Интриги вокруг Тигра

Nov 13, 2017 18:53

В предыдущих статьях я довольно подробно проследил историю Tiger (P) и его потомков, приводя необходимый контекст и описывая техническое устройтсво. В этом заключительном посте я попытаюсь дать оценку, выскажу своё мнение и попробую вникнуть, что называется, в самую суть происходящего, откидывая малозначительные факты, о которые так любят запинаться.
[Для удобства я приведу ссылки на предыдущие части]А кроме того:

В предыдущих статьях я больше описывал техническое устройтство или исторический контекст, свои личные мнения я приводил дозированно и главным образом по бесспорным темам. Теперь же вооружившись материалами аж из девяти статей мы можем на основе всех фактов сделать выводы и объяснить сложившуюся с Тиграми ситуацию. Так вообще и делают нормальные люди: сперва рассматривают факты, а потом строят по ним теорию, а не придумывают теорию, подстраивая под неё специально отобранные факты.




Ситуация вокруг Тигров
Традиционно в бронефентезийных книжонках и статейках уровня Барятинского историю описывают следующим обращом. Фердинанд Порше пользуясь особенным отношением Гитлера пустил свой Tiger (P) в производство не дожидаясь результатов конкурса, так как был уверен в своей победе. Однако победила фирма Henschel, поскольку дала военным более простой и традиционный танк, а продукцию Порше пришлось пустить на Фердинанды.

Выше вы прочитали третьесортную чепуху, почти всё в ней противоречит действительности. Никакого конкурса на Тигры не было, Tiger (P) и Tiger (H) пустили в пареллельное серийное производство, изначально так и задумывалось. Лишь после серьёзнейших проблем с выпуском новых танков были проведены тщательные совместные испытания, причём их результаты, мягко говоря, не очень соответствуют принятому решению. Никаких танков фирма Porsche KG, конечно, не выпускала, так как она представляла собой конструкторское бюро, причём Tiger (P) не был спроектирован Porsche KG целиком, поскольку башней и вооружением занималась фирма Krupp. Да и переделка Тигров в Фердинанды вовсе не была необходимостью, напротив, это с военной точки зрения бесполезный и даже вредный ход. Вооружение и бронирование Фердинандов было избыточным, при этом драгоценное время было потрачено на серьёзную переделку танков.

Как же разобраться в этой ситуации и что всё это значит?

Начнём с того, что Porsche KG и Henschel были конкурентами на разных уровнях. Фактически Tiger (P) - это детище Танковой комиссии. Фирма Porsche KG разрабатывала шасси и совместно прорабатывала концепцию танка в целом, конкретным исполнителем она не выступала. За Tiger (H) же стоял Отдел №6 Управления вооружений, фирма Henschel лишь выступала проектировщиком шасси и конкретным исполнителем. Если же называть Тигры по их производителям, то мы получаем Tiger фирмы Henschel и Tiger фирмы Steyr. Таким образом стоит говорить о противостоянии Танковой комиссии и Управления вооружений, а Тигры лишь стали одним из полей битв.

Роль Фрица Тодта
Теперь мы должны вернуться к тому, с чего этот цикл публикаций начался, а именно с неадекватной деятельности Управления вооружений. Она выражалась в следующем. Во-первых, новые танки разрабатывались неадекватно долго и нередко оказывались не у дел по причине затягивания работ. Pz.Kpfw.I Ausf.C, Pz.Kpfw.II Ausf.G, VK 30.01 (H) - вот лишь некоторые из них. В результате немцы встретили Вторую мировую войну без серийного тяжёлого танка, хотя они начали работы над тяжёлым танком с противоснарядным бронированием примерно в одно время с Советским Союзом. Во-вторых, расцвели монополии и лоббирование, фирма Maybach не даст соврать. Вокруг Pz.Kpfw.III и вовсе возник скандал у Daimler-Benz и Krupp с Управлением вооружений.

В результате Daimler-Benz в конце 1939 года получила возможность независимо работать над новым средним танком VK 20.01 (D), примерно в это время была организована Танковая комиссия под председательством Фердинанда Порше. В 1940 году Фриц Тодт стал рейхсминистром вооружения и боеприпасов, а глава Управления вооружений генерал Беккер совершил самоубийство.

