Начало итальянских заметок здесь:
http://lerabel.livejournal.com/55085.html О Венеции:
http://lerabel.livejournal.com/55413.htmlhttp://lerabel.livejournal.com/55568.htmlhttp://lerabel.livejournal.com/56753.html Пиза:
http://lerabel.livejournal.com/56848.htmlСиена:
http://lerabel.livejournal.com/59401.html Флоренция:
http://lerabel.livejournal.com/59757.htmlhttp://lerabel.livejournal.com/61383.htmlhttp://lerabel.livejournal.com/62502.htmlhttp://lerabel.livejournal.com/62859.html В моей пестрой флорентийской картинке, которая почти сложена, не хватает лишь нескольких кусочков цветной смальты, чтобы она приобрела вид законченный и цельный. Но кусочки эти - из разных уголков ее, поэтому прощальные заметки получились немного разрозненными и рваными.
А еще - потому что, заканчивая рассказ о Флоренции, снова приходится переживать расставание с Городом, где осталась частица моей души...
* * *
Я не смогла найти статистики - сколько во Флоренции церквей. Их бессчетное множество и все они прекрасны! У каждой - неповторимый облик, стиль, колорит, в любой из них хранится свой шедевр - да не один. Чтобы заглянуть во все, не хватило бы и недели. Возле храмов побольше - непременный внутренний дворик, где растут цветы, стоит маленький фонтан, и прохладная тень под готическими или ренессансными аркадами...
Вечером, направляясь в отель и пребывая в печальных размышлениях о том, сколько всего мы не сумели посмотреть во Флоренции, я углядела издали невзрачный, необлицованный фасад церкви Сан Лоренцо: внешне она неприметна, но ее интерьер проектировал сам Бруннелески! А в новой сакристии этого храма - знаменитой капелле Медичи - надгробия Микеланджело. Служба уже закончилась, последние посетители выходили, ворота закрывались. Но мы успели!
Фасад Сан Лоренцо не очень интересный, внутри снимать нельзя, поэтому покажу дворик - тоже красиво!
* * *
Но Флоренция, со всеми ее дворцами и храмами - не застывший музей под открытым небом. Жизнь здесь течет неспешно и несуетно, но разнообразно и вдохновенно. И по-прежнему живут в ней творцы и мастера, хотя было бы смешно сравнивать их искусство с прошедшими эпохами.
Мастерские художников и ремесленников находятся на левом берегу Арно, а вот их продукция продается в центре города в маленьких магазинчиках, которые надо внимательного высматривать среди лавок с туристическим ширпотребом. Проще всего ювелирам - их торговля традиционно (уже несколько веков) живет на Старом Мосту - Понте Веккио. У церкви Санто Спирито, на левом берегу реки торгуют местной керамикой и изделиями из кожи и дерева.
Эта оружейная лавка, вызвавшая тихий восторг у Игоря, была обнаружена нами на виа делла Скала, недалеко от вокзала. Мы не смогли уйти оттуда с пустыми руками:
Право же, нужно обладать определенной смелостью, чтобы быть художником во Флоренции. Но здешние живописцы и графики уверенно обживают «музейные» уголки города, без смущения предлагая рисунки и эстампы с флорентийскими видами и довольно неуклюжие копии шедевров из Уффици или набрасывая в считаные минуты портреты туристов.
Но больше всего меня поразила вот эта копия Рафаэля - девушка на наших глазах рисовала ее цветными мелками на асфальте одного из переулков:
* * *
Игорь всю поездку свято соблюдал туристические традиции каждого города. Есть таковая и во Флоренции. Недалеко от набережной Арно у лоджии Нового рынка обитает некий Порцеллино - поросеночек. Если вы хотите снова вернуться во Флоренцию, нужно почистить ему пятачок.
При ближайшем рассмотрении Порцеллино оказался бронзовым диким кабаном солидных размеров с отшлифованным до золотого блеска носом. Игоряха, конечно же, не преминул сунуть палец свинке в ноздрю и погладить ее:
* * *
Наступал вечер. Закрылись музеи и храмы. Мы отправились к Арно, чтобы проститься с Городом. В закатном свете Флоренция выглядела так волшебно, что Игорь задержался на мосту Санта Тринита, чтобы сделать последний флорентийский набросок. В отличие от нашей Балашихи, где любопытные не дают покоя рисующему на пленэре ребенку, в Италии его никто не беспокоил, не оборачивался и вопросов не задавал.
Пока Игорь рисует, прощаюсь с Флоренций. Сдержанно, про себя объясняясь ей в любви - безответной, без всякой надежды на взаимность.
Я полюбила этот Город много лет назад, в детских снах и мечтах.
Теперь же чувство мое стало лишь сильнее и крепче.
Потому что никогда не встречала я места, более соответствующего моему мироощущению и характеру.
Я очень хотела бы приехать еще когда-нибудь - без туристической группы, может быть, с мужем и мальчишками или даже одна.
На неделю или больше.
Я могла бы остаться здесь навсегда.
Но неизвестно, удасться ли вернуться хоть ненадолго.
Мне больно и грустно уезжать.
Я бросаю монетку в серебристые воды Арно и последний взгляд на Флоренцию в лучах заката. Я еще увижу ее завтра утром из окна автобуса. Но этот вид - самый лучший. И когда я вернусь домой, он станет заставкой на моем компьютере.
Прощай, сказочный Город!
А продолжение итальянских заметок - следует.