Вязьма. Иоанно-Предтеченский женский монастырь. Церковь Одигитрии

May 10, 2011 14:07


Из рассказа «Вязьма - Город со Сказкой»



Знаете, как выглядит церковь Одигитрии Смоленской?
По сахарному, по снежному - белоснежная.
Фигурный зефир и шапка взбитых сливок.
А наверху, в празднично-прянично-нарядных кружевных манжетах, сужающиеся к небу, кончики-«шатры» и луковички-«свечки» (луковицы православных храмов сравнивают с пламенем свечи).

В Вязьме мы первым делом едем в Иоанно-Предтеченский монастырь (пересекли Советскую площадь, проехали через Монахов пруд по мостику, затем направо по указателю). Паркуемся, проходим через монастырские ворота в розовой стене на территорию.



Мы много слышали и я мечтала увидеть своими глазами церковь Одигитрии Смоленской, которую называют «жемчужиной» и «белоснежной сказкой». Зашли и … О нет!!! Вся церковь спрятана под реставрационными строительными лесами! Умом я понимаю необходимость и важность поновления церкви, но сердцем….












Но я смотрю на неё и вижу!, буквально вижу её так, как будто бы никаких лесов и нет. Ведь я столько раз внимательно разглядывала этот храм-«сказку» на фото. Потом в монастырской лавке я накупила ещё много разных фотографий этой церкви. Снимки делают сами сестры и продают как открытки - и на них церковь схвачена фотообъективом в самые разные времена года и погодные условия. Я в основном выбирал фото храма с радугами (есть у меня к ним давняя любовь).

Знаете, как выглядит церковь Одигитрии Смоленской?
По сахарному, по снежному - белоснежная.
Фигурный зефир и шапка взбитых сливок.
А наверху, в празднично-прянично-нарядных кружевных манжетах, сужающиеся к небу, кончики-«шатры» и луковички-«свечки» (луковицы православных храмов сравнивают с пламенем свечи).






Автор, архитектор - неизвестен (возможно, Фёдор Конь). Предположительное время строительства - ~1637. Архитектурные особенности: декоративная система - «узорочье 17 века», и новый композиционный приём - «трехшатровое завершение», выстроенное в один ряд. Детали кладки храма имеют 16 (!) размеров и конфигураций. Использовался также кирпич 3-х цветов (в фигурной кладке, она не всегда была белая). Внутри церкви - необыкновенная акустика-«звучание», благодаря специально встроенным «голосникам»-кувшинам.
Шатровые церкви - большая редкость, их сегодня можно пересчитать по пальцам: Дивная церковь (Углич), церковь Зосимы и Савватия (Троице-Сергиева Лавра), Покровская церковь (Москва, Медведково, усадьба Пожарского), церковь в Духовском монастыре (Рязань) и церковь Рождества Богородицы в Путинках (Москва).









Сам монастырь, был основан ~ в 1536 году старцем Герасимом Болдинским, именно в этот год он пришёл сюда в Вязьму, выбрал место и поставил здесь келью. В 1612 - деревянный монастырь жгут, грабят и убивают монахов литовцы (литовский гетман Ходкевич). В 1635-1638 - на пожертвования царя Михаила Романова и его дяди боярина Ивана Романова возводится каменная церковь Одигитрии Смоленской и деревянная Вознесения Господня. В 1655 - царь Алексей Михайлович Тишайший (отец Петра I), долгое время гостивший в Вязьме, пережидая здесь московскую чуму, тоже облагодетельствовал эту обитель своими финансовыми милостями. При Петре I - в монастыре была устроена лечебная палата. При Анне Иоанновне - в этих стенах действовала Крутицкая семинария (переведённая потом в Москву). При Екатерине II - отобраны земли. В 1812 - каменный монастырь жгут грабят французы. В 1930 - здесь всё, с таким трудом восстановленное, порушили строители коммунизма и устроили спичечную фабрику. В Великую Отечественную Войну до 1943 - здесь хозяйничали немцы, а наши аккурат после освобождения города устроили в монастыре пивоваренный завод. Потом здесь склады, мастерские для слепых, архив. Московская Олимпиада в 1980, как это ни странно звучит - этапный поворот для монастыря. Власти встрепенулись и чтобы не испугать олимпийских гостей видами монастырских развалин, срочно вызвали реставраторов. В 1989 - монастырь, Слава Богу, обрёл свой исторический облик. В этом же году - монастырь вернули Церкви и он стал сначала Иоанно-Предтеченской мужской обителью, а потом в 1995 - женской. В 2003 - монастырю Урал (Усть-Каменск) отлил и подарил колокола для звонницы.

