Начало итальянских заметок здесь:
http://lerabel.livejournal.com/55085.htmlО Венеции:
http://lerabel.livejournal.com/55413.htmlhttp://lerabel.livejournal.com/55568.htmlhttp://lerabel.livejournal.com/56753.htmlПиза:
http://lerabel.livejournal.com/56848.htmlСиена:
http://lerabel.livejournal.com/59401.html Когда мне было лет десять, я нашла среди старых открыток маленькую книжку в мягкой зеленой обложке. «Сандро Боттичелли».
Она была взрослая, скучная, но от репродукций - весьма скверного, как сейчас понимаю, качества - я не могла отвести глаз. Снова и снова всматривалась в бледные лики богинь и мадонн, ломкие складки прозрачных одежд, золотые струящиеся линии волос, узоры из фантастических растений... Волшебный мир этих картин, сияющий негромким теплым светом, пропитанный терпким запахом хрупких лилий, населенный нежнейшими нимфами и ангелами стал моей собственной сказкой. На полях тетрадок возникли зарисовки летящих фигур в неуклюжих драпировках. Я заболела болезнью под названием «Боттичелли».
Так случилось серьезное увлечение, определившее, очевидно, и выбор профессии. Потом я читала запоем все, что так или иначе относилось к эпохе Медичи, представлявшейся мне самым интересным временем в мировой истории. При этом я всегда отдавала себе отчет, что лишь немыслимое чудо может перенести меня во Флоренцию - город грез, по улицам которого бродил Боттичелли, и где в палаццо Уффици висят нынче его лучшие полотна...
Сандро Боттичелли. "Весна"
...Но даже глядя из окна автобуса на указатель «Флоренция 1 км», я не могла унять внутреннюю дрожь от мысли, что исполнение мечты столь реально. Наш водитель Антонио сделал небольшой крюк, чтобы въезд в город начался с Пьяццале Микеланджело - маленькой площади на холме, с которого открылась панорама города. И я недоверчиво терла глаза, когда красный купол Собора нарисовался под нами среди зелени лугов и плавных очертаний гор, в хороводе красных черепичных крыш и башен...
Панорама Флоренции:
Но вот купол исчез, будто его и не бывало, а автобус все кружил по каким-то районам, похожим на Москву сталинской застройки, и опускался вечер. Нас высадили у отеля «Дипломат» рядом с вокзалом, и была суета, потому что мы получили ключ от номера, которого в отеле не оказалось... И затем мы долго шли по сумеречной виа Скала, и ужинали в каком-то ресторане среди шлемов и доспехов, а нетерпение вместе с мучительным ожиданием встречи с Городом сжигали изнутри и лишали аппетита.
И вот мы в номере отеля, десять часов вечера, на завтра обещана большая и насыщенная программа во Флоренции, и пора спать, и что-то не пускает...
Подхожу к окну и вижу... купол Брунеллески. Совсем рядом, в паре сотен метров от нас!!! Суетливо влезаю в куртку и волоку сонного сына и уставшую маму в темные переулки флорентийского центра. «Ты хоть знаешь, куда мы идем?» - ворчит мама, едва поспевая за нами. Игоряха уже бодрый - он обожает гулять ночью. Да, да, я знаю, куда иду - на соборную площадь, к Дуомо и баптистерию, там должна состояться моя первая встреча с Городом.
Вечер во Флоренции. Понте Веккио - Старый мост.
Я совершенно точно знаю каждый шаг, каждый поворот, меня не смущает темнота и слабое освещение улиц, бешенные мотороллеры и компании юных подвыпивших туристов. Я во Флоренции! Возможно, бывала здесь в прошлых жизнях, или во сне, или просто в мечтах. Но ночные улицы выглядели абсолютно знакомыми, родными, своими! Через пятнадцать минут утыкаюсь в бело-серую мраморную стену, поднимаю голову вверх и застываю в этом положении.
Вечерний город:
Вот он, собор! Величайшее из творений флорентийских зодчих - Санта Мария дель Фьоре. Он не подсвечен, итальянцы этого вообще не любят. Мраморные инкрустации стен выглядят монохромными - разных оттенков серого цвета, а узоры на барабанах в черно-белую клетку напоминают шахматное поле. Мы обходим гигантское сооружение, глядя на него снизу вверх, и за это время что-то внутри меня успокаивается, укладывается, сворачивается в мягкий клубок. Это душа встретилась с Городом, о котором мечтала. Бежала на свидание к возлюбленному, и он оказался на месте и ждал ее. Чудо произошло.
Вот только головы наши, задранные кверху, не опустить пока. Быть им теперь в таком положении до тех пор, пока мы не покинем Флоренции. Такой уж это город.
Флорентийский собор ночью:
А утром краски были совсем-совсем другими...
(Продолжение следует).