Надо сказать, над новыми тяжёлыми танками Henschel и Porsche KG работали по-разному. Henschel выступал как проектировщик шасси по идеям Управления вооружений, а также как непосредственный исполнитель. Фирма Porsche KG разрабатывала шасси по своему видению независимо от Управления вооружений. Очень показательно следующее. Когда начались работы по будущему VK 30.01 (H), Управление вооружений сперва обратилось на фирму Krupp с заданием на разработку новой башни под 75-мм окурок. Затем Управление вооружений дало задание фирме Henschel на разработку шасси под эту башню по требованиям Книпкампа. С VK 30.01 (P) ситуация была совершенно другой. Фирма Porsche KG напрямую обращалась к фирме Krupp и они обсуждали разработку новой башни и вооружения. Затем уже при разработке VK 45.02 (P) Фердинанд Порше активно участвовал в обсуждении требований к бронезащите. Это было абсолютно диким для Управления вооружений, поскольку было принято, что этим занимаются свои эксперты и они же дают фирмам конкретные требования. Ну а фирма Daimler-Benz и вовсе почти целиком разрабатывала средние танки, от подвески до двигателя, что тоже было совершенно нетипично, но практично.

Наконец, как глава Танковой комиссии Фердинанд Порше участвовал в испытаниях танков, созданных под руководством Управления вооружений, и давал экспертную оценку. Например, он настоял на том, чтобы Пантера фирмы MAN выпускалась с упрощённой трансмиссией и Гитлер согласился с этим здравым решением. Управление вооружений хотело, чтобы Пантера оснащалась трансмиссией от Тигра, но это неизбежно бы помешало массовому производству. В дальшейшем Порше и вовсе высказал мнение, что оптимальным вариантом будет двухрадиусный механизм поворота по типу Pz.Kpfw.38(t).

С учётом всего этого становится ясно, что отношения между Танковой комиссией и Управлением вооружений были очень напряжёнными. Возникали разногласия, например, по поводу разработки башен. Однако Фриц Тодт встал на сторону Фердинанда Порше, неприятно удивив Управление вооружений. Вообще, концепция башни и выбор вооружения у Porsche KG и Krupp были более здравыми, чем идея установки конической пушки на VK 36.01, поэтому фирме Henschel пришлось переделывать шасси под совершенно другую башню. Позже Управление вооружений заказало другую башню для Тигра, но затея не взлетела.

Ни Управление вооружений, ни Танковая комиссия не собирались сдаваться и уступать, поэтому оба Тигра были пущены в производство. Фактически это была игра на выживание.

Однако 8 февраля 1942 года в авиакатастрофе погиб Фриц Тодт. Хотя и не сразу, но после его смерти Управление вооружений начало отвоёвывать утраченные позиции. И если сразу после смерти Тодта планировалась серия из 200 VK 30.02 (DB), то позже проекты пересмотрели и без предварительных испытаний Пантера фирмы MAN, за которой стояло Управление вооружений, победила. Если в 1942 году Пантеру приняли с упрощённым механизмом поворота, то в 1943 году на Пантере 2 вернулись к более сложному двухрадиусному механизму поворота вопреки мнению Порше. Постепенно закопали и Tiger (P), хотя это далось непросто. Наконец, в 1943 году Фердинанда Порше сняли с поста главы Танковой комиссии и посадили на это место своего человека из Henschel, извратив саму идею независимой оценки танков. Однако Фердинанда Порше не удалось убрать в области разработки сверхтяжёлых танков, Управление вооружений раскрошило себе об это зубы. Как и почему так получилось - тема для отдельного разговора.

У Фердинанда Порше были хорошие отношения с Тодтом, а вот с Альбертом Шпеером, занявшем место покойного, дела не сложились. В семейном кругу Порше говорил, что Шпеер, может, и хороший архитектор, но лучше бы он и оставался архитектором. Да и сам Шпеер прекрасно понимал недостаток знаний:

Гитлер принял меня, в отличие от вчерашнего вечера, официально как фюрер Империи. Стоя, серьезно и протокольно он принял мои соболезнования, ответил на них немногими словами, а затем произнес напрямик: «Господин Шпеер, я назначаю Вас преемником министра Тодта во всех его должностях». Я был ошарашен. Он уже протянул мне руку и хотел отпустить меня. Я подумал, что он неточно выразился и ответил, что приложу все усилия для того, чтобы заменить д-ра Тодта в его обязанностях по строительству. «Нет, во всех его должностях, включая и вооружение». - «Но ведь я ничего не понимаю...,» - вставил я. «Я верю, что Вы потянете, - перебил меня Гитлер, - кроме того, у меня никого другого нет! Немедленно свяжитесь с министерством и принимайтесь за дело!»
<...>
Какой риск и какое легкомыслие заключались в спонтанном выборе и назначении меня Гитлером в качестве руководителя трех или даже четырех министерств, от которых зависела судьба его государства! Я был типичный аутсайдер, как для армии, так и для партии и экономики, я никогда в своей жизни не имел ни малейшего отношения к вооружению, я даже не служил солдатом и ни разу не применял, хотя бы в качестве охотника, огнестрельное оружие. Только особой склонностью Гитлера к дилетантизму можно объяснить подбор им непрофессиональных сотрудников. Ведь еще ранее он назначил виноторговца министром иностранных дел, своего партфилософа - министром по делам восточных территорий, а военного летчика - хозяином над всей экономикой. А теперь он еще сделал архитектора министром вооружений! Совершенно ясно, что Гитлер предпочитал доверять ключевые посты любителям. Специалистам, как например, Шахту, он не доверял всю жизнь.
Из воспоминаний Шпеера

