Начало итальянских заметок здесь:
http://lerabel.livejournal.com/55085.html О Венеции:
http://lerabel.livejournal.com/55413.htmlhttp://lerabel.livejournal.com/55568.htmlhttp://lerabel.livejournal.com/56753.html Пиза:
http://lerabel.livejournal.com/56848.htmlСиена:
http://lerabel.livejournal.com/59401.html Флоренция:
http://lerabel.livejournal.com/59757.htmlhttp://lerabel.livejournal.com/61383.htmlhttp://lerabel.livejournal.com/62502.htmlhttp://lerabel.livejournal.com/62859.htmlhttp://lerabel.livejournal.com/63154.html По дороге из Флоренции в Рим мы должны были заехать на дегустацию вин на какой-то завод в области Кьянти. Но вместо этого сделали остановку в умбрийском городке Орвьето, даже не упомянутом в программе нашего тура. Там нам пообещали-таки дегустацию, осмотр собора и керамическую мастерскую.
Автобус тяжело заполз вверх по серпантинной дороге и остановился на ровной площадке среди холмов: над площадкой нависала огромная каменная скала. С абсолютно отвесными склонами! Там на скале и был городок Орвьето. На вопрос, как мы туда заберемся, ответ нашелся быстро. В каменной толще обнаружился... эскалатор, по которому мы и поднялись на почти 100 метровую высоту и вышли на одну из улиц города
Орвьето - вид снизу:
Орвьето древнее Флоренции и и даже Рима - этруски основали его три тысячи лет назад. С тех пор он перестраивался множество раз, и сегодня хранит средневековую застройку - так же как Сиена и Флоренция.
Улица Орвьето:
На дегустацию нас-таки сводили здесь в первую очередь - город славится особенными винами. Но все же «Вино делла каза» - домашнее вино, которое мы пили в итальянских ресторанах - и приятнее, и значительно дешевле.
Игоряха уговорил дать ему «подегустировать», и гордо сделал по глотку из каждого бокала:
Но самое чудесное и запоминающееся в Орвьето - Дуомо, Собор. Яркий, пестрый, многоцветный и при том - готический. Настоящая итальянская готика, которая не выглядит эстетски-рафинированной, аскетически-серьезной или мрачной, но так же светла и жизнерадостна, как вся эта щедрая земля.
"Жемчужина" интерьера Дуомо - фрески капеллы Сан Бризио. Их автор Лука Синьорелли - удивительный художник рубежа 15-16 веков, вечный странник, не нашедший постоянного приюта, не принадлежащий ни к какой школе, с необычным, хоть и не очень добрым взглядом на мир. Фрески посвящены Страшному суду и Апокалипсису и так завораживают, что не только я, но и Игорь долго не мог оторваться от разглядывания фигур грешников и демонов, ангелов и праведных душ. Купол крипты расписывал Фра Анжелико - один из самых светлых живописцев кватроченто. В уголке сцены «Сошествия Антихриста» Синьорелли изобразил самого себя в компании Фра Анжелико - тихих наблюдателей катастрофы...
Одна из фресок Синьорелли в Сан Бризио - "Низвержение грешников":
Мы забыли о времени и опоздали в керамическую мастерскую. Поэтому остались изучать музеи на пьяцца дель Дуомо - их несколько: музей Собора, Национальный археологический, этрусский, современной скульптуры (Эмилио Греко)... Выбравшись на площадь, отправились по переулкам и догнали чужую русскую группу. Шла она, как выяснилось, в ту самую керамическую мастерскую, куда мы из-за Синьорелли опоздали со своей.
Орвьетская керамика, если честно, не так интересна, как греческая или болгарская. Не говоря уже об абрамцевской! Разноцветная, аляповатая, в цветочках. Изготавливают и расписывают ее дамы постбальзаковского возраста при большом скоплении туристов. Игоряха, керамист со стажем, вообще не впечатлился. Потом эти разноцветные тарелочки, чашечки и колокольчики мы то и дело встречали в ремесленных лавках по баснословным ценам - но не купили, понятное дело.
Слева - художница за работой, справа - вот в такой печке здесь обжигают изделия:
Ну и о ремесленных лавках, раз уж начала.
Если не считать Собора это, пожалуй, самое интересное в Орвьето. На крохотной улочке теснится множество магазинчиков с вывесками из сказки Андерсена - сапог на цепочке, топорик, бублик...
Улочка ремесленников:
Лавки устроены примерно по одному принципу: внизу - магазин, на втором этаже - мастерская. Самые ценные и непродаваемые изделия выставлены прямо в переулке:
Этот экспонат - из оружейной лавки:
Мужская часть семьи обычно трудится наверху, а женская торгует на первом этаже. Хозяева встречали всегда приветливо, и не выражали недовольства, когда мы уходили с пустыми руками. Сделать покупку порой ужасно хотелось, но - увы - цены в Орвьето, пожалуй, превосходят даже венецианские.
Магазин деревянных изделий:
А вот кожевенная лавочка. Запросто можно было бы обмануть всех и поместить ее в венецианском очерке. Но в Венеции мы таких вещей вообще не встретили:
И, наконец, еще витрина - сувениры из Орвьето. Да-да, на них так и написано. И фото собора прилагается. Думаю, понятно, что это. Итальянцы к сим изделиям относятся с почтением, и продают их в разнообразной таре, всех цветов, размеров и конфигураций. Пакетик, крайний справа, - высотой чуть ниже Игоря. Мы тоже увезли домой подобные «сувениры», не такие, правда, большие:
Из Орвьето мы едем в Рим.
И здесь у меня вопрос - не будут ли уважаемые друзья возражать, если я на какое-то время передам слово сыну? Он написал парочку нескладных итальянских заметок, хочет поделиться впечатлениями, но волнуется. Тогда следующим может быть его рассказ о Риме.
(Продолжение следует)