И ОГНЕМ, И МЕЧОМ, И... ГОЛОДОМ, ЕСЛИ ТЫ....... НЕ НАШ.

Apr 02, 2013 19:00

Оригинал взят у vs_2012 в И ОГНЕМ, И МЕЧОМ, И... ГОЛОДОМ, ЕСЛИ ТЫ....... НЕ НАШ.
Оригинал взят у mysea в Тёмная история Боровска. Боярыня Морозова
Оригинал взят у pamsik в Тёмная история Боровска. Боярыня Морозова

Из рассказа «Боровск. Старинный. Русский. Город»

…Оказывается Боровск - это старинный старообрядческий город. До Красной революции старообрядцы составляли 70% населения Боровска.
…17 век. Россия. Старообрядцы - восстали. А государство в ответ - вводит 12 указов: жечь староверов в срубах, казнить смертью перекрещивающих в старую веру, бить кнутом и ссылать тайных сторонников древних обрядов, а также их укрывателей.



…Дело в том, что Феодосия Морозова была прежде всего женщиной. Женщиной. И не встреться на её пути неугомонный старец Аввакум, возможна и судьба бы её была более счастливой. Она ведь была необыкновенно красивой. Очень богатой.
…Её пытались увещевать. Она отказалась. Отобрали вотчины. Повесили цепь на шею, посадили в острог, пытали на дыбе. Вместе с ней мучили её сестру. Отравили её единственного любимого сына. Сослали в Боровский острог. Посадили в земляную яму. Уморили голодом. Г-о-л-о-д-о-м.
…Часовню в Боровске всё-таки недавно построили. На месте гибели боярыни и княгини - её сестры, а также их подруги Марьи Даниловой, жены стрелецкого головы. Обычно на такие места возлагают цветы, но здесь почему-то хочется положить кусочек сухарика….


Старообрядческая история Боровска

Вот странное дело. Оказывается Боровск - это старинный старообрядческий город. А это сразу говорит о многом. Знаете, я давно уже интересовалась историей старообрядчества - кто, что, почему. Потому что, считается, что вроде как все об этом знают: был Никон, старообрядцы крестились двоеперстно, а всех остальных называли «щепотниками», с ними расправлялись, они сопротивлялись и убегали в тайгу. Но я не помню, чтобы где-то читала что-то глубокое и объективное по этому «предмету». А Боровск - помог, дал толчок, поэтому не могу обойти вниманием эту историю, и постараюсь доступно и ёмко рассказать суть.
Действующие персонажи: патриарх Никон и старообрядцы. Время действия - 17 век.
Почему то, читая о патриархе Никоне, всегда складывается (или рисуется кем-то) впечатление, что это недалёкий человек, капризный, жадненький, упёртый, который вот так сразу - бац, не подумав, ввел новые религиозные правила и в результате получился раскол.
Но это был очень умный, жёсткий, дальновидный, принципиальный человек. Властный. Его судьба необычна и ни с чем не сравнима….

читать всю главу здесь

…Можно сказать, что к церковной реформе привели «объективные причины». При этом не учли сущую малость - русский народный характер. Стали древнеславянские книги-оригиналы переписывать по греческим канонам - «дабы привести в единообразие».
Также повелели креститься тремя перстами, повторять возглас «Аллилуйя» три раза, служить литургию на пяти просфорах, писать имя Иисус, а не Исус, наряду с восьмиконечным крестом признавать четырехконечный, печатать просфоры четырехконечным крестом, крестные ходы проводить против солнца и др. При этом торопливо и круто, требовали немедленного отказа от старых обрядов и точного исполнения новых. Для подстраховки провели церковный Собор, на котором снова подтвердили эти постановления.
Старорусские обряды предавались осмеянию. Исполнитель сего - Никон. За его спиной - Тишайший царь.

Но опять же - забыли! - русский характер. Он не терпит насилия. И понеслось. Раскол.

Старообрядцы - восстали. А государство в ответ - вводит 12 указов: жечь староверов в срубах, казнить смертью перекрещивающих в старую веру, бить кнутом и ссылать тайных сторонников древних обрядов, а также их укрывателей.



Староверы стали уходить. Везде, где бы ни они не оказывались, старообрядцы осваивали новые земли, создавали общины, свято хранили обычаи старины, культуру и русский язык. Сильная вера строится на сильном характере. Условия выживания очень жесткие. Тайга, целина. Поэтому можно сказать о потомственном генетическом решете - старообрядцами были и остаются люди в генах, которых жила и живёт Сила и Вера.

