Уединенный домик пушкинского демона

Sep 15, 2014 16:08

Среди городских легенд Петербурга есть истории, поведанные нам А.С. Пушкиным. Одна из таких легенд была рассказана Пушкиным в светском салоне. Его приятель Титов под впечатлением от легенды "не мог заснуть почти всю ночь" и записал услышанное. Потом с согласия Пушкина он опубликовал повесть «Уединенный домик на Васильевском» под псевдонимом Тит Космократов.

Легенда, по словам автора «…известна некоторым лицам среднего класса в Петербурге, чрез которых дошла и до меня по изустному преданию. Впрочем, почтенные читатели, вы лучше меня рассудите, можно ли ей поверить…»



Предположительно, здесь в начале 19 века произошла эта мистическая история...
(Васильевский остров, у реки Смоленки)

Анна Керн вспоминала, как Пушкин рассказал им эту легенду:
«Когда же он решался быть любезным, то ничто не могло сравниться с блеском, остротою и увлекательностию его речи. В одном из таких настроений он, собравши нас в кружок, рассказал сказку про черта, который ездил на извозчике на Васильевский остров».



Рисунки в пушкинской тетради



Когда-то на этой местности стоял «уединенный домик», где происходила печальная мистическая история. Сейчас там промзона, не подобраться.

Вот так это место выглядело в пушкинскую эпоху, судя по тексту повести:
«Кому случалось гулять кругом всего Васильевского острова, тот, без сомнения, заметил, что разные концы его весьма мало похожи друг на друга. Возьмите южный берег, уставленный пышным рядом каменных, огромных строений, и северную сторону, которая глядит на Петровский остров и вдается длинною косою в сонные воды залива.

По мере приближения к этой оконечности, каменные здания, редея, уступают место деревянным хижинам; между сими хижинами проглядывают пустыри; наконец строение вовсе исчезает, и вы идете мимо ряда просторных огородов, который по левую сторону замыкается рощами; он приводит вас к последней возвышенности, украшенной одним или двумя сиротливыми домами и несколькими деревьями; ров, заросший высокою крапивой и репейником, отделяет возвышенность от вала, служащего оплотом от разлитий; а дальше лежит луг, вязкий, как болото, составляющий взморье.

И летом печальны сии места пустынные, а еще более зимою, когда и луг, и море, и бор, осеняющий противоположные берега Петровского острова, - всё погребено в серые сугробы, как будто в могилу…»



По словам современника повесть была написана под впечатлением от легенды:
«В строгом историческом смысле это вовсе не продукт Космократова, а Александра Сергеевича Пушкина, мастерски рассказавшего всю эту чертовщину уединенного домика на Васильевском острове, поздно вечером, у Карамзиных, к тайному трепету всех дам...

Апокалипсическое число666, игроки-черти, метавшие на карту сотнями душ, с рогами, зачесанными под высокие парики, - честь всех этих вымыслов и главной нити рассказа принадлежит Пушкину. Сидевший в той же комнате Космократов подслушал, воротясь домой, не мог заснуть почти всю ночь и несколько времени спустя положил с памяти на бумагу. Не желая, однако, быть ослушником ветхозаветной заповеди „не укради“, пошел с тетрадью к Пушкину в гостиницу Демут, убедил его прослушать от начала до конца, воспользовался многими, поныне очень памятными его поправками, и потом, по настоятельному желанию Дельвига, отдал в „Северные цветы“».



В начале 19 века на Васильевском острове произошла казалось бы обычная житейская история. Молодой чиновник Павел ухаживал за девушкой Верой, которая жила с матерью в уединенном домике на Васильевском острове. Его приятель Варфоломей, тоже заинтересовался девушкой и ловко устранил соперника, открыв ему двери в высшее общество. Охваченный тщеславием, Павел надолго забыл о Вере. Потом разочаровавшись в высшем обществе, он снова попытался ухаживать за Верой, но опоздал - ему место уже занял соперник Варфоломей.

История была бы житейской - о коварном сопернике... но, оказывается, Павел «не со своим братом связался». Его противником оказался демон.



