Честно говоря, не думал, что буду еще писать на эту тему, но есть что рассказать и есть, чем поделиться. В этот раз я не буду повторяться и рассказывать про систему преподавания, оценки и многое другое, о чем я уже писал до этого. Ссылки на предыдущие публикации по этой теме вы найдете в конце этого поста. А в этом посте речь пойдет кое о чем другом - Health and Safety, что, как выяснилось, тоже очень важно в преподавании. А также, пара примеров из собственной жизни, различия в менталитетах и выводы. Пост большой.
Сначала будет небольшое отступление. Это был второй год, когда я преподавал в Университете Гринвич. Кстати, мой контракт еще не закончился, но решил написать уже сейчас. В этом году мне дали вести целых три предмета: два тех же, что и в прошлом году (Corporate Social Responsibility и Internationalisation, Trade and Markets - для второкурсников, и новый Context and Regulatory Frameworks of Business для первокурсников. Вообще, не спрашивайте о чем новый предмет - там всё в кучу. Там что-то типа ознакомительного предмета для «зелени», поэтому обо всем подряд и по чуть-чуть. Также, немаловажный нюанс: на первых двух предметах я вел практику (как и в прошлом году “tutorials” ), а у нового я веду и практику, и лекции читаю; правда у нового класс небольшой и нагрузка в целом та же самая получается.
Вообще, в этом учебном году в университете начался какой-то адок. Еще летом я своего работодателя (он же заведующий кафедрой международного бизнеса) попросил дать мне в этом году нагрузку снова, если будет возможность; нет - так нет. Он сказал: «ОК». Ранней осенью он подтвердил, что всё хорошо, нагрузка будет по тем же двум предметам, что и в прошлом году, чуть позже сообщил про третий предмет. И вдруг, в декабре, прямо перед их праздниками всем аспирантам приходит имейл, в котором написано, что с января 2017 года вступают новые правила и условия работы/учебы, по которым мы не можем работать в универе на любой должности больше шести рабочих часов в неделю, и наша зарплата в час снижается раза в три-четыре. Все, конечно же, охуели. Универ преподнес это так будто заботится о нашей успеваемости: чтобы у нас было больше времени заниматься своим исследованием. Но дело в том, что тем кому реально были нужны деньги, работа в универе очень как раз спасала: тут же пишешь своё исследование, тут же работаешь, и неплохо платят. На самом деле, мне кажется, у универа стали кончаться деньги в связи с последними непонятными событиями, связанными с Брэкситом. Эту мелочную работу, которую выполняли аспиранты, наверное, сейчас наложат на текущих full-time сотрудников. Хотя хз, я не знаю точно, и никто не знает - только руководство. Но я со своим работодателем умудрился договориться еще на старых условиях, но в следующем учебном году так уже не получится, видимо, сделать. Поэтому, с сентября мне придётся снова искать что-то за пределами универа, что сильно отвлекает от учебы.
Теперь перейдем к тому, чем я, собственно, и хотел поделиться. Для начала хотел бы сравнить студентов прошлого года и этого. В этом году, ребята, на мой взгляд, намного лучше. В прошлом году был класс, в котором ¼ была гопота. Именно с ними была небольшая стычка на презентации. Кстати, эта история дошла студентов этого года. Я как-то отшутился на тему того, что в прошлом году студенты истерику устроили из-за того, что я им слишком много вопросов задавал на презентации, после чего мне сказали «Да, мы слышали, что вы строгий». Гы. Поэтому, в этом году решил я никого особо не трогать и делать всё в типичном английском стиле: хороший и улыбчивый отзыв с аккуратной критикой, а потом влепляешь втихую оценку ту, что заслужили. Этакий ублюдский метод, но британцы его тут любят и система его требует. Хотя, стоит отметить, в этом году докапываться не приходилось - гопников не было вообще. Ну, лично у меня. Была пара ребят «таких», но они проблем не создавали, а это главное. В целом, у меня студенты были умными: старались, всё делали, готовились в большинстве случаев, и дисциплина была идеальная. У меня она всегда такая, хуле. Даже не знаю, на что это влияет и от чего это зависит. Всё еще зависит от студентов: с одними можно помягче и на расслабоне общаться, а со зверьем приходится жестко. У нас нужно проводить иногда observation друг друга. Так вот, вторым tutor была девушка из России, которая у нас в универе буквально на один год по контракту работала, а потом переходила, если память не изменяет, работать в Оксфорд. Она очень умная, я даже с ней сам консультируюсь по некоторым моментам своей собственной работы. Но когда я пришел «осматривать» её урок, справиться со зверьем ей было сложно. Студенты устроили там балаган «I don’t get it. I don’t know what I have to do. Whatever…» и так далее. И всё это сопровождалось воплями и выражением лица, будто все виноваты в том, что ты тупорылый нихера не понял. Ну, во-первых, тут не высшая математика, чтобы устраивать панику, во-вторых, если не понял, то помалкивай и старайся. Короче, пришлось вступиться и взять некую инициативу по усмирению народа: заговорить громко, чтобы все заткнулись и объяснить, что если ты не понял или будешь тупить, то это никого не ебет - ты получаешь сегодня оценку и всё. И будет справедливо и логично поставить оценку выше тем, кто всё понял и подготовился. Так уж, собрались и начали работать. После чего все успокоились и пара прошла нормально.
