0. Предуведомление. Почему Фома?
а) Как видно из заглавия, речь ниже пойдет о том, как с точки зрения богословия Григория Паламы и других православных защитников учения Церкви о различии сущности и энергий в Боге можно рассматривать некоторые разделы в богословской системе Фомы Аквинского и какие полезные вещи можно оттуда(
извлечь )
Насчёт многоименности энергий, как мне кажется, надо принимать во внимание на то, что аналогия как бы набрасывает покрывало на то, что в Боге, лишает метафизику её языка. А отсюда речь о реальности различия претендует на слишком многое.
С другой стороны, я понимаю, этот аргумент бъёт и по простоте.
Reply
Reply
"Тем не менее Фома многократно утверждает, что человек познает из творений именно сущность Бога."
Да нет, вроде бы нигде не утверждает. Только "an Deus sit" человек узнаёт, то бишь о самом факте Его существования, но никак не про сущность.
Reply
Reply
ST Iª q. 12 a. 11 ad 3
Ad tertium dicendum quod omnia dicimur in Deo videre, et secundum ipsum de omnibus iudicare, inquantum per participationem sui luminis omnia cognoscimus et diiudicamus, nam et ipsum lumen naturale rationis participatio quaedam est divini luminis; sicut etiam omnia sensibilia dicimus videre et iudicare in sole, idest per lumen solis. Unde dicit Augustinus, I Soliloquiorum, disciplinarum spectamina videri non possunt, nisi aliquo velut suo sole illustrentur, videlicet Deo. Sicut ergo ad videndum aliquid sensibiliter, non est necesse quod videatur substantia solis, ita ad videndum aliquid intelligibiliter, non est necessarium quod videatur essentia Dei.
Этот lumen naturale rationis "каким-то образом" divini luninis, он помогает познавать но не сущность Бога (специально выделил это жирным шрифтом про аналогия Солнца с essentia Бога)
Reply
Reply
Reply
А насчёт различения между "видением" сущности и "познанием" сущности -- нет, visio и есть познание, но не "исчерпывающее познание" или "схватываение", для которого другой термин, comprehensio. "Исчерпывающее познание" это скорее у Евномия :)
Кстати. Из-за того, что essentia Бога в концепт не укладывается, и было такое негативное отношение Фомы к онтологическому аргументу Ансельма.
Reply
Reply
Возможно, я скажу тривиальную вещь, но традиционные фрагменты Златоуста и Дионисия о непостижимости Бога Фома обходит именно различием visio и comprehensio. ST, PrimaP, Q12, a1:
AG1
Ad primum sic proceditur. Videtur quod nullus intellectus creatus possit Deum per essentiam videre.
Chrysostomus enim, super ioannem, exponens illud quod dicitur Ioan. I, Deum nemo vidit unquam, sic dicit,
ipsum quod est Deus, non solum prophetae, sed nec Angeli viderunt nec Archangeli, quod enim creabilis est
naturae, qualiter videre poterit quod increabile est? dionysius etiam, I cap. De div. Nom., loquens de Deo, dicit, neque sensus est eius, neque phantasia, neque opinio, nec ratio, nec scientia.
Ad primum ergo dicendum quod ( ... )
Reply
Reply
Reply
Reply
Вот, у Суареца целый параграф в De Deo Uno et Trino "Possit-ne ratione naturale ostendi, visionem Dei esse possibilem" и вообще довольно долго обсуждается, что Бог imvisibilis и про supernaturaler videatur. Т.е., эта общая и сильно разработанная линия томизма, как я понимаю.
Кроме того, это, мне кажется, нельзя рассматривать вне контекста вообще томистской гносеологии, в духе того, что сущность познается в действиях, а Бог есть чистое действие, потому в наибольшей степени познается:
Si unumquodque cognoscitur prout est in actu, ergo quod maxime est in actu maxime est cognoscibile. Sed Deus est maxime in actu. Ergo Deus est maxime cognoscibilis.
(Quaestio disputata utrum anima coniuncta cognoscat seipsam per essentiam)
Reply
Reply
Reply
Leave a comment