Начало Что же такое философия? В чём смысл философии? Любовь к мудрости Что такое истинное знание? Три вида знания Мир вокруг нас Носки Локка Беркли, Гилас и Филонус Беркли, Гилас, Филонус и Эйнштейн Фалес пачкает руки Время Пространство Исследуем пространство силой воображения Дарвинизм и философия Наведение порядока в беспорядочном мире Свободная воля и детерминизм Открытие логики: философия и математика Законы мышления В поисках чистого знания вместе с Платоном Поиск сущностей Понимание таинственных форм История западной мысли была сосредоточена на поисках понимания мира на основе универсальных законов. Чтобы создать такие универсальные законы, люди попытались устранить из мысли те объекты, к которым эти законы не были приложимы. А это само по себе иррационально, потому что даже из самых ясных и наилучших правил всегда бывают исключения. Например, закон, согласно которому одинаковые причины всегда порождают одинаковые следствия, на самом деле, неприменим ни в науке, ни в общественной жизни. Возьмите врача, который успешно лечит рак при помощи аспирина. Это будет пример эффекта плацебо, поскольку аспирин не лечит рак, но благодаря всего лишь психологическому эффекту (много раз подтверждённому на практике) людям становится лучше. Явления, подобные эффекту плацебо, "иррациональны", но реальны.
В XVIII веке законы всё ещё причиняли философам столь много трудностей, что это побудило Иммануила Канта опубликовать трактат "Опыт введения в философию понятия отрицательных величин". В своём труде Кант попытался определить внутренние противоречия в некоторых очень абстрактных, очень метафизических теориях, построенных на основе чистой логики (т.е. теориях, в которых рассматриваются вещи, которые нельзя ни увидеть, и измерить). В сущности, Кант омечает, что хотя в логике верно либо А, либо не-А, в действительности кое-что может быть одновременно и А, и не-А. Например, тело может двигаться, и не двигаться одновременно, в зависимости от положения наблюдателя. Поезда сегодня показывают пример этого. Сядьте в поезд и поставьте на столик чашку с кофе. Когда поезд тронется, то для вас чашка останется неподвижной, но для того, кто находится на платформе, она будет двигаться.
Немецкий наследник Канта - Гегель также видел проблему и вернулся к позиции Гераклита, согласно которой изменение, а в частности, противоречие и конфликт являются истинной реальностью, а статичный, неизменный мир законов мышления - это ложная реальность.
Особенно Гегель нападал на закон тождества, указывая на то, что этот закон сам по себе мало, что значит. Он говорил, что на самом деле "А = А" - это не более, чем тавтология, которая имеет мало смысла. (Тавтология буквально означает повторение.) Знание о том, что вещь есть именно она сама (стол - это стол), почти ничего не говорит нам о ней. Дать вещи определение можно только одним способом - через её инаковость, или через то, чем она не является.