Скопцы (1).

Oct 12, 2015 13:02

Продолжение. Начало см. в СТАРЫЕ РУССКИЕ СЕКТЫ, Христоверы (1), Христоверы (2), Христоверы (3), Христоверы (4)Христоверы (5), Христоверы (6), Христоверы (7), Христоверы (8), Христоверы (9), Христоверы (10), Христоверы (11), Христоверы (12), Христоверы (13), Христоверы (14) и Христоверы (15).

"О, скопчество - арап на пламенном коне,
                                                                                                                                   Гадательный узор о незакатном дне,
                                                                                                                                   Когда безудый муж, как отблеск маргарит,
                                                                                                                                   Стокрылых сыновей и ангелов родит!"
                                                                                                                                                                           (Николай Клюев).

Скопчество, в сущности, не новое и, тем более, не чисто русское явление: оно известно с очень древних времён, на что указывают, например, запрещение принимать оскоплённых в "общество Господне" (Втор. 23:1) и слова пророка Исаии об евнухах (Ис. 56:3-5). Скопчество существовало у египтян, вавилонян, персов, мидян и других восточных народов. Можно думать, что многожёнство, существовавшее почти у всех восточных народов, было главной и ближайшей причиной, которая вызвала к бытию скопчество.


Кроме скопцов-евнухов, имевших специальное назначение быть охранителями "живых сокровищ", у народов древнего Востока существовали скопцы и других категорий. Известно, что у египтян, по свидетельству Диодора Сицилийского, существовал закон, по которому преступление должно быть искуплено тою частью тела, которая его совершила; поэтому за изнасилование и другие сексуальные преступления полагалось оскопление виновного. То же самое существовало и в Персии.

В первые века христианской эры монахи иногда прибегали к оскоплению ради сохранения целомудрия. Во II, IV и даже X веках встречаются упоминания о целых скопческих общинах (валезиане). В XI веке папа Лев IX ставил в упрёк восточной Церкви, что даже высшие степени её иерархии занимают скопцы.

Возможность скопчества в христианстве объясняется попыткой разрешения неразрешимых для разума противоречий, парадоксов и антиномий любви. Как блестяще показал В. Соловьёв в своём трактате "Смысл любви", любовь и размножение рода находятся между собой в обратном отношении [1]. То же самое можно сказать о любви и браке [2]. Задача соединения любви и супружества так трудна, что даже и приближение к ней является чудом. Впрочем, христианство и не настаивает на исполнении этой задачи. Брак, как установление ветхозаветное, освящается не в Новом, а в Ветхом завете. Новый завет говорит, что "хорошо человеку не касаться женщины" (! Кор. 7:1), поскольку "нет уже... ни мужеского пола, ни женского, ибо всё одно во Христе Иисусе" (Гал. 3:27-28).

Новозаветное Откровение признаёт физическую сторону в человеке, но оно не придаёт ей никакой положительной нравственной ценности. И хотя оно говорит, что "выдающий замуж свою девицу поступает хорошо" (1  Кор. 7:38), но по общему смыслу главы эти слова нужно понимать так: "хорошо, потому что таким образом избегается блуд" (ст. 2). Следовательно, по учению Нового завета, брак является делом хорошим только как средство, предохраняющее человека от блуда. А вообще физическая сторона брака есть "похоть плоти", "похоть мужа" (Ин. 1:13), нечто такое, чего лучше избегать: "не выдающий (замуж девицу) поступает лучше" (1 Кор. 7:38).

Поэтому в христианстве брак не считается священным, или, по крайней мере, он считается таковым только мнимо, иллюзорно [3], ибо естественное начало брака - половое влечение - есть начало неосвящённое, отрицаемое небом. "Чада века сего женятся и выходят замуж, а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мёртвых не женятся и замуж не выходят" (Лк. 20:34). Итак, на небе люди не женятся; небо исключает брачные отношения, ибо половой акт есть в основе своей животный акт, и в сладострастии есть нечто нечеловеческое, а по замечанию Льва Толстого, даже "скотское" и "свинское". Следовательно, "кто желает войти в рай ( = небо), тот должен отрешиться от всего, что не свойственно раю" (Тертуллиан). Поэтому "безбрачие есть подражание ангелам" (св. Иоанн Дамаскин).

Семья, несмотря на высоту и чистоту связей, соединяющих её членов, всё-таки заключает в себе элемент эгоистического ограничения ("мои: жена, сын, брат, а то - чужие") и поэтому она не вмещает в себе идеала всеобщего родства в духе слов Спасителя: "кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь" (Мк. 3:45). Не из семьи возникло христианство. Первые проповедники его "оставили всё" (Мф. 19:27) и последовали за Христом. Некоторых Он Сам призывал ради Него разорвать кровные узы: "А другому сказал: следуй за Мною. Тот сказал: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. Но Иисус сказал ему: предоставь мёртвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие" (Лк. 9:59-60; см. ещё Мф. 4:22).

Продолжение см. Скопцы (2).

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

[1] Действительно, у самых низших классов биологических организмов размножение происходит в огромных размерах без всякой половой любви, а на самом верху биологического царства - у человека - является возможной сильнейшая половая любовь с полным исключением размножения. "Особенно сильная любовь, - пишет Соловьёв, - большею частью бывает несчастна, а несчастная любовь весьма обыкновенно ведёт к самоубийству. В тех же редких случаях, когда сильная любовь не принимает трагического оборота, когда влюблённая пара счастливо доживает до старости, она всё-таки остаётся бесплодною. Верное поэтическое чутьё действительности заставило и Овидия и Гоголя лишить потомства Филимона и Бавкиду, Афанасия Ивановича и Пульхерию Ивановну". Л. Клагес делает характерное замечание: "Если хотите, попробуйте сопоставить фактор "воспроизводительности" с теми, кого обыкновенно воспринимают как высший образец человеческой любви, - Тристаном И Изольдой, Ромео и Джульеттой, Паоло и Франческой и другими". Они слишком горячо любят друг друга; огонь же только пожирает, истребляет, но не творит. Потому-то и невозможно представить их в ситуации "хэппи энда", с дитятей, а то и с целым выводком ребятни, так сказать, по завершении дней.

[2] Брак гасит страсть, так как страсть сопряжена с тайной. Брак несёт в себе удивительное затишье и замирание. Он напоминает лодку, медленно влекомую по кругу обыденности. Брак является победой среднего рода над мужским и средним. Супружеская измена - это восстание против монотонности и серости брака. Это поиск маскарада и тайны. Это вызов всему рациональному и правильному в семейном бытии. И главное - это восстание против одиночества, порождаемого браком.

[3] В. Розанов верно подметил поразительное несоответствие православного храма и венчающихся в нём. "Ведь только от того, что никто из венчающихся, радостно в себя погруженных, и никто из празднично настроенных гостей не оглядывается кругом и не вглядывается в церковные лики,- только от этого невнимания никто не замечает, до чего странная и чуждая толпа вошла в храм с чуждыми храму мыслями, чувствами; до чего она самому храму не нужна и, по правде сказать, враждебна".

любовь, христоверы

Previous post Next post
Up