Продолжаю фотомарафон по всем линиям
Московского метрополитена как бы по порядку. После предыдущей - третьей -
Арбратско-Покровской линии, сегодня будет сразу седьмая - Таганско-Краснопресненская (потому что
4,
5, и
6 линии уже были у меня в журнале раньше не по порядку, а не потому, что я опять сбился со счёта:).
Таганско-Краснопресненская линия считается самой загруженной в московском метро, и это при том, что она не является самой длинной ни по длине (35.9 км), ни по количеству станций (19). Линия была построена в рекордно короткие сроки: первые 7 станций были открыты в 1966 году, а с 1971 до 1975 года было построено ещё 12 станций. С тех пор линия не удлиннялась, хотя раньше существовал проект ответвления от станции Полежаевская на северо-запад. А на фотосъёмку этой линии я, наоборот, потратил больше всего времени из-за огромного пассажиропотока на ней: мне приходилось туда приезжать по несколько раз рано утром и поздно вечером (даты съёмок - май 2009, декабрь 2009, май 2010 и июнь 2010).
Таганско-Краснопресненская линия - одна из самых интересных линий московского метро по разнообразности архитектуры: на ней огромное количество колонных станций мелкого заложения (больше половины) - и все они отделаны абсолютно по-разному! (шутка:)
[
← |
→]
1. Планерная. Дата открытия - 30.12.1975. Тип станции - колонная трёхпролётная мелкого заложения (типовой проект из сборных железобетонных конструкций с двумя рядами по 26 колонн с шагом 6 метров). Путевые стены украшены геометрическим орнаментом из мрамора белого, серого и жёлтого цветов; колонны облицованы белым мрамором; пол выложен серым гранитом. Выход в город на Планерную улицу и улицу Вилиса Лациса.
[
← |
→]
2. Сходненская. 30.12.1975. Тип станции - односводчатая мелкого заложения (из монолитного железобетона с опорой свода на "стены в грунте"). Стены облицованы красным мрамором с декоративными алюминиевыми вставками. Пол выложен серым гранитом. Выход в город на Сходненскую улицу, бульвар Яна Райниса и Химкинский бульвар.
[
← |
→]
3. Тушинская. 30.12.1975. Колонная трёхпролётная мелкого заложения (типовой проект с двумя рядами по 26 колонн с шагом 6 метров). Путевые стены облицованы светлым мрамором с орнаментальной вставкой из стеклокристаллита, колонны облицованы серым мрамором, пол выложен серым и коричневым гранитом. Выход в город к Волоколамскому шоссе и платформе "Тушино" Рижского направления железной дороги.
[
← |
→]
Между станциями Тушинская и Щукинская находится станция-призрак Спартак (ранее - Волоколамская) - типовая колонная трёхпролётная мелкого заложения с двумя рядами по 26 колонн с шагом 6 метров, но без отделки и без выхода в город. Станция расположена под Тушинским аэродромом, который в 1970-х годах планировалось застроить жилым микрорайоном, но этот проект не был реализован, и станция была законсервирована. К сожалению, на этой станции я не был, её фотографий у меня нет.
[
← |
→]
4. Щукинская. 30.12.1975. Колонная трёхпролётная мелкого заложения (типовой проект с двумя рядами по 40 колонн с шагом 4 метра - классическая "сороконожка"). Путевые стены облицованы листами анодированного под бронзу профилированного алюминия со вставками декоративных рисунков. Колонны облицованы желтоватым мрамором. Пол выложен чёрным и серым гранитом. Выход в город на Новощукинскую улицу и улицу Маршала Василевского.
[
← |
→]
5. Октябрьское поле. Дата открытия - 30.12.1972. Тип станции - колонная трёхпролётная мелкого заложения, типовой проект с двумя рядами по 26 колонн с шагом 6 метров, в центре зала - две пары пролётов по 4 метра (для усиление конструкции - задел под пересадку на большое кольцо). Путевые стены облицованы белым и серым мрамором и украшены стальными декоративными панно "Серп и молот". Колонны облицованы анодированным алюминием. Пол выложен коричневым гранитом и серым мрамором. Выход в город на улицы Народного ополчения, маршала Бирюзова, маршала Соколовского, маршала Малиновского.
[
← |
→]
6. Полежаевская. 30.12.1972. Тип станции - колонная трёхпролётная мелкого заложения, индивидуальный проект. На станции две платформы и три пути (задел под несостоявшееся разветвление линии, один путь в настоящее время не используется), на каждой платформе установлен один ряд из 25 колонн. Путевые стены облицованы серой керамической плиткой; восьмигранные колонны облицованы светлым мрамором; пол выложен серым гранитом различных оттенков. Выход в город на Хорошевское шоссе и улицу Куусинена. Станция названа в честь начальника Московского Метростроя в 1958-1972 годах В. Д. Полежаева.