Но у меня была свои интересная ситуация - на моей паре, которая была сразу же после этой. Меня тоже «осматривали» мои коллеги и даже двое: один из моих научных руководителей и главный course leader этого предмета решил тоже зайти. Другой мой научный руководитель в прошлом году уже приходил на пару и всё было ОК, а course leader не приходил вообще. В этот раз их оказалось аж двое. Но мне было пофиг, потому что я был уверен в себе: я был подготовлен сам, я был уверен в своих студентах, так как они были, как я говорил, в этом году умные и ответственные. Но прокол оказался в другом. После пары я со своим научным руководителем сел и мы разобрали каждую ситуацию. Вообще, всё было довольно субъективно, но всё же:
Ситуация №1:
На паре проводились дебаты: все студенты были разделены на четыре команды и на две противоположные друг другу темы/стороны. Они должны были подготовить заранее аргументы и потом начать по очереди выступать. В детали мероприятия вдаваться не будем. Короче, в одной из групп не хватало девочки. Эта девочка меня заранее предупредила, что у нее будет тестирование на прием на работу в другом городе и поэтому она опоздает, скорее всего. Я ей сказал: «ОК». Собственно, так и случилось. Её коллега по группе перед парой ко мне подошла и сказала, что та девочка опаздывает на целых 20 минут - что делать? На что я ответил, что ничего страшного, мы ведь её не будем ждать 20 минут, потому что где 20, там и 30 и всё такое - начнем без неё, а она пусть подходит и сразу присоединяется к процессу. Вроде была на этом точка. Мы начали пару. И тут девочка та самая заходит и начинает плакать и что-то там бормотать под нос. Я это увидел, но сначала не стал реагировать, думал, может, мне это вообще показалось? Что случилось то? А вход в класс в противоположной стороне от стола преподавателя, класс большой, и ты еще не всё сразу замечаешь. Я сначала, подумал, что может она там расстроена своим тестированием или просто там насморк, но потом она не садится за стол, а уходит из класса. Course Leader дает мне взгляд «что за пиздец, но забей, продолжай, я посмотрю, что там происходит» - что я сделал. Но потом, пару минут спустя, он меня всё-таки вызвал в коридор на разговор с девочкой, которая, как выяснилось, подумала, что её все кинули, раз начали пару без нее… Ну ладно, проехали. Вернулись в класс, начали всё с самого начала, чтобы никто себя не почувствовал ущемленным.
Выговор: мало ли, как себя девочка повела или чувствовала - нужно было прервать урок и сразу пойти разбираться.
Моё оправдание: если бы не course leader, который дал мне знак «забей, я сам посмотрю, что там», я бы так и сделал.
Ситуация №2:
Предисловие: Тогда, в феврале у нас была тут какая-то инфекция, которая почему-то задела многих, но ни меня. Но было несколько студентов, которые болели. Стоить отметить, почему я их еще стал больше любить: несмотря на то, что они болели, они не были теми самыми нытиками, которые от одного лишь кашля двигали пары и отмазывались своей гавноболезнью. Они готовились, шли и сдавали на оценку всё, что нужно! Богатыри. Воспитание. Но в моем случае, лучше бы дома сидели…
Я многих уже считал, прочитал, знал характеры, их уровень знаний и состояние здоровья. Одна девочка болела буквально в предыдущий день, соответственно, что за ночь она не выздоровеет. Но всё-таки в тот день пришла и сказала мне, что ей лучше. Отмечу, что студенты сидели за партами друг на против друга в два ряда, то есть получается, что последних в каждом ряду я с трудом видел, потому что они были заграждены предыдущими сидящими. Я её не видел особо, но мне сказали потом, что она была в предобморочном состоянии. Когда она выступала, то говорила вяло - ну да, она и за день до этого говорила вяло, потому что болеет, но в целом то ОК.
Выговор: нужно было заметить её состояние и отпустить.
Моё оправдание: я её не видел (но это мои проблемы, да); она сказала перед парой, что всё ОК; она вчера тоже вялая была, но нормально выступила. Молодец и похвала.