Конечно, из этого не следует, что Шпеер был каким-то бесталантным и бестолковым человеком. Хоть он и был дилетантом в области вооружения, он следил за испытаниями новых танков и лично водил VK 36.01 и Tiger (P), пытаясь вникнуть в дело. Но всё же с главой Танковой комиссии у него хороших отношений не сложилось.

Tiger (P) vs Tiger (H)
Вопрос об отмене серийного производства Tiger (P) был во многом политическим, в нём словно в зеркале отразилось, как после смерти Тодта нарушился процесс изменения роли Управления вооружений и повышение самостоятельности фирм, которые вели работы по созданию танков. Поэтому после ноябрьских испытаний было принято решение продолжать выпуск только Tiger (H), хотя он показал себя ни разу не лучше. Отсюда вопрос: если откинуть прочее, какой Тигр был лучше в техническом плане?

Начнём с очевидного. Оба первых Тигра, которые прибыли 20 апреля на показ Гитлеру, были очень несовершенными танками, которые в таком виде никуда не годились. У Tiger (H) ещё не было башни, ненадёжно работал двигатель, плохо проявила себя система охлаждения, предстояла кропотливая доводка гидравлической системы управления трансмиссией. У Tiger (P) была крайне неудачная компоновка МТО, капризные двигатели и множество проблем с башней. План производства обоих Тигров был благополучно сорван. Даже во время ноябрьских испытаний сломалось по одному Tiger (P) и Tiger (H).

Лично я считаю, что Tiger (P) был лучше и что его угробили абсолютно зря. Но считаю я так не потому, что изначально Tiger (P) был лучше, с ним было очень много проблем, а потому, что как основа для усовершенствованного танка он был лучше и работы по его улучшению продвинулись дальше. Одним словом, мне важно оценить не просто изначальное состояние, а динамику. Поясню на следующих примерах.

У Tiger (P) было очень неудачно скомпоновано МТО, недостаточная ёмкость топливных баков ограничивала запас хода 100 километрами, капризные двигатели никуда не годились. Но в дальнейшем компоновку улучшили, баки перенесли, создав возможность для их значительного увеличения, систему охлаждения переделали, предусмотрели установку разных двигателей. Да, изначально дела были хуже некуда, но ситуация во многом выправилась.

У Tiger (H) тоже был скромный запас топлива и, как следствие, запас хода, у Майбахов ненадёжно работали карбюраторы, так с ними всю войну и промучились, система подводного хода так никогда на практике и не использовалась, но вынудила усложнить и удорожить устройство моторного отделения, бортовые передачи были слабыми. Кроме того, ходовая часть была абсолютно неадекватной, громоздкой и тяжёлой, крайне неудобной в сборке и в ремонте. Ну и что изменилось? Баки не увеличились, Майбахи так до ума не довели, замену на всякий случай не предусмотрели. Лишь ближе к концу производства наконец-то перешли на опорные катки с внутренней амортизацией (резиновые бандажи чрезмерно изнашивались, а замена катков была сущим адом), заодно уменьшили их число. Всё время Tiger (H) был очень дорогим (дороже Tiger II!) и сложным в производстве и ремонте танком, основные его проблемы так и не решили. На фоне эволюции Tiger (P), ИС-1/2/3 или T20/23/25/26 это топтание на месте.

Tiger (P) был лучше как основа для дальнейшей модернизации. У него было очень большое МТО, в котором можно было разместить различные двигатели, трансмиссии и системы охлаждения без особенных проблем. Это и спасло шасси Tiger (P), когда в него установили Maybach HL 120 TRM. Гидромеханическая трансмиссия давала возможность использовать не только двухдвигательную, но и однодвигательную схему. В надгусеничных нишах можно было разместить топливные баки ёмкостью около 800 литров, что и было сделано на VK 45.02 (P). У Tiger (P) была куда более удачная ходовая часть с опорными катками с внутренней амортизацией. Танк влезал с запасом в железнодорожный габарит благодаря тому, что гусеницы были уже, а длина опорной поверхности больше, чем у Tiger (H). Что интересно, на Tiger II длину опорной поверхности увеличили именно до такого уровня (4,12 м против 3,6 м у первого Тигра).

