0. Предуведомление. Почему Фома?
а) Как видно из заглавия, речь ниже пойдет о том, как с точки зрения богословия Григория Паламы и других православных защитников учения Церкви о различии сущности и энергий в Боге можно рассматривать некоторые разделы в богословской системе Фомы Аквинского и какие полезные вещи можно оттуда(
извлечь )
Comments 54
Reply
Я думаю, что пример не подходит, потому что первая интенция, как ее понимают схоласты, это не любое наше утверждение, а "то, к чему ум обращается в первую очередь". Т.е. первой интенцией является по определению суждение об общем, напр.: "все философы едят на завтрак кроликов". Второй интенцией будет соотнесение индивидуума с тем общим, которое уже есть в нашем уме (и которое составлено на основе абстракции, т.е.является универсалией post res, "второй сущностью" Аристотеля): Аристотель - философ. Сказуемые - это то, что сказывается об индивидуумах и они по определению вторичны. А первичны те свойства, которые мы наблюдаем относительно общего, т.е. суждение о всех философах и их общем свойстве (поедание кроликов на завтрак). Новое знание будет тогда, когда мы первую интенцию соотносим с тем, что нам уже известно относительно среднего термина (философы), в результате чего получаем новое знание об индивидууме (что Аристотель ест на завтрак кроликов). Я так понимаю.
Reply
Первая интенция: "люди суть существа разумные смертные".
Вторая интенция: "Аристотель - человек".
Вывод: Аристотель есть существо разумное смертное.
В первой интенции все равно присутствуют тождественные по своему предметному значению понятия "люди" (подлежащее) и "существа разумные смертные" (сказуемое).
Reply
Если теперь это отнести к Богу, то и получится, что наблюдаемые свойства должны существовать реально, чтобы быть основанием для нашего знания (то есть должны быть первой интенцией), иначе, если эти свойства лишь мысленные дистинкции, они производятся из души (являются тем, что сказывается о вещи, но не наблюдается в ней), а в реальности их нет.
Reply
Насчёт многоименности энергий, как мне кажется, надо принимать во внимание на то, что аналогия как бы набрасывает покрывало на то, что в Боге, лишает метафизику её языка. А отсюда речь о реальности различия претендует на слишком многое.
С другой стороны, я понимаю, этот аргумент бъёт и по простоте.
Reply
Reply
"Тем не менее Фома многократно утверждает, что человек познает из творений именно сущность Бога."
Да нет, вроде бы нигде не утверждает. Только "an Deus sit" человек узнаёт, то бишь о самом факте Его существования, но никак не про сущность.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment