Читать предысторию Тем, кто не читал предыдущий пост, я рекомендую сперва перейти по ссылке выше, а для остальных продолжу разговор.
Итак, в конце 30-х годов в немецком танкостроении возникла весьма интересная ситуация. Управление вооружений сформулировало новые требования, местами весьма спорные, поэтому нет ничего удивительного в том, что далеко не все фирмы поспешили их выполнять. Тут и начался процесс замещения: те фирмы, которые не согласились с новыми требованиями и идеями, просто не получали заказы, а к делу подключались именно те фирмы, которые наиболее полно реализовывали требования Управления вооружений.
Над шасси Pz.I работала фирма Krupp, но её представители с новыми требованиями не согласились, а позже и вовсе обвиняли Отдел №6 и Книпкампа. В результате работу над новым Pz.I Ausf.C вела уже фирма Krauss-Maffei. Pz.IV был фактически танком фирмы Krupp, но Книпкамп хотел его похоронить, а работы над шасси тяжёлого танка на замену "четвёрке" вела фирма Henschel. После того, как фирма Daimler-Benz наелась сообщениями о поломках Pz.III Ausf.E-F и начала работы над новым средним танком независимо, Управление вооружений подключило к работам по новому среднему танку фирму MAN. Ну а что, Книпкамп сам одно время работал в MAN, свои же люди.
Несостоявшиеся похороны Pz.IV
Нас же во всей этой истории интересуют тяжёлые танки и деятельность Танковой комиссии, поэтому на истории вокруг Pz.IV стоит задержаться подольше.
Книпкамп ещё до начала Второй Мировой войны задумал снять Pz.IV с вооружения. Планировалось, что башня от Pz.IV с 75-мм окурком будет устанавливаться на шасси Pz.III Ausf.E, таким образом немцы бы получили два разных по назначению средних танка с одинаковым шасси. С точки зрения унификации идея весьма здравая. Кроме того, с начала 1937 года фирма Henschel вела работы по шасси тяжёлого 30-тонного танка DW, который изначально назывался BW улучшенный, а BW - это обозначение Pz.IV. Таким образом планировалось создать танк с 50-мм круговым противоснарядным бронированием и такой же пушкой, как на Pz.IV.
DW сломался на испытаниях. Обратите внимание на необычные гусеницы.
Средний Pz.III с башней BW и тяжёлый DW должны были похоронить Pz.IV, но из этой затеи ничего не получилось. Pz.III новой конструкции благополучно провалились в серийном производстве, а первые Ausf.E и F страдали от детских болезней. Даже танки с 37-мм пушками выпускались в совершенно недостаточных количествах. Разумеется, ни о каком производстве Pz.III с башней от Pz.IV Ausf.C и речи идти не могло. Что касается тяжёлых танков, то DW в своём изначальном виде никуда не годился. Его ходовую часть пришлось полностью переделывать, к трансмиссии тоже был целый ряд нареканий. А когда VK 30.01 (H) (новое обозначение для DW) более-менее довели до вменяемого вида он был уже никому не нужен. Так Pz.VI Ausf.A в серию и не пошёл.
Так бы выглядел в серии Pz.VI Ausf.A, он же VK 30.01 (H)
Во многом в сложившейся ситуации было виновато само Управление вооружений. Книпкамп пропихнул весьма нестандартную и сложную в производстве 10-скоростную КПП на Pz.III, которая задержала сроки поставки танков и стала причиной целого ряда поломок. В результате на Pz.III Ausf.H потребовали установить более простую 6-скоростную КПП. А ведь на DW первоначально планировалась именно 10-скоростная КПП. Даже если закрыть глаза на упоротую конструкцию гусениц и ненадёжный механизм поворота становится ясно, что ни в какое серийное производство DW пойти не мог хотя бы по этой причине. Ну а старичок Pz.IV ещё успел простудиться на его похоронах.
Конкурент
Думаю, с учётом всего вышенаписанного никто не удивится, что в конце 1939 года главе Танковой комиссии Фердинанду Порше было дано задание на разработку нового тяжёлого танка для замены Pz.IV. Планировалась машина массой 25-30 тонн, вооружённая 75-мм или 105-мм окурком. Фактически это был конкурент DW фирмы Henschel, но созданный Танковой комиссией независимо от Отдела №6 Управления вооружений.
Первый набросок тяжёлого танка, скетч набросал Раймшписс 9 декабря 1939. В дальнейшем внешний вид изменился до неузнаваемости.
Фирма Porsche K.G. вырабатывала концепцию и проектировала шасси, Krupp проектировал башню и поставлял бронекорпуса и башни, Steyr изготовила двигатели, Skoda подвеску и траки, а Siemens электродвигатели и генераторы. Фирма Porsche K.G. была конструкторским бюро и не располагала производственными мощностями, поэтому финальная сборка велась на танковом заводе Nibelungenwerk, который входил в Steyr. Так что утверждения о том, что якобы фирма Porsche K.G. изготавливала бронекорпуса и проектировала и строила башни остаются на совести безграмотных авторов.
Новый тяжёлый танк VK 30.01 (P), получивший внутрифирменное обозначение Typ 100, существенно отличался от своего конкурента по конструкции. На DW изначально использовались резинометаллические гусеницы с игольчатыми подшипниками и индивидуальная торсионная подвеска. На VK 30.01 (P) использовались самые обычные металлические гусеницы и блокированная подвеска, более жёсткая и трясучая, но зато ремонтропригодная, удобная в монтаже и очень компактная. На DW использовался двигатель Maybach мощностью 300 л.с. водяного охлаждения, на VK 30.01 (P) использовались два двигателя Porsche Typ 100 воздушного охлаждения суммарной мощностью 420 л.с. На DW использовалась по тем временам очень сложная механическая трансмиссия, в которой было подшипников больше, чем извилин в мозге
Ивана Иванова. На VK 30.01 (P) использовалась электромеханическая трансмиссия, над которой работал Отто Цадник, перешедший к Порше из Сименс.