До Красной революции старообрядцы составляли 70% населения Боровска. В Боровске с самого 17 века (с начала раскола!) существуют старообрядческие общины и действует одна старообрядческая церковь из трёх существовавших ранее. Думаю, это говорит о многом.

Мы на холме, где раньше располагалась Боровская крепость. Вид на речку Истерьму



Красота!



Какая прекрасная панорама открывается с древнего Боровского холма… Трудно представить, что сзади нас находится то самое место, где уморили голодом в земляной яме боярыню Морозову…



Тёмная история Боровска

Действующие лица: сёстры Соковнины Феодосия (в замужестве Морозова) и Евдокия (в замужестве Урусова), протопоп Аввакум, царь Алексей Михайлович Тишайший. Время действия: 17 век, Раскол.

Знаете, скорее всего, я бы написала об этом более спокойно, более кратко и сухо, если бы случайно не прочитала книгу Сергея Алексеева «Скорбящая вдова». Алексеев - автор мною очень уважаемый, он профессионал, и поэтому просто так, ничего не напишет. У него выверено каждое слово. К тому же он писал этот роман 12 лет. Наверное, это было трудно. Роман написан дивным языком, но читать его очень тяжело. Потому что слишком живые там и Феодосья Морозова, и неугомонный Аввакум. Все сразу вспоминают картину Сурикова, при упоминании имени боярыни Морозовой - вскинутое двуперстие, бескровное лицо, за санями бежит её младшая сестра княгиня Урусова. Она - символ «древлей веры». Вот это характер. Так принято считать.




Но дело в том, что Феодосия Морозова была прежде всего женщиной. Женщиной. И не встреться на её пути неугомонный старец Аввакум, возможна и судьба бы её была более счастливой. Она ведь была необыкновенно красивой. Очень богатой (наследница знатного рода Морозовых, а это: более 20 медных рудников, 8 литейных мастерских, 50 деревень, огромные земельные угодья в Поволжской и Архангельской волостях, несколько жилых домов в Москве и других городах, а также сотни тысяч рублей). Несчастной (раннее вдовство, ей было всего 30 лет). И доброй. Ведь она привечала всех нищих, бездомных, убогих, блаженных, немощных. Богатства свои тратила не на собольи душегрейки, а на дела - добрые. Может она любить хотела? Может она детей родить ещё хотела? А носила вериги и отреклась от земных страстей. Это ей старец Аввакум советовал. Неугомонный был человек.

Аввакум Петрович Кондратьев родился в селе Григорове Нижегородской области в семье священника сельской церкви. Женился на сироте Настасье Марковне, дочери кузнеца, из того же села. От Бога ему был дар - завораживающая речь. Его очарованно слушали все - от простого крестьянина до самого царя Алексея Михайловича. Но вот нрав Аввакума…. Его называли «огнепальный». Есть такие люди, которые могут поругаться даже с камнем. Таким неистовым человеком был и Аввакум Петрович. В первый раз поругался с односельчанами - его выгнали из села. Дальше он ругался со всеми. На любимую жену подымал руку, колотил бедную жутко. «Всегда я такой, окаянный, сердит, дратца лихой». Безудержен он был всегда и везде. Перед тем как служить Божественную литургию, он почти не спал, проводя время за чтением. В колокол благовестил сам. На службе он учил прихожан стоять с благоговением и до самого отпуста не выходить из храма. После обедни читал душеполезное поучение. Дальше обед и сон 2 часа. Снова книга. Затем служил вечерню и павечерницу, а после ужина еще читал дополнительные каноны и молитвы. С наступлением ночи, уже в потемках, Аввакум клал земные поклоны: сам делал 300 поклонов, говорил 600 молитв Исусовых и 100 молитв Богородице; супруге всё же делал снисхождение: «понеже робятка у нее пищат» - 200 поклонов и 400 молитв.

Смена веры со старой «древлей» на новую «щепотную» для Аввакума, вернее для его характера, была как дождь для иссушённой почвы. Он немедля восстал. Он ринулся на защиту веры. Его выгнали из священников. Посадили в земляную яму - в Пафнутьев-Боровском монастыре. Игумена монастыря проинструктировали: «Вы б его, Аввакума, приняли и велели посадить в тюрьму, и приказали беречь накрепко с великим опасением, что б он с тюрьмы не ушел и дурна никакова бы над собой не учинил, и чернил и бумаги ему не давать, и никого к нему пускать не велеть».

