Продолжаем
фотомарафон по Московскому метрополитену с последовательным обходом всех линий. Прошлый раз была вторая -
Замоскворецкая линия, сегодня будет третья - долгожданная Арбатско-Покровская.
Арбатско-Покровская - одна из самых интересных линий московского метро. Здесь много красивых станций с индивидуальной шикарной отделкой 1930-х, 40-х, 50-х годов. На этой же линии расположены самые современные станции: 6 из 21 станций построены в 2000-е годы, последние станции были открыты в конце 2009 года. Также здесь есть типовые станции мелкого заложения 1960-х..80-х годов и наземные станции.
Интересна история формирования линии: линия много раз перекраивалась, получая фрагменты от других линий или отдавая их другим линиям. Первые её станции (Смоленская, Арбатская, Александровский сад) сначала входили в состав первой - Сокольнической линии, затем, после открытия Площади Революции и Курской, появилась отдельная Арбатско-Покровская линия. В 50-е годы старые станции Арбатская и Смоленская были заменены на новые (глубокие), а старые впоследствии отошли к Филёвской линии. А в 2000-е годы линия получила в свой состав три станции Филёвской линии (Кунцевская - Крылатское) и 4 станции несостовшейся Митинско-Бутовской линии (участок Строгино - Митино).
Статистическая информация по линии: количество станций - 21, длина - 43,5 км. Таким образом, по длине эта линия является самой длинной в московском метро (а по количеству станций уступает Серпуховско-Тимирязевской линии - там их 25).
А теперь, собственно, фотопрогулка…
[
← |
→]
1.
Митино. Самая новая станция Арбатско-Покровской линии, дата открытия - 26.12.2009.
По первоначальному проекту эта станция должна была быть открыта ещё в 1990-е годы в составе другой линии - новой скоростой хордовой линии Митино - Бутово, но тому проекту, к сожалению, уже давно не суждено осуществиться. Тип станции - односводчатая мелкого заложения, из монолитного железобетона (типовой проект). Стены станции облицованы серыми стеновыми панелями, пол выложен гранитом серого, коричневого и чёрного цветов. Выходы в город на Митинскую и Дубравную улицы, ко 2-му Митинскому переулку.
[
← |
→]
2.
Волоколамская. Дата открытия - 26.12.2009. Колонная трёхсводчатая станция мелкого заложения из монолитного железобетона, индивидуальный проект. Станция получилась очень просторной: высота свода - 8 метров, шаг колонн - 9 метров. Стены станции облицованы мрамором, который выглядит очень нетипично, будучи нарезанным в другой плоскости поперек слоёв; колонны облицованы тёмным мрамором, пол выложен светло-серым гранитом. Выход в город на Новотушинский проезд, к Царикову переулку.
[
← |
→]
3.
Мякинино. 26.12.2009. Проектное название - Казахстанская. Тип станции - наземная, однопролётная (колонны не выполняют несущей функции перекрытия), с боковыми платформами, встроена в многоэтажный надземный паркинг. Станция строилась на средства частного инвестора и получилась весьма убогого вида в связи с внезапным сокращением финансирования. Выход в город в Московскую область к торгово-выставочному комплексу "Крокус".
[
← |
→]
4. Строгино. Дата открытия - 07.01.2008. Тип - односводчатая мелкого заложения, из монолитного железобетона (типовой проект). Выходы в город на Строгинский бульвар и улицу Кулакова, к улицам Таллинская и Маршала Катукова. Под Строгинским бульваром было запроектировано две параллельные станции, в перспективе здесь будет пересадка на какую-нибудь другую линию (скорее всего, на Калинискую, если проект Митинско-Бутовской хорды не будет реинкарнирован).
[
← |
→]
5. Крылатское. 31.12.1989. С 1989 до 2008 года станция работала в составе Филёвской линии, была конечной. Тип станции - односводчатая мелкого заложения, специальный проект (свод из монолитного железобетона, несущие конструкции - стена в грунте), конструкция станции несимметрична относительно оси станции. Стены станции облицованы мрамором светлых тонов, пол выложен тёмным гранитом. Выход в город на Осенний бульвар.
[
← |
→]
6. Молодёжная. 05.07.1965. С 1965 до 2008 года станция работала в составе Филёвской линии, до 1989 года была конечной. Тип - колонная трёхпролётная мелкого заложения (типовой проект, из сборного железобетона с шагом колонн 4 м - классическая "сороконожка"). Колонны отделаны серым и коричневым мрамором, путевые стены облицованы белой и чёрной плиткой. Выход в город на Ярцевскую и Ельнинскую улицы, площадь Академика Петрова.
[
← |
→]
7. Кунцевская. Первая часть станции построена к 31.08.1965 для Филёвской линии, к 07.01.2008 станция была реконструирована, добавлена новая платформа и вестибюль для Арбатско-Покровской линии с переключением одного из путей Филёвской линии к Арбатско-Покровской линии. Тип станции - наземная, на три пути, с одной островной и одной боковой платформой. Переход на
Филёвскую линию. Выход в город на Рублевское шоссе, к Молдавской и Малой Филевской улицам.
