Православное Волковское кладбище одно из самых старинных в Петербурге, появилось в середине 18 века при царице Елизавете Петровне, здесь обычно хоронили городскую бедноту. Порядок захоронений на этом кладбище не контролировали, могилу мог вырыть каждый без договоренности.
Волковское кладбище получило свое название из-за деревни Волково. По легенде, ночью на Волковском кладбище собираются волки-оборотни. В 18 веке бедняки, не имея средств на похороны, оставляли тела умерших родственников на кладбище непогребенными, что привлекало стаи волков из ближайшего леса. Так и появилась легенда.
Как поется в песне Шевчука:
Черный пес Петербург, птичий ужас прохожих,
Втиснутых в окна ночных фонарей.
На Волковском воют волки, похоже,
Завтра там будет еще веселей.
Классический склеп и надгробия конца 19 века из белого камня, как на кладбище в Ницце (см. мой пост
"Ницца. И над кладбищем мерный звон..." Во второй половине 19 века бывшее кладбище бедняков стало престижным.
Заброшенный участок кладбища.
Наверно, так этот пейзаж выглядел в 18 веке, когда здесь было кладбище для нищих.
Охрана кладбища появилась на Волковском только в конце 18 века. Сторожами кладбища служили четыре солдата, которые несли службу поочередно - двое днем, двое ночью. Они также выполняли работу могильщиков. В начале 19 века территория кладбища постепенно была благоустроена, построены церкви, где поминали усопших.
По надгробной традиции каменная книга обычно устанавливалась на могиле священников
На кладбище живут очень дружелюбные собаки. Четвероногие стражи осмысленно позируют прохожим фотографам. Когда я встретила этих мохнатых охранников, мне сразу вспомнилась легенда о волках-оборотнях на Волковском кладбище.
Увидев местного обитателя я сказала: «Красивая собака, хочу тебя сфотографировать, ты как египетский Анубис - страж врат загробного мира». Пес, как оказалось, мой комплимент понял и улегся как Анубис.
Истинный страж - Анубис
Потом кладбищенский страж устроился на травке, терпеливо ожидая, когда я закончу фотографировать. Подошедший кладбищенский работник сказал мне - эти собаки все понимают.
Черно-белый Бим тоже любит фотографироваться.
Собака-улыбака
А этот Черный к себе не подпускает, гавкает. Работник кладбища объяснил, что его напугали подростки. Черный теперь людей боится, сердится.
Мода на готические скульптуры была в России появилась в начале 19 века (что характерно и для православных погребений), сохранившиеся памятники можно найти на Смоленском, Никольском, Новодевичьем кладбищах. На Волковском православном кладбище скульптур почти не сохранилось.
Во второй половине 19 века на Волковском кладбище хоронили знаменитых деятелей искусства и литературы. Кладбищенские дорожки мостили досками, и поэтому сектора кладбища называли «мостками».
Начало знаменитых «Литераторских мостков» было положено погребением критика Д.И. Писарева в 1868 году, постепенно этот участок кладбища стал литературным Пантеоном Петербурга. Но об этом подробнее в следующем посте.
К сожалению, большинство памятников конца 19 века разрушено после революции.
Очевидцы рассказывают, что в сумерках на Волковском кладбище появляется белая свеча, которая горит даже в проливной дождь. Если верить старинным приметам кладоискателей такие огни появляются на месте зарытых кладов.
В старину кладбище было удобным местом спрятать сокровища. Клады закапывали в свежую могилу или замуровывали в надгробие. А при помощи заклинания покойник становился хранителем клада. Чтобы добыть сокровища, необходимо освободить душу, приставленную охранять богатства.
Призраки находятся в плену заклятья, стерегут клад и не могут обрести покоя, поэтому дают знаки живым, чтобы их освободили:
«Крестьянину деревни Остров однажды приснилась женщина и говорит: „Освободи ты меня от заклятия, отпусти душу мою на покаяние. Вот уж двести лет я томлюсь и мучаюсь. Была я богатая, много было у меня серебра, золота и драгоценных каменьев, да злые люди убили меня, добро мое ограбили и зарыли вместе с телом на острове в болоте. Если бы только убили меня да так и оставили, я бы мученический венец приняла. А душегубы заколдовали и меня, и клад"»
Николай Рерих писал о поиске клада:
"Про всякого человека клад захоронен. Неверному человеку клад не дастся. Пьяному клад не взять. Со скоромными мыслями к кладу не приступай.