Ситуация №3:
Тут вообще ад. Третья девочка тоже болела, у неё был адский кашель. В предыдущий день, когда у нас была презентация, она выступила, как смогла, после чего я её отпустил домой без санкций. В этот раз она пришла, вроде всё нормально было, а потом начала снова адски кашлять, после чего я ей сказал идти домой. Она вышла из класса в сопровождении моего научного руководителя. Но потом выяснилось, что в коридоре ей стало ппц как плохо: она посинела, побелела, позеленела, они даже, по-моему, там скорую вызвали, или на такси в больницу увезли. Но на следующей неделе выяснилось, что вроде ни в какую больницу она не поехала.
Выговор: надо было прервать урок и убедиться, что с ней всё ОК.
Моё оправдание: согласен, но ты, мой научный руководитель, сама пошла с ней все дела делать, вот я и спасовал.
Гипотеза культуры и менталитета
Да, представьте. Это всё произошло за один урок с тремя разными девочками. Эх, девочки мягкотелые у нас нынче пошли)) Вообще, конечно, второй и третий случаи довольно серьезны. Первый пофиг - истерика. А вот третий - адок. Хотя что такого сделала мой супервайзер, чего бы не сделал я, если бы её не было. Все мои оправдания свелись к тому, что «я не сделал, потому что вы вдвоём там были и зарешали. А если бы я был один, то всё сделал сам». У этого оправдания есть и правда и неправда. И неправда заключается не в том, что это «всё лишь оправдание», а давайте капнем поглубже. Не, я бы действительно всё сам зарешал, если бы не было тех двоих. Но давайте вернемся к российским реалиям, которые нас и меня воспитали. Мне кажется, но у нас в России нет вообще понятия Health and Safety в школах и универах. Точнее, оно как бы и есть, но на него всех похуй. Я сейчас не про пожарную безопасность, а про то, что случилось со мной.
У меня есть смешной пример, но серьезный. Я учился в хорошей школе. Всё было хорошо, но у нас был очень… специфичный учитель по математике. Фамилию я её называть не буду, но все, кто читает этот пост из моей школы, понимают, о ком идет речь. Я не был прилежным мальчиком - отличником, но и не был чмом. Небольшие отклонения в поведении на уроках бывают у всех. Я бы сказал наоборот: сверх тихие дети и ученики - это страшно и подозрительно - это страшно подозрительно. У нас был обычный урок геометрии с кучей нервов и идеальной дисциплиной, потому что именно так было на уроках математики у этого учителя. Прошло уже больше десяти лет, но я, по-прежнему, в ахуе от поведения самого этого учителя. Методы выставления оценок были совершенно несистемным и непонятным никому (наверное даже ей самой). Самый прикол еще был, когда она только объяснит новую тему, а потом вызывает нас к доске решать задачи… на оценку. Так новая же тема, ёптыть? Не, понятное дело, что мы пронюхали её эту фишку и заранее пытались дома готовить эти решения, родители помогали тему новую разжевать. А если не помогают родители, а ты сама на уроках нихера объяснить не можешь - что нам делать? Да, еще прикол - она реально херово объясняла, и фишка была в том, что если ты попробуешь - вообще, ПОСМЕЕШЬ, сказать, что не понял, или задать вопрос: во-первых, она нихера нового или лучше не объяснит, во-вторых, унизит тебя в классе, до кучи, объяснив тем, какое ты тупое чмо: вот сейчас я вызову кого-нибудь к доске и он/она сразу всё решит и на пять. Причем частенько это были проверенные «умные» ученики, которые не обязательно умные были на самом деле, а просто подсуетились и дома с родителями или по решебнику подготовились к этому её трюку. Ну что за бред?
Так вот, урок геометрии. Осталось минут десять до конца. Я сижу и тут у меня как заболит живот очень сильно, и мне захотелось… по большому. Тогда я еще не знал весь свой негативный потенциал желудка и не понимал, что надо аккуратно будет есть до конца своих дней. Ну короче, меня схватило по всем критериям; я поднимаю руку и прошусь в туалет, и она меня нахрен шлет. Я думаю: «вот тварь». Её причина была мол десять минут до конца урока осталось - сиди давай. Знаете, когда сильно хочется, то каждая минута, как час. В итоге, под конец за пару минут она мне говорит, мол хули ты сидишь и ничего не делаешь, а давай-ка ты мне после урока покажешь еще свою тетрадь. Ну не тварь ли? А у меня на самом деле всё было ОК - я всё делал весь урок, что требовалось, и мне было насрать на её эти приемчики, я только хотел срать в прямом смысле слова. Короче, я к ней подхожу, показываю тетрадь, и она решила меня вообще добить: сказала, что мой там круг или треугольник хреново нарисован и давай иди перерисовывай…. После чего я психанул и просто ушел из класса, а она там что-то еще в спину мне кричала недовольное.