[
← |
→]
7. Беговая. 30.12.1972. Колонная трёхпролётная мелкого заложения (типовой проект с двумя рядами по 26 колонн с шагом 6 метров). Колонны и путевые стены облицованы светлым мрамором, пол выложен тёмным гранитом. Одной из первых, эта станция подверглась переоблицовке путевых стен: в 1990-е годы керамическая плитка была заменена мрамором. Выход в город на Беговую улицу, Хорошевское шоссе, улицы Розанова и 1-й Хорошевского проезд, к платформе Беговая Белорусского направления железной дороги.
[
← |
→]
8. Улица 1905 года. 30.12.1972. Колонная трёхпролётная мелкого заложения (аналогичный типовой проект). Колонны облицованы розовым мрамором; путевые стены облицованы белым, розовым и чёрным мрамором с декоративными вставками в виде барельефа факела; пол выложен серым гранитом. Выход в город на улицу 1905 года, Пресненский вал и улицу Красная Пресня.
[
← |
→]
9. Баррикадная. 30.12.1972. Тип станции - пилонная трёхсводчатая глубокого заложения (типовой проект, из сборной чугунной обделки, с увеличенной длиной пилонов). Пилоны облицованы розовым мрамором, путевые стены - серым и чёрным мрамором; пол выложен серым и красным гранитом. Переход на станцию Краснопресненская
Кольцевой линии. Выход в город на Баррикадную улицу.
Кольцевой линии. Выход в город на Баррикадную улицу. © Игорь Ванин, 2011" width="900" height="600" border="1" style="border: 1px solid #CCCCCC; margin-left: 0;" />
[
← |
→]
10. Пушкинская. Дата открытия - 17.12.1975 (в составе участка Баррикадная - Китай-город, соединившего Ждановский и Краснопресненский радиусы). Тип станции - колонная трёхсводчатая глубокого заложения (типовой московский проект, из сборной чугунной обделки). Станция названа по находящейся рядом Пушкинской площади. Колонны и путевые стены облицованы белым мрамором и украшены латунной чеканкой по мотивам произведений Пушкина. Пол выложен серым гранитом. Переходы на станции Тверская
Замоскворецкой линии и Чеховская Серпуховско-Тимирязевской линии (так называемый "узел трёх писателей"). Выход в город на Тверскую улицу и Пушкинскую площадь.
Замоскворецкой линии и Чеховская Серпуховско-Тимирязевской линии (так называемый "узел трёх писателей"). Выход в город на Тверскую улицу и Пушкинскую площадь. © Игорь Ванин, 2011" width="900" height="600" border="1" style="border: 1px solid #CCCCCC; margin-left: 0;" />
[
← |
→]
11. Кузнецкий мост. 17.12.1975. Тип станции - колонная трёхсводчатая глубокого заложения (типовой московский проект, из сборной чугунной обделки). Станция названа по одноимённой улице. Путевые стены облицованы светлым мрамором и украшены декоративными алюминиевыми вставками; колонны облицованы мрамором разных оттенков от рыжего до серого; пол выложен черным и серым гранитом. Переход на станцию Лубянка
Сокольнической линии. Выход в город на улицы Рождественка и Кузнецкий мост.
Сокольнической линии. Выход в город на улицы Рождественка и Кузнецкий мост. © Игорь Ванин, 2011" width="900" height="600" border="1" style="border: 1px solid #CCCCCC; margin-left: 0;" />
[
← |
→]
12. Китай-Город. Дата открытия - 03.01.1971. До 1990 года станция называлась "Площадь Ногина". Комплекс из двух колонных трёхсводчатых станций глубокого заложения с кроссплатформенной пересадкой между Таганско-Краснопресненской и
Калужско-Рижской линиями. В западный зал станции (названный по форме колонн "гармошка") прибывают поезда обеих линий в южном направлении: по ТКЛ - в сторону "Таганской", по КРЛ - в сторону "Третьяковской". Путевые стены облицованы белым мрамором, колонны - цветным мрамором, пол выложен серым гранитом различных оттенков.
Калужско-Рижской линиями. В западный зал станции (названный по форме колонн "гармошка") прибывают поезда обеих линий в южном направлении: по ТКЛ - в сторону "Таганской", по КРЛ - в сторону "Третьяковской". Путевые стены облицованы белым мрамором, колонны - цветным мрамором, пол выложен серым гранитом различных оттенков. © Игорь Ванин, 2011" width="900" height="600" border="1" style="border: 1px solid #CCCCCC; margin-left: 0;" />
[
← |
→]
13. Восточный зал станции Китай-город (названный по форме колонн "кристалл"). Сюда прибывают поезда обеих линий, следующие в северном направлении: по ТКЛ - в сторону "Кузнецкого моста", по КРЛ - в сторону "Тургеневской". Колонны и путевые стены отделаны белым мрамором, пол выложен цветным мрамором. Путевые стены украшены чеканными вставками с изображением серпа и молота. Над колоннами расположены широкие чеканные карнизы из алюминия, анодированного под медь.
