Афанасий мыслил чётко, просто, без мажорских завихрений.... но всё ж до Чудотворца чуток не дотянул.

Oct 12, 2014 09:21

«Как одно начало и потому един Бог (εις θεός), точно так же едино существенно и истинно сущее Существо (ή τώ όντι καί άληθώς καί όντως ουσα ουσία), едина Ипостась (υπόστασις), которая говорит: «Я - Сущий», едина, а не две, чтобы не вышло двух начал. А из Нее одной - по природе, истинно Сын, Слово, Премудрость, собственная Ее Сила, от Нее неотлучная. И Слово, которое из Нее одной, есть существенное Слово. Как Начало есть одно существо, так и Его Премудрость и Слово есть единое существенное и сущее (εις ουσιώδης καί υφεστώς). Как от Бога - Бог, и от Премудрого - Премудрость, и от Разумного - Слово, έκ λογικού λόγος, и от Отца - Сын, так из ипостаси - ипостасный, и из существа - существенный, и из сущего - сущий». - передаёт слова Афанасия Великого Василий Васильевич Болотов ("Лекции по истории Древней Церкви", том 4 (*)).

Да! "как... от Отца - Сын, так из ипостаси - ипостасный, и из существа - существенный, и из сущего - сущий". "Слова ουσία и υπόστασις прилагаются к Отцу и не употребляются в применении к Сыну", - отмечает там же Василий Васильевич Болотов, и это понятно. Ведь если ὑπόστασις "нечто само в себе и для себя существующее, в противоположность не только тому, что реально, как факт, не существует, т. е. только представляемому, мыслимому, но и тому, что реально существует, но только в другом" (*), то Сын при Отце может быть ἐνυπόστατος (ένούσιος), υπόστατος, но никак не υπόστασις. "Едина Ипостась (υπόστασις), которая говорит: «Я - Сущий», едина, а не две, чтобы не вышло двух начал". «Ипостась есть существо (ή δέ ύπόστασις ουσία έστιν) и означает не что иное, как самое сущее (τό όν)» (*)



Так мыслил Афанасий Великий. Было бы вообще великолепно, когда б он ещё, вслед за Григорием Чудотворцем (*), исповедовал вполне страстное Божество Библии (*), а не языческого (*) "абсолютно бесстрастного" (*) "бога образованных людей", но, увы, "образованные люди в библейского Бога не могут верить и не верят". (*). Разве что бывают приятные исключения. Тот же Григорий Чудотворец, например. (*)

==========
Слава Роду
http://www.youtube.com/watch?v=w3cOL6fQvBE


дУхов много (ср. 1 Ин. 4, 1-3), а Ты, Материя, Родимая, одна! (*) неисследимая бездна и беспредельная глубина. (*) "Сколь многие изумлялись, глядя на Тебя" (Ис. 52,14) (*) , сиятельная и неприступная, божественная Единица (*).

Пусть услышат все народы: я жить хочу и не тужить, а не кружить ins Sein zum Tode. (*) Да! очень архаичен я! (*) Да! крайне низко материален (*), но зато со мною вся моя семья (*).

Дунул, плюнул на заморское ничтожество (*) и воспел Родимого (*) Отца и Сына и Святого Духа. (*) Троицу единосущную, единоипостасную, Непобедимую, Державную, прекрасную (*) - Одну на всех: мы за ценой не постоим. Кто это мы? Мы - это видимое предков, а предки - то невидимое нас. (*) Аминь. Аминь. Аминь. "Звучит торжественная и всепобеждающая Осанна..." (*).

Григорий Чудотворец, Болотов Василий, Афанасий Великий, Никейская вера, Пресвятая Троица

Previous post Next post
Up