Начнем с того, что она знала, что мне реально надо было в туалет, но нужно было поиздеваться, видимо. Я вообще не понимал, к чему такая сверх строгость была у неё. У нас была учительница по химии (не помню, как её зовут), дисциплина и тишина у нее была просто идеальная, но мы её любили. Она добилась этой дисциплины без гулаговских методов, и поэтому мы её любили, хоть и химию большинство не понимало. Health and Safety учительнице по математике не знакомы вообще. Помимо меня у нас была куча ситуаций, когда людям было реально плохо: температура, тошнота, рвало даже кого-то было дело, а ей было всегда похуй. Вот, после моих ситуаций, я, конечно, не такой, но в какой-то степени у меня такое же немного воспитание учительское: если ты пропустил по болезни - это твои проблемы, если ты пришел больной - тоже твои проблемы. Никакой эмпатии - только хардкор. Как у наших ментов - виноват всегда потерпевший; у учителей - ты сам. Учитель у нас никогда не спросит, видимо, себя, почему мои ученики такие тупые в большинстве - может я дерьмовый учитель?... Не, это всё они и их тупые родители с дерьмовым воспитанием.
Как, интересно, сейчас в школах? Чую, что как-то также. Спартанские методы и никакого сострадания. Да, понимаю, что ученики и студенты бывают гнидами. Но ведь можно спокойно всех валить заслуженно и без перегиба. Товарищи, ваши гулаговские методы никак не воспитывают детей, особо, кроме как наносят некую травму психологическую. Я тут случайно увидел своего бывшего одноклассника в интернете, которого гнобили мы (только морально и то, не очень то сильно, вроде), но и учителя (?!). А теперь он доцент в УрФУ. Вот это навешивание ярлыков учителями только ухудшает отношение к человеку и оно будто существует только в России. Понятное дело, что любимчики есть, наверное, у всех и везде. Но «нелюбимчики» быть вообще не должны, потому что это твоя работа, тварь, воспитать и научить нас. А не то, как Вы делаете: унижаете и гнобите нас у доски, повторяя из года в год, какие мы чмыри. Честно, учительница по математике была не самый адок в моей школьной жизни, а вот учитель начальных классов… вот там реально было много разного рода унижения, стресса и нервов даже у родителей.
Знаете, что я еще не могу понять? - Некоторых из нас. Например, какой-то учитель всю жизнь тебя гнобил и унижал, а ты потом на выпускном такой обнимаешься с ним и говоришь «Любимый/ая ФИО». Давай, признай уже себе: ты его ненавидишь и любимым он тебе не был и не будет. К чему вообще эта лицемерная показуха? Для кого? Для учителя? Ну да, давайте покажем ему в очередной раз, что якобы за весь долбоебизм, через который мы прошли, мы его всё равно любим. Нет, мы не любим, мы просто очень рады и глубоко выдыхаем, что весь этот пиздец закончился - не школа, а именно тот урок с вами. И не хотим, чтобы с нами в жизни это повторилось и тем более с нашими детьми. Строгость и дисциплина - это одно, а тыканье лицом в дерьмо и унижение - это другое. Пока на западе думают о том, как бы сделать так, чтобы ученик/студент не откинулся на уроке, в России просто похуй. Понятно дело, что на западе это скорее делают для того, чтобы с себя ответственность снять в случае «чего» или преподнести это, как минимум, что сделано было всё возможное, чтобы предотвратить то, что случилось. Но в России то всё равно просто похуй. Лучше бы наши учителя тоже проходили курс Health and Safety - посмотрим, что бы было и что бы изменилось. Также было бы интересно, какими бы были МЫ, если бы у нас не было того, что было.
Знаете, я не сторонник западных методов образования, но может это всё потому, что я вырос в другом и мне не понять? Мир то их живет и процветает, если чо. Хочу всё-таки поддержать, что школы у нас хорошие и университеты тоже, просто нужно без перегибов подобных. Всем удачи!
Интересные истории:
BASEES Conference 2017 Продавец-консультант в Лондоне: Часть 3 (2016) Продавец-консультант в Лондоне: Часть 2 (2016) Продавец-консультант в Лондоне: Часть 1 (2016) BASEES Conference (2-3 апреля, 2016) Работа преподавателем в британском университете: часть 3 (2015-2016) Работа преподавателем в британском университете: часть 2 (2015-2016) Работа преподавателем в британском университете: часть 1 (2015-2016) Один день офисного планктона в Лондоне (Сентябрь 2015) Устраиваемся на работу в УрФУ. (Октябрь 2012) Неделя в Екб (Февраль 2012) Необычное интервью: Надя Фалалеева (Январь 2012) Британские водительские права (Июнь 2011) Круг общения: часть 4 (Май 2011) Круг общения: часть 3 (Май 2011) Круг общения: часть 2 (Апрель 2011) Круг общения: часть 1 (Апрель 2011) Спорт в моей жизни (Март 2011) Мои соседи и друзья в общаге (Ноябрь 2009)