[
← |
→]
14. Таганская. Дата открытия - 31.12.1966. Тип станции - пилонная трёхсводчатая глубокого заложения (типовой проект). Станция названа по одноименным площади и улице. Пилоны облицованы белым и коричневым мрамором; путевые стены отделаны белой и чёрной керамической плиткой и украшены металлическими панно на тему освоения космоса; пол выложен красным и серым гранитом. Переход на станцию Таганская
Кольцевой линии и станцию Марксистская
Калининской линии. Выход в город на Таганскую площадь и улицу Большие Каменщики.
Кольцевой линии и станцию Марксистская
Калининской линии. Выход в город на Таганскую площадь и улицу Большие Каменщики. © Игорь Ванин, 2011" width="900" height="600" border="1" style="border: 1px solid #CCCCCC; margin-left: 0;" />
[
← |
→]
15. Пролетарская. 31.12.1966. Тип станции - колонная трёхпролётная мелкого заложения (типовой проект с двумя рядами по 40 колонн с шагом 4 метра - классическая "сороконожка"). Путевые стены отделаны белой керамической плиткой с чёрной и жёлтыми полосами и украшены металлическими вставками с изображением серпа и молота. Колонны облицованы белым мрамором с желтым бордюром вверху. Пол выложен серым гранитом разных оттенков. Переход на станцию Крестьянская застава
Люблинской линии. Выход в город на площадь Крестьянская застава, Абельмановскую и 1-ю Дубровскую улицы.
Люблинской линии. Выход в город на площадь Крестьянская застава, Абельмановскую и 1-ю Дубровскую улицы. © Игорь Ванин, 2011" width="900" height="600" border="1" style="border: 1px solid #CCCCCC; margin-left: 0;" />
[
← |
→]
16. Волгоградский проспект. 31.12.1966. Почти аналогичный типовой проект - как классическая "сороконожка", но с уменьшенной шириной платформы и с монолитным центральным пролётом. Колонны облицованы светлым мрамором, путевые стены - керамической плиткой диагональной ориентации; пол выложен серым гранитом. Выход в город на Волгоградский проспект.
[
← |
→]
17. Текстильщики. 31.12.1966. Тип - "сороконожка". Станция названа по одноимённой платформе Курского направления железной дороги. Колонны облицованы серым мрамором. Путевые стены отделаны голубым и красным стемалитом, помещенным в ячеистый каркас из алюминия (что это такое - я не в курсе, списал с официального сайта, когда не подобрал своих слов:). Выход в город на Люблинскую улицу, Волгоградский проспект, Шоссейную улицу и к платформе Текстильщики Курского направления железной дороги.
[
← |
→]
18. Кузьминки. 31.12.1966. Тип - "сороконожка". Колонны облицованы белым мрамором. Путевые стены отделаны "вагонкой" - эмалированным алюминием желтоватого цвета с коричневыми полосами; до ремонта в 2008 году станция была облицована керамической плиткой похожего цвета. Путевые стены украшены металлическими вставками с изображениями лесных животных. Пол выложен серым и красным гранитом. Выход в город на Волгоградский проспект, к Зеленодольской улице, улице Маршала Чуйкова и Жигулёвской улице.
[
← |
→]
19. Рязанский проспект. 31.12.1966. Тип - "сороконожка", с уменьшенной шириной платформы и монолитным центральным пролётом. Колонны облицованы серым мрамором, путевые стены - керамической плиткой белого цвета с красным орнаментом (как пишут в интернетах - "в стиле рязанских полотенец":) и с чёрной полосой внизу. Пол выложен серым и розовым гранитом. Выход в город на Рязанский проспект.
[
← | →]
20. Выхино. 31.12.1966. До 13.01.1989 станция называлась Ждановская (и по ней называлась вся эта линия). Наземная станция с боковыми платформами под навесами, посадочная платформа в сторону центра совмещена с платформой пригородных поездов Казанского направления железной дороги. Самая загруженная станция в Московском метрополитене. Выход в город на улицы Хлобыстова, Красный Казанец и Вешняковскую.
Это была обзорная "фотопробежка" в формате "по одной фотографии на станцию". На самом деле на каждой станции снималось намного больше фотографий, на сайт пойдут полные фотоподборки по каждой станции. В ЖЖ полные подборки фотографий станций этой линии буду выкладывать только если будут ваши спецзаказы в комментах, самого меня не очень тянет :-).
Стандартная просьба к москвичам. Приветствуется всяческая критика по фотографиям и их обработке (особенно по балансу белого, с которым часто промахиваюсь), по описаниям и комментариям, по расположению выходов (списывал их с других сайтов, сам лично не проверял:), и т.д. как обычно, чтобы я успел всё поправить до выкладывания новых фотографий на Metrowalks. Большое спасибо всем за поправки и дополнения!
Информация о Таганско-Краснопресненской линии на официальном сайте Московского метрополитена Предыдущая серия фотомарафона по
Московскому метро:
Открытие станций Достоевская и Марьина Роща - в лицах Следующая:
Зябликово - новая станция Московского метрополитена