[
← |
→]
8.
Славянский бульвар. Станция открыта 07.09.2008 на действующем с 07.01.2008 перегоне Парк Победы - Кунцевская. Тип - односводчатая мелкого заложения, из монолитного железобетона (типовой проект). Стены и пол станции отделаны зелёным мрамором и чёрным гранитом. В оформлении станции раскрывается тема бульвара - по оси станции установлены скамейки и фонари, декорированные коваными решётками с растительным орнаментом. Выходы в город на Кутузовский проспект и Старорублевское шоссе, к Славянскому бульвару и Староможайскому шоссе, к улицам Герасима Курина и Тарутинской.
[
← |
→]
9. Парк Победы. Дата открытия - 06.05.2003. Тип станции - пилонная трехсводчатая глубокого заложения, индивидуальный проект; состоит из двух конструктивно независимых станций.
По первоначальному проекту станция должна была стать пересадочной с Арбатско-Покровской (внутренние пути) на Митинско-Бутовскую хордовую линию (крайние пути), но после подключения участка Строгино-Митино к Арбатско-Покровской линии, судьба крайних путей стала неясной. Также здесь планировалось построить третью станцию перперндикулярно двум существующим - для перспективной Солнцевско-Мытищинской линии, перспективы которой пока не ясны. На фото - первый зал станции, с путями в сторону центра города.
[
← |
→]
10. Парк Победы, второй зал станции - с путями из центра города. В этом зале - коричневые стены и белые проходы между пилонами, в первом зале - наоборот. Торцы обеих залов украшены ярко-красочными панно (автор - Зураб Церетели), посвящёнными Великой Отечественной войне 1941-1945 годов и Отечественной войне 1812 года.
[
← |
→]
11. Киевская. Дата открытия - 05.04.1953 (50 лет, до 2003 года, станция была конечной). Тип - пилонная трехсводчатая глубокого заложения, типовой проект. Пилоны и путевые стены облицованы белым мрамором, пол выложен серым гранитом. Свод станции украшен многочисленными фресками с изображением трудящихся Советской Украины. Освещают станцию хрустальные люстры. Переход на станции Киевские
Филёвской и
Кольцевой линий. Выход в город к Киевскому вокзалу, на 2-й Брянский проезд и Киевскую улицу.
[
← |
→]
12. Смоленская. 05.04.1953. Пилонная трехсводчатая глубокого заложения, типовой проект. Пилоны облицованы белым мрамором, путевые стены - белой керамической плиткой, пол выложен серым гранитом. Освещение - бронзово-хрустальные светильники на пилонах. Выход в город к Смоленской площади и улице Арбат.
Пользуясь случаем, передаю привет посылаю лучи поноса и диареи дежурной по станции Смоленская и сотруднице милиции той же станции, которые не дали спокойно пофотографировать, утверждая, что фотографировать фотоаппаратами запрещено, разрешено только мобильными телефонами, а на мои слова, что в правилах Московского метрополитена этого запрета нет, утверждали, что им виднее.
[
← |
→]
13. Арбатская. 05.04.1953. Пилонная трехсводчатая глубокого заложения, индивидуальный проект (тоннели сближены, уменьшено поперечное сечение пилонов, центральный зал выполнен эллипсовидным в сечении). Путевые стены облицованы керамической плиткой белого и чёрного цветов; узкие пилоны станции внизу облицованы красным мрамором; пол выложен разноцветным гранитом (красный и различные оттенки серого). Освещается массивными бронзовыми люстрами. Переходы на станции Библиотека имени Ленина
Сокольнической линии, Александровский сад
Филёвской линии, Боровицкая Серпуховско-Тимирязевской линии. Выход в город на улицу Воздвиженка.
[
← |
→]
14. Площадь Революции. Дата открытия - 13.03.1938 (в составе второй очереди Московского метрополитена). Тип станции - пилонная трехсводчатая глубокого заложения (типовой проект). Стены станции и пилоны облицованы чёрным, красным, серым и белым мрамором; пол выложен чёрным и серым гранитом. В нишах пилонов установлено 76 бронзовых фигур - образов советских людей, олицетворяющих силу и мощь страны, ее славное прошлое и прекрасное будущее. Переход на станцию Театральная
Замоскворецкой линии и через неё на станцию Охотный ряд
Сокольнической линии. Выход в город к площади Революции, на Никольскую улицу, Богоявленский переулок.
[
← |
→]
15. Курская. Открыта 13.03.1938 в составе второй очереди Московского метрополитена. Пилонная трехсводчатая глубокого заложения (типовой проект). Пилоны облицованы светло-серым мрамором; путевые стены облицовани жёлтой керамической плиткой и чёрным мрамором снизу. Станция освещается большими люстрами на своде и дополнительными светильниками, установленными на пилонах. Переход на станцию Курская
Кольцевой линии и станцию Чкаловская
Люблинской линии. Выход в город на площадь Курского вокзала и улицу Земляной вал.