А писать Аввакум мог как никто. Изумительная, сочная, полная солёного юмора народная речь, он как будто видит человека, для которого пишет. А пишет, не много ни мало, а своё личное «Житиё». То есть излишней скромностью протопоп не страдал. Для него есть только один авторитет - сам Христос, а долее царь ли, воевода ли, боярыня, стрелец, холоп - нет никакой разницы.
Боярыню Морозову он любил. Она ж ему деньги давала, помогала, была его духовной дочерью. Свою духовную дочь он ругательски ругает за малейшую провинность, надевает на неё вериги, запрещает ей выходить замуж, предлагает ей подстричься в монахини. При этом у самого Аввакума детишек штук 12.

В результате Феодосья Морозова тайно приняла схиму, оскорбила царя отказом ехать на его свадьбу. Он как раз венчался с новой царицей Натальей Нарышкиной, сразу после, как нельзя кстати, резко почившей в бозе, Марии Милославской. Тишайший царь, к слову, очень лояльно до этого относился к боярыне. Она ему нравилась. Её пытались увещевать. Она отказалась. Отобрали вотчины. Повесили цепь на шею, посадили в острог, пытали на дыбе. Вместе с ней мучили её сестру. Отравили её единственного любимого сына. Сослали в Боровский острог. Посадили в земляную яму. Уморили голодом. Г-о-л-о-д-о-м. А она не была житийная героиня, она страдала, она кушать хотела. Умоляла стражника: «Есть ли у тебе отец и мати в живых или преставилися? И убо аще живы, помолимся о них и о тебе; аще ж умроша - помянем их. Умилосердися, раб Христов! Зело изнемогох от глада и алчу ясти, помилуй мя, даждь ми колачика, хотя бы мало сухариков, хотя бы яблоко или огурчик»…

Самого Аввакума после многолетнего заключения в земляной тюрьме сожгли в срубе в Пустозёрске. Жену его и детей его тоже посадили в земляную яму. У Урусовой в опале оказались трое малолетних её детей.
Аввакум писал Феодосии Прокопиевне: «Ну тово полна, побоярила, надобе попасть в небесное боярство»… «Свет моя, ещё ли ты дышишь? Друг мой сердечный, ещё ли ты дышишь… Поведай мне старцу грешну, един глагол: жива ли ты?»…

Это происходило в самом Боровске. Наверное, потому, что город - истово старообрядческий, чтобы запугать. В 1675 году. В слободе, которую позднее стали называть Палачёвкой. Только название места заточения странно меняется. По одному источнику - в Боровском Рождественском девичьем монастыре. По-другому - уже не в монастыре, а в Боровском остроге, который находился в Боровской крепости. Может стыдно об этом писать? Потом на ЭТОМ САМОМ месте построили райком. Посадили серебристые ели. Сейчас здесь Боровский районный суд.
И часовню всё-таки недавно построили. На месте гибели боярыни и княгини - её сестры, а также их подруги Марьи Даниловой, жены стрелецкого головы. В основании часовни (в подземную часть часовни - подвал) положили надгробие с могилы сестер. Закладку часовни освятили старообрядческие священнослужители из Москвы. Обычно на такие места возлагают цветы, но здесь почему-то хочется положить кусочек сухарика….

Часовня в память о Боярыне














...

Липа цветёт…



Виды Боровска…



«Параллельный город» - фрески Владимира Овчинникова






Сайт В.Овчинникова «Параллельный город»
Сайт о Боровске «Старый Боровск»
Страничка на Pamsik.ru о В.Овчинникове и Э.Частиковой
Стихи Э.Частиковой

Рассказ «Боровск. Старинный. Русский. Город»

Посты по русским городам:
Глобус Боровска
Александровский Кремль. История Короля Пик
Вязьма. Иоанно-Предтеченский женский монастырь. Церковь Одигитрии
Зимние прогулки по Твери
Коломенский Кремль. Маринкина башня
Кострома. Ипатьевский монастырь
Путеводитель по Торжку
Смоленск. Крепостная стена. Башня «Орёл»
Смоленские сады: Городской Парк «Блонье». Кафе «Русский двор»
Тверь. История и загадки Отроч/ь монастыря
Ярославль или город Медведь? Прогулка по Стрелке
Previous post Next post
Up