Моторное отделение Tiger (H) было очень небольшим, кроме того, оно не обдувалось воздухом, поэтому многие двигатели не могли в нём работать. Схема с передним расположением трансмиссии была тупиком. Баки увеличить было невозможно, разве что устанавливать дополнительные баки в боевом отделении, уменьшая боекомплект. Недостаточная длина опорной поверхности гусениц и вообще неудачные пропорции привели к необходимости иметь транспортные и боевые гусеницы.

А что трансмиссии?
К теме трансмиссий Tiger (P) традиционно высокий нездоровый интерес с элементом диванной аналитики. Между тем по сути всё очень просто и ясно. В начале 40-х годов возможности механических трансмиссий были практически исчерпаны. И по числу передач, и по диапазону скоростей были достигнуты разумные пределы, вовсю внедрялись синхронизаторы, косозубые шестерни разных модулей и планетарные механизмы. Для того, чтобы сделать механику ещё хоть немного лучше приходилось очень серьёзно мудрить, чем и занималось Управление вооружений. Да, трансмиссия Тигра была очень эффективной и продвинутой, но очень дорогой и сложной в производстве и в ремонте.

Помимо дальнейшего мудрения был и альтернативный путь - это использование бесступенчатых автоматических трансмиссий. Варианта было два: электромеханика и гидромеханика. В конце 30-х годов французы, а чуть позже американцы и немцы активно работают в этой области. Сейчас очевидно, что по совокупности качеств победила гидромеханика, но тогда развитие шло по двум направлениям. Франция быстро выбыла из-за поражения, а немцы и американцы пошли дальше. Для немцев своеобразным испытательным полигоном стала самоходная мортира Karl-Geraet. Всего было построено 6 шасси с бензиновыми и дизельными двигателями Daimler-Benz, а также с механическими и гидромеханическими трансмиссиями. Позже были построены тяжёлые танки Typ 100, Typ 101 и Typ 102 с электромеханическими и гидромеханическими трансмиссиями. Примерно в это же время американцы работали над тяжёлыми T1 и средними T20 и T23 с электромеханическими и гидромеханическими трансмиссиями.

А дальше пути разошлись. Американцы и немцы провели испытания, но сделали разные выводы. Американцам понравились электромеханические трансмиссии, на T1 это был чуть ли не основной вариант. Но в конечном итоге с учётом суммы характеристик предпочтение отдали гидромеханике. Да, трансмиссии T20, M26 и M18 были далеки от совершенства, но потенциал был очевиден для грамотного инженера. На T29 и Паттоне стояли уже двухпоточные гидромеханические трансмиссии, практичные и эффективные, они и составили серьёзную конкуренцию механике, потеснив её.

А вот у немцев всё было совсем по-другому. Сравнительные испытания Тигров показали, что гидромеханическая трансмиссия Voith была не такой эффективной, как механическая трансмиссия Tiger (H). С другой стороны, электромеханика показала себя хорошо, поэтому, видимо, её и выбрали. Но то, что трансмиссия Voith была хуже ещё не говорит о том, что она была плохой. Просто с трансмиссией Tiger (H) было трудно было конкурировать, но зато она была очень сложной и дорогой. Не была ли гидромеханика той золотой серединой, лучшее ведь враг хорошего.

Освещение истории
Наконец, остался последний вопрос: почему история Тигров была так странно истолкована? Почему повествования вроде этого, основанные на фактах, выглядят так странно и непривычно по сравнению с устоявшимися побасенками?

Во-первых, это банальный недостаток информации. Долгое время многое лежало в архивах, а в популярных публикациях давались только очень простые и крайне неточные истории без многих важнейших деталей. Вокруг этого возникло множество домыслов и заблуждений, что в сумме дало совершенно трешовую картину событий. К примеру, додумались аж до того, что якобы выбор в пользу Tiger (H) был сделан чуть ли не на первом показе Тигров Гитлеру на день рождения.

Во-вторых, это образ немцев с их орднунгом и высокой организацией. Многим было и есть трудно признать, что в Германии танкостроение развивалась так глупо и неразумно, особенно это касается отбитых немцефилов.

В-третьих, это образ самого Tiger (H) как танка очень могучего и удачного. Уж конечно, разумно было выбрать именно его, ну а Tiger (P) это так, что-то странное и непонятное, не более чем личная причуда Порше. За образом Tiger (H) давно уже скрылась как под штукатуркой вся его несуразность. Это очень дорогой, сложный и проблемный танк, который вместо развития топтался на месте и который должен был сойти с производства уже после выпуска первых 100 танков. И это, на минуточку, неудачная замена Pz.Kpfw.IV, что ещё более нелепо, поскольку отказавшись от Pz.III и Pz.IV и перейдя полностью на Тигры и Пантеры немцы бы развалили свои танковые войска.

размышления, гистория, танкач

Previous post Next post
Up