Постепенно возвращаюсь к привычной жизни, стал больше ходить по городу… На прошедшей неделе продолжил фотографировать питерское метро после 10-недельного перерыва. Два фотопрогулочных поздних вечера по две станции метро каждый. В среду выбрал Приморскую и Василеостровскую на 3-й линии, в пятницу - Нарвскую и Балтийскую на 1-й линии (и попутно немножко попали в кадр Спортивная и Площадь Восстания, где я садился/пересаживался).
Балтийская и Нарвская получились совершенно замечательно (несмотря на ремонт на последней, из-за которого центральный зал и межпилонные проходы перегорожены в нескольких местах), а результат на Василеостровской и Приморской мне самому не понравился: после перерыва потерял чутьё и на Василеостровской сильно наврал с экспозицией на нескольких ключевых снимках, а на приморской, которую снимал не перед закрытием, а за час, не удалось поймать моменты совсем без людей (иногда бывает, что на скамеечке в центре зала сидит кто-нибудь целый час и портит все общие виды). Надо будет переснять, планируя теперь уже не по две станции на вечер, а по одной.
На тему метрошной фотосъёмки накопилось много вопросов из комментов и личных сообщений, на которые хочу ответить в одном месте и попутно поделиться своим опытом фотосъёмки в метро…
Это не запрещено? Требуется специальное разрешение? -
Нет, с 2009 года фотосъёмка в Петербургском метрополитене официально разрешена, о чём написано в действующих правилах. Также не запрещена она и в Московском метрополитене (но у них в правилах явное разрешение не прописано).
А где люди? Почему так пустынно? - Нет, это вовсе не ночная съёмка после закрытия. Все фотографии сняты "в режиме пассажира" в обычные часы работы метрополитена, только очень поздно: примерно за час до закрытия или даже позже, после полуночи (так, чтобы успеть домой на последнем поезде). Конечно же, в это время люди в метро тоже есть, но если запастись терпением, за 20-30 минут можно поймать достаточное количество кадров без людей или почти без.
Обычно я фотографирую без штатива. На качестве это сказывается отнюдь не положительным образом, но, что более важно, в режиме пассажира без штатива я намного маневреннее, на станциях с большим пассажиропотоком это важно. Часто так бывает, что в том месте, куда я прицеливаюсь, внезапно возникает толпа, и я мгновенно поворачиваюсь и оказываюсь готов к съёмке в другом направлении (откуда толпа вдруг внезапно исчезла:), а со штативом пришлось бы вертеться не торопясь, без должного эффекта, потому что картина меняется ежесекундно. Во-вторых, без штатива я намного менее заметен. Я очень не люблю, когда до меня необоснованно докапываются миллиционеры, сотрудники метрополитена и даже рядовые уборщицы (да, да, да, и уборщицы тоже!), до которых до сих пор не дошло прошлогоднее изменение в правилах. Эти ненужные разговоры с ними тратят моё бесценное время, а после полуночи до закрытия метро каждая минута - на вес золота.
Если искать интересные ракурсы прямо на месте, обычно так получается, что половина интересных ракурсов пропускается. Поэтому постепенно выработался список, что и как нужно фотографировать на каждой станции: центральный зал вдоль (на широком угле и нормальном/длинном фокусе), поперек и по диагонали (широкий угол), без поездов и с поездами, боковые залы вдоль (на широком угле и нормальном/длинном ФР) и по диагонали или поперек через два ряда колонн/пилонов (с поправкой/исключением на односводчатых станциях и горизонтальных лифтах:), выход или проход к эскалаторам, тупиковая часть станции, элементы декора, скамейки, название станции на стенах, схемы линии и декоративные двери на путевых стенах, и потолок, если он не типовой. Когда этот список удовлетворён, тогда можно поискать, нет ли чего-нибудь дополнительного интересного на каждой конкретной станции.
Каждое направление фотографирую серией 2-3 раза, чтобы были дубли на случай "рука дрогнула" / "автофокус ошибся". Получается 100-150 фотоснимков каждой станции. Явный брак (ошибки экспозиции, человек впрыгнул в кадр, и т.п.) удаляю сразу же, остальное сравниваю дома и из одинаковых снимков оставляю наиболее резкие, остальные удаляю. После этого остаётся 40-50 фотографий (бывает и больше, если на станции есть, например, 100-500 скульптур:); пример такой кучи после этого этапа фильтрации двух последних фотопрогулок приведён в этом посте.
