставалось. С аварами пришлось договариваться.
Итогом переговоров стал мирный договор 620 г. По его условиям Ираклий обязывался выплачивать Кагану II невероятно высокую дань - 200 тыс. золотых. Заложниками становились внебрачный сын Ираклия, его племянник и сын второго человека в Империи - патрикия Бонна. Следует помнить, что в это время Империя потеряла свои самые богатые провинции, главный источник богатства Второго Рима. В тоже время, Ираклий продолжал готовить новую 100-тысячную армию в Малой Азии. Оказавшийся после захвата Африки, Испании и Галлии варварами и повстанцами - багаудами в такой же ситуации, Западный Рим просто перестал существовать. Константинополь все выдержал. Деньги предоставляли богачи и Церковь. В ход шло все, что можно было переплавить в монету. 621 год прошел в подготовке стратегии, тактики и комплектовании новой армии.
В 622 г. Ираклий отправился в свой Восточный поход. Идеологическая составляющая операции утверждала, что все участники похода автоматически попадут в рай. Война за Империю превращалась в Крестовый поход. Целью его был удар в самое сердце «тьмы»: армия должна была пройти через Закавказье в центральные области Ирана. Ираклий лично возглавлял армию. В случае неудачи, с Восточным Римом было бы покончено. Однако, чтобы осуществить это предприятие, нужно было выбить персов из Малой Азии. Это удалось сделать, перебросив части на юг, в Киликию. Там, в битве при Иссе персы вновь потерпели поражение, как и почти тысячу лет назад, от средиземноморцев, говорящих по-гречески. Ромеи начали наступление в Каппадокии, из-за чего персы увели войска из Центральной и Северной Анатолии, чтобы не дать новому Искандеру прорваться в Месопотамию.
В следующем году, весной, Ираклий развивает наступление. Его армия отправляется в Армению. Он успешно захватывает крепость за крепостью. В 624 г. бои шли в Кавказской Албании и у Нахичевани. В целом, удача сопутствовала императору. Вскоре у него появился новый старый союзник. Тюрки, переживавшие на рубеже VI-VII вв. переживали еще одну междоусобную войну, в результате которой огромная степная империя от Тихого океана до Черного моря окончательно распалась на Западный и Восточный каганаты. К 620-м гг. западные тюрки готовы были вернуться в Большую игру. Для того, чтобы консолидировать кочевую знать вокруг кагана нужны были войны. Воевать нужно было с богатым противником. Таким был Иран. Ираклий же, терзавший северные рубежи державы Сасанидов, был более чем подходящим союзником. В 624 г. «хазары», как называли тюрок армянские хронисты, уже вторгались в Закавказье с разведывательными целями. В 625-м орда прошла кавказские ущелья и вторглась в Грузию и вместе с ромеями осадило Тифлис.
Видя, что его лучшие полководцы не способны остановить отчаянного императора, Хосров решает привлечь аваров к борьбе. Каган II решил, что союз с персами для него будет более выгодным, чем союз с Ираклием. 200 тыс. солидов - это хорошо, но что будет, если персы проиграют, а победоносная армия Ираклия (вероятно, самая боеспособная армия Евразии того времени) придет в Европу? Кроме того, Кагана, грезившего лаврами великого завоевателя, не могла не прельщать возможность взять сам Константинополь. Авары приняли предложение. Война за Второй Рим вступала в свою финальную фазу.
Продолжение следует...