Очередной рассказ в мою коллекцию «Колоритных историй о путешествиях» от Владимира Troll-я. Это повествование о поездке на Кавказ, в Чечню. Единственное его отличие от предыдущих - смешных, удивительных, забавных приключениях, рассказанных очень легким языком - в серьёзности того, что осталось «за кадром», могло произойти, но, Слава Богу, не произошло…
Данное событие происходило до начала «чеченских войн» летом 1990 года. У меня была командировка в г. Грозный. Об этом городе и людях его населяющих я не знал ровным счётом ничего. Знал только, что там добывают и транспортируют нефть. Когда я сошёл с поезда - закашлялся, мне показалось, что этой самой нефтью там пропитано всё. Меня поселили в маленькой гостинице на берегу мутной реки Сунжи. Река была действительно мутная, буро- коричневого цвета.
Для тех, у кого Кавказ ассоциируется с горами - сообщаю, что город Грозный находится в котловине и никаких гор там нет, впрочем, как и в Ставрополе - абсолютно ровный ландшафт. Наступил выходной день. Я решил куда-нибудь съездить на природу, полазить по горам, например, а оставаться на два дня в городе при тридцатиградусной жаре совсем не улыбалось.
На Кавказ я приехал или нет?!
В местном бюро по туризму и экскурсиям на выходные дни мне ничего предложить не смогли и я решил сам себе организовать отдых.
В Грозном было два автовокзала. Один - это автобусы в Дагестан, Баку и.т.д., а другой - местный. Мне сказали, что если я не хочу далеко уезжать, то лучше обратиться на местный автовокзал. Этот автовокзал представлял собой маленькую автостанцию возле рынка. Я подошёл к одной русской пожилой женщине и спросил: «Куда стоит поехать, если я хочу отдохнуть в горах?»
- В горы?! - спросила она. - А Вы не боитесь? «Нет» - ответил я. Надо сказать, что перед поездкой в этот славный город, я был уже и в Прибалтике, и в Киргизии, и в Южном Казахстане. И нигде и никто мне таких вопросов не задавал. «Хорошо, - сказала женщина. - Садитесь на этот автобус, доедете до Шали, а там пересядете на автобус до...».
Название этого места я, пока добирался до Шали, забыл напрочь. Выйдя из автобуса и оглядевшись, я увидел вдали живописные холмы, напоминающие отроги Кавказа. Пока я пытался вспомнить название, на другую сторону площади привокзальной подошёл маленький ПАЗик и быстро стал заполняться людьми. Как только я в него запрыгнул, двери тут же закрылись, и я поехал сам, не зная куда.
На моё счастье автобус направился именно в сторону «холмов».
Рядом со мной стоял пожилой чеченец в Папахе и чёрном костюме. Вдруг он высоким голосом произнёс на весь автобус: «АММА!» Мужчины тут же поднялись со своих мест, а женщины оставшись на местах, сложили руки, как бы держа перед собой книгу, и стали шевелить губами, вроде как читали молитву. Оказалось, что мы проехали мимо кладбища. И так было всякий раз, проезжая места захоронений.
Автобус доехал до конечной остановки в небольшом селе, окружённом невысокими, поросшими густым лесом, горами. Я спросил водителя, когда он поедет обратно, оказалось, что только вечером, что меня устраивало. И я отправился на прогулку. За этим селением, названия которого я так и не узнал, протекала горная речка. Переправившись через неё по камням, я направился в гору. Лес был прекрасный! Грибов и ягод было видимо-невидимо, видно местные жители их не собирают. И что меня больше всего удивило, по лесу среди деревьев бегали косули. Фантастика, одним словом!
Нагулявшись по лесу, насладившись прекрасным видом, открывающимся с вершины этой горки (она была невысокая, возвышалась метров, может быть, на сто) я пошёл обратно в селение. Остановившись возле речки, решил помыть кроссовки от грязи. И тут метрах в двадцати увидел группу подростков, можно сказать детей, им было лет по 12, и собаку, идущих со стороны селения. Увидев меня, они принялись кричать. Самое приличное было: «Русская свинья, что ты здесь делаешь?!» Я обругал их по-английски. Тогда девочка спросила: «Ты веришь в Бога?» И не дождавшись ответа, добавила: «Если веришь, можешь оставаться, а если нет - проваливай!». На что один из парней ей ответил: «Ты что, разве не знаешь, что у них бог - свинья?» И продолжали орать; надоело по-русски, видимо уже лексикон иссяк, начали по-чеченски. И так пока я не обулся и не ушёл. Я пришёл в селение. Пока ждал автобус, проходящие мимо люди окидывали меня взглядами с головы до ног, словно я прилетел с другой планеты. Я благополучно добрался сначала до Шали, потом до Грозного. В понедельник, придя в институт, куда я был командирован, рассказал о своём «путешествии».
«Вы с ума сошли! - сказала одна сотрудница. - Конечно, им было странно видеть одинокого русского в их селении. Если мы собираемся куда-то, то нанимаем целый автобус и обязательно берём с собой кого-то из чеченцев. А так Вас могли запросто убить!» И это было ещё до начала печально известных событий. Уже тогда велась соответствующая идеологическая обработка. Можно только предположить, кем стали эти подростки, когда подросли и мне их жаль, как жаль и наших ребят, отдавших жизнь НИЗАЧТО в этих проклятых, бессмысленных войнах.
Все фото взяты с ЯФ
Рассказ «История про «9-й вагон (и не только)» по-немецки»
Рассказ «Поездка в Литву или как я познакомился с ка…»
Рассказ «Почти по Гоголю… или как отмечают Рождество в селе на Западной Украине»