Но самое сложное и утомительное - не отснять такой объём материала, а отобрать из него 10-20-30% для публикации. А ещё сложнее выбрать одну самую лучшую или показательную фотографию (например, для обзорного поста), когда нравятся почти все :-). Обычно хочется показать все-все-все, но чисто психологически человек не может столько просмотреть внимательно, после некоторого предела зритель начинает тупо жать PageDown без остановки, не всматриваясь и не читая комментарии. Поэтому нужно устанавливать лимит не более 24-36 фотографий на пост.
После такого отбора фотографии подвергаются небольшому редактированию. Программами типа Фотошопа не пользуюсь, ограничиваюсь возможностями raw-конвертора (различные сорта экспокоррекции, коррекция баланса белого и прочая цветокоррекция, выравнивание горизонта, и т.п.).
Теперь немного о технике. 99% фотографий в метро снимаю моим любимым сверхширокоугольным объективом EF 16-35/2.8L II. На 35 мм получаются ракурсы, привычные для обычного взгляда, а на 16 мм есть огромное пространство для творческих манёвров: это и интересные ракурсы поперек станций с большим количеством колонн, и взгляд снизу вверх как бы лёжа на полу, и большой запас для кропа при необходимости. Кстати, это ещё один небольшой секрет незаметности людей на фотографиях: при широкоугольной съёмке задний план (где могут отставаться люди) получается очень мелким, а если кто-то случайно попал в кадр по краям, есть большой запас, чтобы его обрезать.
Чтобы вертикальные колонны получались на фотографиях ровными и вертикальными, без перспективных завалов, при съёмке нужно целиться ровно в горизонт. Лучше потом при обработке просто обрезать ненужный верх или низ кадра, чем мучиться с исправлением перспективных искажений (что особенно муторно на широком угле). Почему-то многие об этом не знают… Со штативом это вообще не проблема, а при съёмке без штатива пришлось долго оттачивать прямизну рук. Но так и не отточил до идеала, всё-таки заваливаю горизонт, но как-то удивительно систематически: при съёмке на широком угле (16-35) заваливаю на 0.5-1° против часовой стрелки, а при съёмке телевиком (100-400) - наоборот, на 0.5-1° по часовой стрелке. Не понимаю, почему так получается :-).
В автоматическом режиме не фотографирую уже очень давно. Раньше пользовался полуавтоматическими режимами (обычно - ручной выбор диафрагмы с небольшой экспокоррекцией в пересвет), но в метро пришлось от автоматического экспозамера отказаться полностью. В метро очень много ярких источников света, рядом с которыми соседствуют тёмные углы, и есть шанс либо очень перетемнить (если в кадр попадёт яркий источник), либо пересветлить (если наводишься в тёмную часть). Поэтому сначала делаю несколько пристрелочных снимков, смотрю на образцы гистограммы, потом перехожу в ручной режим. Типичная "экспопара" при съёмке с рук получается обычно 1/30 сек., f/4.0, ISO 800 или 1600. 1/30 - это мой "минимум", на более длинных выдержках резко растёт количество дефективных снимков. С одной стороны, хочется ещё подсократить выдержку, с другой стороны, хочется больше зажимать диафрагму для пущей резкости, но всё упирается в нежелание увеличивать светочувствительность: даже на хвалёном 5D-II переход от 1600 ISO к 3200 заметно ощутим.
Ещё вопросы? Добро пожаловать в комменты :-).
[
← |
→]
1. ...
[
← |
→]
2. ...
[
← |
→]
3. ...
[
← |
→]
4. ...
[
← |
→]
5. ...
[
← |
→]
6. ...
[
← |
→]
7. ...
[
← |
→]
8. ...
[
← |
→]
9. ...
[
← |
→]
10. ...
[
← |
→]
11. ...
[
← |
→]
12. ...
[
← |
→]
13. ...
[
← |
→]
14. ...
[
← |
→]
15. ...
[
← |
→]
16. ...