Начало итальянских заметок здесь:
http://lerabel.livejournal.com/55085.html О Венеции:
http://lerabel.livejournal.com/55413.htmlhttp://lerabel.livejournal.com/55568.htmlhttp://lerabel.livejournal.com/56753.html Пиза:
http://lerabel.livejournal.com/56848.htmlСиена:
http://lerabel.livejournal.com/59401.html Флоренция:
http://lerabel.livejournal.com/59757.htmlhttp://lerabel.livejournal.com/61383.htmlhttp://lerabel.livejournal.com/62502.html Во Флоренции нельзя шагу ступить, чтобы не попасть в музей. Каждый камень - экспонат. Каждая фреска даже в маленькой церкви - шедевр ренессансного живописца. Ловишь себя на том, что фасад собственного отеля разглядываешь как архитектурный памятник, задрав голову...
Но музеев без счета, а в галерею Уффици все равно с ходу не попасть. У индивидуалов - длиннющая очередь, у групп - запись заранее по сеансам. Нас отпускают на час погулять вокруг Санта Кроче, у Барджелло и палаццо Веккио.
Барджелло - самый старый дворец Города, резиденция городской власти. Он выстроен во времена Данте, которого здесь же в 1302 году приговорили к изгнанию. У стен дворца гвельфы дрались с гибеллинами. Его брали штурмом и жгли чомпи - чесальщики шерсти. Он был тюрьмой смертников и французским посольством. В 19 веке он стал музеем скульптуры города.
Барджелло:
Когда-то эти скульптурные шедевры украшали улицы Флоренции, фасады дворцов, двери храмов. Городские власти объявляли конкурсы, и лучшие ваятели состязались друг с другом за право поставить статую на городской площади. С некоторых пор на их месте стоят гипсовые копии, а оригиналы бережно хранят здесь, в Барджелло. И что за оригиналы! Гиберти, Вероккио, Донателло, Поллайоло... Здесь же несколько скульптур гениального Микеланджело Буонаротти. Не самые лучшие, правда.
Но - необычные.
В Барджелло хранится вот это тондо Микеланджело, которое мне очень нравится. Оно не совсем типично для мастера - здесь меньше могучей, экспрессивной монументальности и больше простой человеческой нежности:
Мы выходим на площадь Синьории. Справа - Уффици, а прямо перед нами - палаццо Веккио, Старый Дворец. Правда, когда Синьория переехала сюда из Барджелло, он назывался Новым Дворцом - Палаццо Нуово, но потом Козимо Медичи перебрался отсюда в Питти, тогда и он стал старым.
Палаццо Веккио:
В начале 16 века молодой Микеланджело принял участие в конкурсе на лучшую статую перед палаццо Веккио. Из пятиметрового блока мрамора, испорченного прежним хозяином, он высек знаменитого Давида - символ сильной и свободной Флоренции, веками вызывавшего восторг горожан. Прежде на этом месте стояла Юдифь работы Донателло. Но флорентийцы решили, что это нехорошо, когда женщина убивает мужчину, и передвинули статую в тень Лоджии деи Ланци.
А Давид украшал площадь до 1873 года, а потом его заменили мраморной копией. Такая же стоит на пьяццале Микеланджело. А у нас в ГМИИ - гипсовая.
Оригинал мы так и не увидели, поскольку он находится в музее Академии, а мы туда не успели.
Раньше здесь стоял настоящий Давид:
Мы отстояли получасовую очередь для групп в мрачноватом дворе Уффици, чтобы попасть в лучший в мире музей (так, по крайней мере, заявил Игорь после осмотра). Как и все здесь, он связан с семейством Медичи, переехавшим сюда в 16 веке из роскошнейшего палаццо Медичи-Риккарди на виа Ларга. Поскольку здание изначально предназначалось для размещения собрания живописи, оно исключительно удобно для осмотра. Из гигантской галереи верхнего этажа множество дверей ведет в залы разных стран и эпох. Все настолько продуманно и упорядоченно, что передвижение по музею напоминает путешествие во времени: от Чимабуэ и Джотто - к живописи кватроченто, от Боттичелли к Леонардо, а дальше и Рубенс, и Рембрандт, Веласкес, и потом уже Гойя, Давид, Коро...
Уффици снаружи (внутри снимать нельзя):
Восторг, экстаз и исполнение давней мечты - зал Боттичелли! Этот гений, почти никогда не покидавший родной Флоренции, подарил ей великое множество работ, и все они - здесь. Уйти из зала нелегко, хочется стоять и смотреть, смотреть... Боттичелли в оригинале - волшебный! Перестаешь слышать голос гида в наушнике, вместо этого звучит райская музыка - скрипка, челеста, пение ангелов. Детская мечта, ставшая реальностью... Такая хрупкость и нежность во всем, что непонятно, как это можно было написать темперой на деревянной доске...
У Боттичелли мне нравится все - от «Рождения Венеры» до крошечных рисунков к Данте, но вот это тондо почему-то совершенно очаровывало меня в детстве. А лет в 14 мне даже казалось, что ангел в красном чем-то на меня похож. Хотя это неправда, конечно.
Боттичелли. «Мадонна дель Магнификат»:
Осмотрев все с гидом, а затем и без него, спускаемся на этаж ниже и обнаруживаем восхитительную выставку «Мозг Леонардо» (вот тут писала чуть-чуть
http://lerabel.livejournal.com/57480.html), где задерживаемся еще на целый час.
Но все же успеваем перейти Понте Веккио - Старый Мост и в хорошем темпе добежать до галереи Питти. Туда туристов почему-то не водят, групп мы там не встретили ни одной, а ведь это не просто картинная галерея с богатейшим собранием...
У палаццо Питти просторно, чисто, можно отдохнуть и порисовать, что Игорь позже и сделал.
...Питти - огромный музейный комплекс! Палатинская галерея дворца - коллекция Медичи и герцогов Лотарингских, роскошнейшая, да еще на фоне интерьеров в стиле барокко; Галерея современного искусства (довольно странное название, поскольку это коллекция итальянской живописи 19 века. Любите передвижников? Тогда вам туда - все то же самое, только фамилии итальянские); Музей серебра, Музей карет, Галерея костюмов, Музей фарфора и, наконец, великолепнейший сад Боболи, куда мы не пошли, а только издали полюбовались - опаздывали на ужин.
Двор-патио во дворце Питти. Позади - сады Боболи.
В Палатинской галерее, которую мы обходим неспешно и с наслаждением, обнаруживается «Донна Велата» - моя любимая картина Рафаэля. Я и забыла, что она здесь!
День близится к вечеру, флорентийские заметки - к концу, но осталось еще немного цветных стеклышек, чтобы закончить мозаику, - разрозненных, рассыпающихся, но тоже очень ярких. Покажу их в следующий раз, этим и закончу рассказ о Флоренции.
(Продолжение следует)