Продолжение. Начало см. в
СТАРЫЕ РУССКИЕ СЕКТЫ. "Белую лилию с розой,
С алою розой мы сочетаем [1].
Тайной пророческой грёзой
Вечную истину мы обретаем".
(Вл. Соловьёв. "Песня офитов").
Вопрос о том, каким образом в России зародилось учение христоверов ("хлыстов"), до настоящего времени не был разрешён. Г. Добротворский, протоиерей Рудаков и вслед за ними Н. В. Реутский высказали предположение, что хлыстовщина [2] есть целиком иноземная ересь, занесённая с Запада через Польшу и запорожских казаков в начале XVII века [3]. Другие полагали, что учение "хлыстов" было занесено в Москву то ли кальвинистами, то ли лютеранами, то ли квакерами (в следственных документах 1744-1752 годов христовщина названа "квакерской ересью"), одним словом - "немцами", которые проживали в Москве на Яузе и Гороховом поле.
Безусловно, Немецкая слобода оказала большое культурное влияние на московскую аристократию, но учение "хлыстов" вышло не из великосветских салонов, а из лесных пустынь, и не с рационалистического Запада, а с мистического Востока. Вообще, нужно сказать, что дух христоверов и дух протестантов суть диаметрально противоположные, полярные, взаимоисключающие духи. Поэтому гипотеза о протестантских корнях "хлыстовства" не выдерживает ни малейшей критики; она могла возникнуть лишь в крайне ограниченных и невежественных умах православных сектоведов XIX века. Вполне очевидно, что все "хлыстовские" толки, несмотря на их отрицание Российского государства, носили глубоко русский характер, ибо если они были враждебны даже русской общественной и политической жизни, как подвергнувшейся порче в результате иноземных новшеств, то тем более они должны были быть враждебны к первоисточнику этих новшеств - Западу.
Христовщина есть целиком творение великорусского народного гения; она является составной частью "хрестьянской" веры русского народа. "Хлыстовство" воплощает в себе романтическую прелесть России, её почвенную, до-петровскую, контрпросветительскую архаику. Это вера подпольной, потаённой Руси, находящейся в духовной и социальной оппозиции светской России.
Продолжение см. в
Христоверы (2). ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
[1] Белая лилия - символ целомудрия подвижника; алая роза - символ любовной страсти, цвет розы - яркость желания (но и краска стыдливости).
[2] Слово "хлыстовщина" есть намеренно искажённое произношение слова "христовщина", - название, встречаемое в сочинениях первой четверти XVIII столетия у св. Димитрия Ростовского и архиепископа тверского Феофилакта Лопатинского. Христовщиной эта секта называлась потому, что она управлялась "христами", то есть людьми, наделёнными чрезвычайными духовными дарованиями. Сами христоверы называли себя "людьми Божиими" (в противоположность "людям мирским", то есть православным прихожанам). Слова "хлыстовщина", "хлысты" были изобретены позже, в XIX веке, некоторыми православными священнослужителями, считавшими неприличным при названии этой секты употреблять имя Спасителя.
Вообще же следует заметить, что ни одна из русских сект не имела такого множества названий, как эта. В Самарской губернии "людей Божиих" местное епархиальное начальство "окрестило" сначала "монтанами", а затем - "мормонами". В Тамбовской губернии их называли "богомолами", на Северном Кавказе - "шалопутами", в Оренбургской губернии - "квасниками", в Саратовской - "постниками" и т. п.
[3] "За годы Смуты иноземцы настолько распространились по Московскому государству, что стали знакомы каждому русскому" (Платонов).