Порше и Цадник
Вообще, Порше очень часто критикуют за то, что он якобы выбрал очень сложные, необычные и ненадёжные решения на VK 30.01 (P), такие как блокированная резино-торсионная подвеска и электромеханическая трансмиссия. Отсюда, мол-де, постоянные поломки опытного VK 30.01 (P) и непринятие его на вооружение. Однако нужно учесть, что архив фирмы Porsche K.G. серьёзно пострадал в годы войны, поэтому многие документы до нас не дошли и достоверной информации по испытаниям опытного танка просто нет. Поэтому все выдумки по поводу испытаний мы оставляем на совести выдумщиков и идём дальше.
Ранний вариант башни фирмы Krupp с 88-мм пушкой для VK 30.01 (P)
VK 30.01 (P) разрабатывался по иной схеме, чем многие другие немецкие танки. Фирма Porsche K.G. напрямую сотрудничала с фирмой Krupp, давала задание на разработку башни и проектировала под неё шасси. Отдел №6 Управления вооружений при разработке DW работал по совершенно другой схеме: сперва он разместил заказ на башню фирме Krupp, а потом дал задание на разработку шасси фирме Henschel под эту башню. В данном случае Танковая комиссия и фирма Porsche K.G. фактически отодвинули Отдел №6. Не думаю, что это им очень понравилось.
На Nibelungenwerk собирали Pz.IV и параллельно готовили опытные танки, созданные при участии Танковой комиссии, им на замену. Но выпуск Pz.IV продолжался, а VK 30.01 (P) так и не пошёл в серийное производство. Обычно это связывают с началом работ по Тиграм и/или с проблемами в ходе испытаний прототипа, но эта ерунда не соответствует фактам. Разберёмся со всем по порядку.
Первый вариант VK 30.01 (P) вооружался 75-мм или 105-мм окурками и должен был весить около 30 тонн. Толщина лобовой брони составляла 50 мм, бортовой 40 мм, а кормы 30 мм под наклоном. Требования по бронезащите 40-50 мм были выдвинуты по опыту боёв в Польше и Франции. Но в серийное производство этот танк не попал не потому, что якобы испытания были провалены, а по одной простой причине: требования существенно возросли.
Так бы выглядел VK 30.01 (P) с 88-мм пушкой
Во-первых, толщина лобовой брони возросла до 80 мм, а бортов до 60 мм. Во-вторых, теперь от танка требовались прежде всего хорошие противотанковые возможности. Фирмы Porsche K.G. и Krupp рассматривали установку в башне 88-мм пушки с длиной ствола 56 калибров, другой вариант предусматривал 105-мм пушку с длиной ствола в 47 калибров. Вот только все эти изменения привели к тому, что в марте 1941 года расчётная масса VK 30.01 (P) уже превысила 45 тонн. Последней каплей стало требование увеличить лобовую броню до 100 мм, которое было утверждено на совещании с Гитлером 26 мая 1941 года. Мощности двигателей не хватало для такого тяжёлого танка, но более мощные двигатели требуют новой трансмиссии, которая ещё более увеличит вес танка. Это неизбежно требует переделки ходовой части, поскольку обрезиненные катки будут слишком быстро изнашиваться под такой нагрузкой (около 4 тонн на сдвоенный каток), а также создания новых гусениц.
В итоге все резервы конструкции VK 30.01 (P) были исчерпаны и фирма Porsche K.G. летом 1941 года начала работы по созданию нового тяжёлого танка VK 45.01 (P). VK 30.01 (P) стал первым немецким танком, который получил зверинное имя - Леопард. По аналогии с ним более тяжёлый VK 45.01 (P) назвали Тигром. Но о Тиграх мы поговорим в следующий раз, а пока отметим следующее.
Конкурентом VK 30.01 (H) был лишь ранний вариант VK 30.01 (P) с 50-мм бронированием. В дальнейшем требования всё росли и росли. Заложенные в VK 30.01 (P) резервы по модернизации позволили нарастить броню и установить значительно более мощное вооружение. А вот резервы VK 30.01 (H) были исчерпаны к 1939 году, поэтому ему на замену начали проектировать VK 36.01 (H). Таким образом именно VK 36.01 (H) был реальным конкурентом VK 30.01 (P).
Испытания опытного шасси VK 30.01 (P). Крайний справа в макете башне Фердинанд Порше. В берете, возможно, Отто Цадник
Всего было изготовлено только одно опытное шасси VK 30.01 (P) с корпусом из неброневой стали. К этому моменту было ясно, что из-за всё возрастающих требований Леопард в серию не пойдёт, начались работы над Тигром. Но VK 45.01 (P) основывался на идеях своего предшественника VK 30.01 (P), поэтому было принято решение изготовить опытное шасси без башни и с корпусом из мягкой стали для испытания двигателей, схемы транмиссии и ходовой части, особенно принципиально новой подвески. Подробные результаты испытаний до нас не дошли, но после войны Порше отмечал, что опытное шасси VK 30.01 (P) дало важный опыт по использованию на танках двигателей воздушного охлаждения и электромеханической трансмиссии.
Ни VK 30.01 (H), ни VK 30.01 (P), ни VK 36.01 (H) в серию так и не пошли, но не потому, что начались работы над Тиграми, а работы над Тиграми начались потому, что оные танки не соответствовали возросшим требованиям и потому в серию не пошли. Как говорится, не надо путать причину со следствием. Но о Тиграх мы поговорим в следующий раз.