[
← |
→]
16. Бауманская. Дата открытия - 18.01.1944 (в составе третьей очереди строительства Московского метрополитена). Тип станции - пилонная трехсводчатая глубокого заложения (типовой проект). Пилоны облицованы белым и красным мрамором, путевые стены - белым и чёрным мрамором, пол выложен серым, чёрным и красным гранитом. В нишах пилонов установлены скульптуры, посвящённые единству фронта и тыла в годы Великой Отечественной войны. Выход в город на Бауманскую улицу. Названа в честь революционного деятеля Н. Э. Баумана.
[
← |
→]
17. Электрозаводская. Станция открыта 15.05.1944 на действующем перегоне Бауманская - Семёновская. Тип - пилонная трехсводчатая глубокого заложения (типовой проект). Названа по расположенному вблизи Московскому электрозаводу имени В. В. Куйбышева. Пилоны облицованы бежевым мрамором, путевые стены - красным мрамором, пол выложен гранитом разных цветов. Пилоны украшены барельефами на тему труда советских людей в годы Великой Отечественной войны. Очень необычно освещение центрального зала станции - там установлено 318 светильников в 6 рядов (раньше это были лампы накаливания, теперь это энергосберегающие лампы, но с очень хорошо подобранным спектром). Боковые залы освещены люстрами под сводом и дополнительными светильниками на пилонах. Выход в город на Большую Семёновскую улицу.
[
← |
→]
18. Семёновская. Открыта 18.01.1944 в составе третьей очереди строительства Московского метрополитена. До 30.11.1961 носила название Сталинская. Конструкция станции уникальна: она сооружалась по типоразмерам пилонной станции, но каждый пилон был заменён на 4 стальные колонны, на которые опираются своды центрального и боковых залов посредством монолитных бетонных плит, в результате чего получилась станция с четырьмя рядами колонн. Колонны и путевые стены облицованы мрамором многочисленных цветов, пол выложен гранитом различных цветов. Путевые стены украшены щитами с изображением оружия и портретами воинов Советской Армии. Выход в город на Семёновскую площадь.
[
← |
→]
19. Партизанская. 18.01.1944. Прежние названия: Измайловская (до 20.08.1963), Измайловский парк (до 03.05.2005). Колонная трёхпролётная мелкого заложения. На станции две платформы и три пути. При строительстве станции рядом планировалось строительство большого стадиона, дополнительный путь планировался для исключения давки на станции после спортивных мероприятий; но строительство стадиона не было осуществлено, и в настоящее время этот путь не используется по этому назначению. Стены и колонны станции облицованы мрамором светлых тонов, пол выложен серым и красным гранитом. Оформление станции посвящено теме партизанского движения в годы Великой Отечественной войны: на платформах станции установлены скульптуры героев-партизан Зои Космодемьянской и мифического Матвея Кузьмина, у выхода установлена скульптурная группа "Народные мстители". Выход в город на Измайловское шоссе и Народный проспект.
[
← |
→]
20. Измайловская. 21.10.1961. До 20.08.1963 называлась Измайловский парк. Тип станции - наземная, с островной платформой (индивидуальный проект). Выход в город на 1-ю и 3-ю Парковые улицы.
[
← |
→]
21. Первомайская. 21.10.1961. Тип - колонная трёхпролётная мелкого заложения (типовой проект, из сборного железобетона с шагом колонн 4 м - классическая "сороконожка"). Колонны облицованы коричневым с белыми вкраплениями мрамором, путевые стены - белой и чёрной керамической плиткой, пол выложен серым и красным гранитом. Выход в город на 9-ю Парковую улицу, Измайловский бульвар и Первомайскую улицу.
[
← |
→]
22. Щёлковская. 21.10.1961. Конечная станция Арбатско-Покровской линии. Тип - аналогичный предыдущей - типовая "сороконожка". Колонны облицованы тёмно-зелёным мрамором. Путевые стены изначально были облицованы жёлтой и чёрной керамической плиткой, в 2002 году стены были переоблицованы "вагонкой" - алюминиевыми пластинами бледно-жёлтого цвета.
Это была обзорная "фотопробежка" в формате "по одной фотографии на станцию". На самом деле на каждой станции снималось намного больше фотографий, на сайт пойдут полные фотоподборки по каждой станции. Может быть, и в ЖЖ потом продублирую (присылайте ваши заявки на конкретные станции в комментах).
Дополнительная информация:
Информация об Арбатско-Покровской линии на официальном сайте Московского метрополитена.
Предыдущая серия фотомарафона по
Московскому метро:
станции Лубянка и Кузнецкий мост Следующая серия:
станция Кропоткинская PS. В силе остаётся моя предыдущая просьба к москвичам: приветствуется всяческая критика, особенно по балансу белого. Фотографировал "бегом", по некоторым станциям не запомнил визуально цветовую температуру, на некоторых фотографиях видно, что разные светильники в одном кадре имеют разный оттенок, и какой считать белым - не очень понятно. Также опять попытался перечислить места расположения выходов станций (большей частью - по сведениям официального сайта Московского метрополитена, сам я выходил далеко не через все выходы). Если где-то видите ошибки, прошу поправить, чтобы к выкладыванию новых фотографий на Metrowalks.Ru всё было точно.