А пойдёшь клад брать, иди смирно. Зря не болтай. На людях не гуляй. Свою думу думай. Будут тебе страхи, ты страхов не бойся. Покажется что, а ты не заглядывайся. Криков не слушай. Иди себе бережно, не оступайся, потому что брать клад - великое дело.
Над кладом работай быстро. Не оглядывайся, а пуще всего не отдыхай. А, на счастье, возьмёшь клад, - никому про него не болтай. Никак не докажи клад людям сразу. Глаз людской тяжёлый, клад от людей отвык - иначе в землю опять уйдёт. И самому тебе не достанется, и другому его уже труднее взять".
С кладоискателями связана и другая легенда Волковского кладбища. Здесь под табличкой "Неизвестный мужчина №13" был похоронен знаменитый вор Ленька Пантелеев, убитый в 1924 году. Говорят, современные некроманты пытаются разыскать тело грабителя, который перед гибелью успел припрятать свои богатства. Согласно поверьям кладоискателей, скелет владельца клада может указать на место своих сокровищ, если провести нужный магический обряд.
Дикие кладбищенские цветы, как в стихах
Не сомкнет своих усталых глаз
Ночь июньская, на землю опускаясь.
А цветы кладбища в этот час
Чутко дремлют, в думу погружаясь.
Счастье, счастье…
Все, чем жизнь полна,
Все звучит здесь позабытой сказкой.
Нежная склонилась тишина
Надо мню с материнской лаской.
Чую я внимательной душой,
Как проходит мимо чрез кладбище
Та, что и меня возьмет с собой
В вечное спокойное жилище.
(Вейкко Коскенниеми, перевод Куприна)
1885-1962)
Мне нравится лето на старинных кладбищах, когда много зелени и диких цветов. Создается какой-то особенный колорит вечного нетронутого покоя. Как на картинах Каспар Дэвид Фридриха
И особенно нравятся кладбищенские цветы...
На вопрос об историях с привидениями, кладбищенский работник ответил, что сам лично не встречал призраков. Потом добавил, что все от способностей человека зависит - кто-то видит призраков, а кто-то нет. Привидения являются не каждому. В любом случае, добавил он, вреда призраки людям не причинят, живых бояться надо.
Колонна на надгробии обычно означает рано окончившуюся жизнь или потерю главного члена семьи
Два креста склонились друг к другу, вместе и после смерти
Вспоминаются стихи Томаса Грея:
Уже бледнеет день, скрываясь за горою;
Шумящие стада толпятся над рекой;
Усталый селянин медлительной стопою
Идет, задумавшись, в шалаш спокойный свой.
В туманном сумраке окрестность исчезает...
Повсюду тишина; повсюду мертвый сон;
Лишь изредка, жужжа, вечерний жук мелькает,
Лишь слышится вдали рогов унылый звон.
Лишь дикая сова, таясь под древним сводом
Той башни, сетует, внимаема луной,
На возмутившего полуночным приходом
Ее безмолвного владычества покой.
Под кровом черных сосн и вязов наклоненных,
Которые окрест, развесившись стоят,
Здесь праотцы села, в гробах уединенных
Навеки затворясь, сном непробудным спят.
(Перевод Василия Жуковского)
Кладбищенские ягоды
Храм Святого Иова на Волковском кладбище, перестроенный в 1885-1887 годах. Также получил название "Крюковский" в честь вдовы Крюковой, которая пожертвовала на строительство. Храм был возведен над склепом ее мужа - купца Крюкова.
Кладбище действующее, современных захоронений много. Встречаются надгробные скульптуры, которые не сразу отличишь от памятников 19 века.
В следующих постах о Литераторских мостках и Лютеранском Волковском кладбище.
Другие мои кладбищенские посты по тэгу
Прогулки по кладбищу
Моя группа в Одноклассниках Мой паблик вконтакте Мой facebook,
Мой instagram И еще рекомендую ознакомиться -
Мои Книги