Пушкинские рисунки каждый литературовед толкует по-своему

Как предупреждение Павлу ночью встретился странный извозчик «Ванька» с номером экипажа 666, и снова прозвучали слова «ты не со своим братом связался»:

«Везет послушный Ванька невесть по каким местам, скрыпит снег под санями, луна во вкусе Жуковского неверно светит путникам сквозь облака летучие. Но едут долго, долго, всё нет места знакомого; и наконец вовсе выезжают из города. Павлу пришли естественно на мысль все старые рассказы о мертвых телах, находимых на Волковом поле, об извозчиках, которые там режут седоков своих, и т. п.
«Куда ты везешь меня?» - спросил он твердым голосом; не было ответа.

Тут, при свете луны, он захотел всмотреться в жестяной билет извозчика и, к удивлению, заметил, что на этом билете не было означено ни части, ни квартала, но крупными цифрами странной формы и отлива написан был № 666, число Апокалипсиса, как он позднее вспомнил.

Укрепившись в подозрении, что он попал в руки недобрые, наш юноша еще громче повторил прежний вопрос и, не получив отзыва, со всего размаху ударил своей палкою по спине извозчика.

Но каков был его ужас, когда этот удар произвел звон костей о кости, когда мнимый извозчик, оборотив голову, показал ему лицо мертвого остова, и когда это лицо, страшно оскалив челюсти, произнесло невнятным голосом: «Потише, молодой человек; ты не с своим братом связался».

Несчастный юноша только имел силу сотворить знамение креста, от которого давно руки его отвыкли. Тут санки опрокинулись, раздался дикий хохот, пронесся страшный вихрь; экипаж, лошадь, ямщик - всё сравнялось с снегом, и Павел остался один-одинехонек за городскою заставою, еле живой от страха».



Сюжет повести напоминает замысел Пушкина - поэму «Влюбленный бес», которая так и не была написана.
«Москва в 1811 году -
Старуха, две дочери, одна невинная, другая романическая - два приятеля к ним ходят. Один развратный; другой В.<любленный> б.<ес>. В.<любленный> б.<ес> любит меньшую и хочет погубить молодого человека - Он достает ему деньги, водит его повсюду - [бордель]. Наст.<асья> - вдова ч.<ертовка> Ночь. Извозчик. Молод.<ой> челов.<ек>. Ссорится с ним - старшая дочь сходит с ума от любви к В.<любленному> б.<есу>».



Как закончилась история «уединенного домика» вы можете почитать сами и посочувствовать героем. В финали истории обозначена очень точная мысль: «откуда у чертей эта охота вмешиваться в людские дела, когда никто не просит их?». А ведь тоже самое можно сказать и о людях. Так что лучше не лезть туда, куда не просят. Ничего путного из этого не выйдет…

Текст повести вот тут

Мои заметки о Легендах Петербурга и Ленобласти

Мистические эссе
Призрак коммунизма на литераторских мостках
Волковское кладбище. Клад и оборотни
Княжна Тараканова
Призраки. Декабристы
Призраки замка Выборга
Поезд и трамвай-призрак
Юсуповы. Проклятье и легенды
Ротонда. Масоны и лестница дьявола
Гостилицы. Готические руины
Петергоф. Мистическая обитель императрицы
Дворец-призрак Ропши
Приют для дитей-идиотов
Трагичная история Парка победы
Новодевичье кладбище
Проклятье Марсова поля
Белая Дама Петербурга
Призрак отеля "Англетер"
Пиковая Дама

Мистические дневники
Хозяйка заброшенного парка
Прогулки по Смоленскому кладбищу
Призрак дома на Шпалерной
Литейный мост. Путь в никуда...
Призраки Ораниенбаума (Екатерина Великая, Петр III)
Тайны Сфинксов
"Остров мертвых" парка Монрепо (Выборг)
Призрачный шулер Петербурга
Призрак самоубийцы на Зимней Канавке
Призраки Смольного собора
Призрак первостроителя
Проклятье Обводного канала
Легенды Никольского кладбища


Моя группа в Одноклассниках


Мой паблик вконтакте

Мой facebook,
Мой instagram

Мистические истории, Петербург, Пушкин, Россия - Век XIX, Легендарные личности, Городские легенды, Мистика

Previous post Next post
Up