Я читала, что монахини этого монастыря отличаются редкой приветливостью. Подтверждаю. Мало того, что никто на вас не обращает внимания, так ни одному туристу из толпы бегающих вокруг церкви по монастырскому саду-огороду - заслуженного слова упрёка никто не скажет.

Место, на котором расположен монастырь - необыкновенно приятное и уютное. Не мы одни замечаем это его качество. Здесь «божья благодать» - очень тихо, очень спокойно, не хочется уходить. В таком умиротворяющем настроении мы долго сидели в монастырской беседке в молодом яблочном садике - через ветки с наливающимися яблочками рассматривали церковь Одигитрии (виднеющиеся кусочки ярусных мелких кокошников-«взбитых сливок» из-под лесов). Монахини вокруг трудились как пчелки.












Потом мы зашли в Вознесенскую надвратную церковь по высоким ступенькам.



Внутри - опять те же ощущения, что и на улице. «Божья благодать». Очень тихо, очень спокойно, не хочется уходить. В церкви хранятся святыни:
- Крест-мощевик с частицами мощей Иоанна Крестителя (справа перед алтарем у окна);
- чудотворная икона Смоленской Божией Матери Одигитрии (по-моему, слева перед алтарём);
- мощи святого Герасима Болдинского (справа деревянная резная рака под сенью);
- на этой деревянной раке-ларце лежит небольшой деревянный крест в серебряных крестиках-звездочках которого - мощи святых Оптинских Старцев, а в сине-голубом крестике-звездочке - мощи святого Ферапонта Белозерского и Можайского;
- рядом справа от креста - частицы мощей Вифлеемских младенцев, убиенных Иродом; рядом слева от деревянного креста - камень с Гроба Господня; и чуть подальше тоже слева - частицы мощей святых Феодосия и Лаврентия Черниговских;
- две высокие иконы святого Герасима Болдинского и святителя Питирима, епископа Тамбовского (вязьмич, игумен монастыря, основатель 168 храмов, особо почитаемый святой и чудотворец в Вязьме и Тамбове), перед которыми стоят два ковчежца с частицами их мощей (слева);
- а также чтимая икона Усекновения головы Иоанна Предтечи.
В церковной лавке обслуживают долго - по причине того, что монахиня за прилавком внимательно выслушивала каждого человека, доброжелательно разговаривала, что-то советовала - честно говоря, это очень, очень располагает.

Удивительно, на обратном пути из Смоленска в Москву, мы опять заехали в Вязьму на обеденную остановку, и я упросила мужа заехать ещё раз «хотя бы на 10 минут» в монастырь. Просто тянуло туда. «Чуйка»-интуиция меня не подвела - монастырь готовился к празднику Троицы. Высокие ступеньки в тереме-входе в Вознесенскую церковь монахини бережно и плотно устилали длинными острыми листьями болотного аира, а в самой церкви - мы ахнули! На полу был выложен необыкновенно красивый рисунок: на общем фоне ярко-зелёной травы и тёмно-зеленого аира выделялся крест из синих люпинов и белых брошек-соцветий калины (?). В церкви находился профессиональный фотограф с треногой и делал снимки.

Здесь в монастыре я купила крохотную чашечку для святой воды. В центре территории перед церковью Одигитрии есть деревянный колодец с ведром на цепочке.



При монастыре сейчас есть подсобное хозяйство: 2 коровы, куры, огород, заложен фруктовый сад. Есть и швейная мастерская (изделия сестёр можно купить на православных ярмарках, которые часто проходят в Москве).

А церковь Одигитрии Смоленской я бы назвала не просто «сказкой», а «дивным сказочным цветком», распустившимся здесь на вяземской земле.

Рассказ «Вязьма - Город со Сказкой» 

*Под-Солнечные места России (Монастыри), РОССИЯ, Смоленск и Вязьма

Previous post Next post
Up