К истории возникновения официально-казённого христианства...

Jun 20, 2013 08:42

"Официально-казённое христианство" (см. http://off-roader.livejournal.com/1608842.html) окончательно оформилось во времена царствования Феодосия I "Великого".

"Въ первый разъ въ истории церкви проведено было законодательное различие между православными (catholici) и еретиками. За весь IV векъ, несмотря на все догматическое разнообразие спорившихъ партий, оставаясь на строго-историче­ской точке зрения, нельзя было съ уверенностью сказать, на чьей стороне православие и где ересь. Теперь сама государственная власть дала точное определение: «только темъ, которые согласно апостольскому наставлению (disciplinam)и евангельскому учению (doctrinam ) веритъ въ единое Божество Отца и Сына и Св. Духа» повелевается носить название кафолическихъ христианъ; всемъ же прочимъ вменяется безславие (infamia) еретическаго учения, и отъ местъ собраний ихъ отнимается имя церквей (ecclesiarum nomen). Опасность этой вновь установленной чисто-политической точки зрения на религиозные вопросы была темъ более велика, что въ уме Феодосия она соеди­нялась съ уверенностью о высшемъ покровительстве и Божественномъ одобрении, а тамъ, где абсолютная власть и мистицизмъ заключаютъ между собой тесный союзъ, добра ждать можно мало. Императоръ пошелъ по наклон­ной плоскости. Рядомъ узаконений онъ приказалъ еретикамъ передать все церкви кафоликамъ и запретилъ имъ делать въ городахъ богослужебныя собрания и строить для себя новыя места для богослужения. Еретики скоро были лишены права делать какие бы то ни было собрания во всехъ городахъ и областяхъ восточной империи, при­влекать къ себе народъ, избирать священниковъ и произ­водить рукоположения. Путешествующихъ по разнымъ городамъ и областямъ учителей и священниковъ еретиковъ приказано было ловить и возвращать на место ихъ прежняго жительства. Указъ 388 года предписывалъ изгонять ихъ изъ городовъ, запрещалъ поставлять клириковъ и прилагать себе имя епископовъ. Главнейшие ихъ учители были сосланы въ отдаленные уголки империи, и все еретики объявлены вне закона, лишены были права делать завещания и получать наследство по нимъ. Конфискация собственныхъ имуществъ еретиковъ, домовъ и зданий, кому бы они ни принадлежали, коль скоро въ нихъ состоялось еретическое собрание, изгнания и лишение важнейшихъ гражданскихъ правъ сопровождало это первое, неслыханное ранее въ истории христианства го­нение на еретиковъ. Православные епископы поощряли все эти меры и восхваляли добродетели императора. Трудно психологически понять, какъ въ течение какихъ-нибудь двухъ-трехъ поколений христиане забыли о своихъ прежнихъ страданияхъ за веру, о горячей борьбе за свободу совести и многочисленныхъ мученикахъ. Они со­вершали торжественныя моления на гробахъ мучениковъ, говорили похвальныя речи въ память ихъ и въ то же время одобряли современное мученичество за веру. История человечества едва-ли знаетъ примеры другихъ, более грубыхъ и резкихъ противоречий! Императоръ Феодосий своимъ законодательствомъ убилъ на долгое время всякое свободное проявление религии, и вместо христианскаго принципа свободы совести на тронъ Византийской империи взошло старое римское языческое начало, тре­бующее отъ подданнаго безусловнаго подчинения одобряе­мой государствомъ религии", - писал проф. Анатолий Алексеевич Спасский (http://www.klikovo.ru/db/book/msg/9567)


Одновременно старое языческое начало взошло и на церковный трон: Живое Божество Христово было предано анафеме (см. http://off-roader.livejournal.com/1446090.html), а на Его место, всей мощью административного ресурса (см. http://off-roader.livejournal.com/1510567.html), была водружена гламурная языческая пустышка (см. http://off-roader.livejournal.com/1520241.html) "новой ортодоксии"(см. http://off-roader.livejournal.com/1517421.html).

И с тех пор "мы живём в царстве призраков и боимся больше всего на свете хоть чем-нибудь нарушить торжественную гармонию заворожённого царства. А меж тем… а меж тем, как мучительно невыносимым становится для иных этот тысячелетний сон. Потребность проснуться, высказаться, назвать заповедные тайны своим именем растёт" (см. http://off-roader.livejournal.com/1553304.html).

А "на виду у всех божественный сосуд неисчерпаемым веселием струится" (http://byzantion.ru/ltr/osip_m.html). "В каждом древе распятый Господь, в каждом колосе Тело Христово, и молитвы пречистое слово исцеляет болящую плоть". (http://www.stihi-xix-xx-vekov.ru/ahmatova31.html). "Одна Природа - Божья, воплощённая" (см. http://off-roader.livejournal.com/1495103.html). Аминь.

Аполлинарий, родимый, моли Христа Бога о нас (см. http://off-roader.livejournal.com/1607518.html)...

=============
The Clash - Rock the Casbah
http://www.youtube.com/watch?v=bJ9r8LMU9bQ

божков придумано навалом, а Ты, материя, родимая, одна (см. http://off-roader.livejournal.com/1494973.html), живая и разумная (ср. http://off-roader.livejournal.com/1109778.html), животворящая, святая и вечно молодая, иных божеств не знаю и не знать я не желаю (см. http://off-roader.livejournal.com/904228.html), материя, родимая, моя. "Одна Природа - Божья, воплощённая" (см. http://off-roader.livejournal.com/1495103.html). Аминь. "Звучит торжественная и всепобеждающая Осанна..." (см. http://off-roader.livejournal.com/1268084.html).

Спасский Анатолий, клерикальные заметки, Феодосий I, разбор полётов христианства, "новые ортодоксы", исторические заметки

Previous post Next post
Up