Объяснения "европейского чуда"

Aug 07, 2008 07:47

http://ivanov-petrov.livejournal.com/859837.html
http://ivanov-petrov.livejournal.com/860122.html
http://ivanov-petrov.livejournal.com/860337.html
http://ivanov-petrov.livejournal.com/953079.html

ссылки на ветки даются, чтобы поговорить (при желании) с тем, кто в ЖЖ отстаивал эту мысль

1. Важность городов-государств. Прообразы капиталистического общества. http://ivanov-petrov.livejournal.com/953079.html?thread=43306743#t43306743 http://ivanov-petrov.livejournal.com/953079.html?thread=43329527#t43329527
критика http://ivanov-petrov.livejournal.com/859837.html?thread=35399869#t35399869 http://ivanov-petrov.livejournal.com/859837.html?thread=35442109#t35442109

2. Развитие коммерческого договорного права. Развилось из римского права, позволяет расширять бизнес за границы семьи. Не было в Китае и в регионе ислама, было в Индии (кодифицированное гражданское право в законах Ману)

3. Признание государством частной собственности. Утверждается, что уникально для Европы. Европейский абсолютизм отличается от любой восточной тирании - усилением признания частной собственности. "Нет налогообложения без представительства" и т.п.

{добавление к 1-3: все это было в Древнем Риме (часть разговора стерта, кусок http://ivanov-petrov.livejournal.com/953079.html?thread=43313655#t43313655 http://ivanov-petrov.livejournal.com/953079.html?thread=43322615#t43322615), в Халифате http://ivanov-petrov.livejournal.com/953079.html?thread=43308023#t43308023

4. Наука.
http://ivanov-petrov.livejournal.com/953079.html?thread=43354615#t43354615
"что отличает науку начала нового времени о не-науки:
1). она светская - в смысле, дотируемая монархом, а не Церковью,
2). в качестве основы верификации предполагает "очевидность" - в том смысле, что наблюдение эксперимента соверщается достойными доверия свидетелями, не заинтересованными в его результате (как суд присяжных)
3). предполагает повторяемость результатов (как хорошее шоу)"

5. Двоевластие: власть церкви и светского власть позволяли субъектам некоторую свободу, и в этой социальной щели. укрытой от единой абсолютной власти, развились свободы и частная инициатива.

6. Протестантская этика http://ivanov-petrov.livejournal.com/953079.html?thread=43335671#t43335671

вариант: Развертка протестантской этики в сценарий взаимодействия фатализма, фанатизма и бизнеса http://ivanov-petrov.livejournal.com/953079.html?thread=43356407#t43356407
6-1. Ситуация накануне реформации: http://kroopkin.livejournal.com/85162.html. Паписты в целях заработать пугают народ, и похоже запугали основательно...
6-2. Естественно появление в таких условиях идеи: Чему быть - того не миновать. Т.е. фатализм. Мощный фундамент: Бог настолько велик, чтобы згать все наперед. Далее проработка этики: Каждый должен показать, что он избран. Естественно складывается с общественной полезностью: Критерий избранности - успех в выбранном деле. Заметьте, что сначала о деньгах и бизнесе не было ничего. Только: Работай, орошай своим потом назначенную тебе господом ниву, и если ты избран - то будешь уважаем в обществе плодами рук своих... Отсюда, в частности, пошла и наука тоже.
6-3. Сложение данной этики с бизнесом: Крутиться надо не останавливаясь до своего конца - возник промышленный капитал...
6-4. Соответствующее изменение социальных структур севера Европы, развитие общественных институтов.
6-5. Развитие промышленности. Паразитирование на испанском золотом потоке (пиратство). Развитие океанской торговли. Захват и эксплуатация колоний.
6-6. Успешность развития привела к заимствованию практик теми, кто по умнее. Адаптация практик французами, и через них остальным католическим миром...

7. Ранний распад системы крепостного права на западе (особенно северо-западе) Европы http://ivanov-petrov.livejournal.com/953079.html?thread=43307255#t43307255

8. климат. "Малый стойловой период, по сравнению с восточной Европой, меньше надо заготавливать корма для скотины на зиму, больше есть возможность оставить на хлеб. опять же, более высокая урожайность того же хлеба." http://ivanov-petrov.livejournal.com/953079.html?thread=43315191#t43315191

9. Чума "чума 1348-49 гг., потом - американское золото, а потом - картошка, существенно удешевившая по сравнению с хлебом затраты на питание работников." http://ivanov-petrov.livejournal.com/953079.html?thread=43315191#t43315191
Цепочка, запущенная чумой: http://ivanov-petrov.livejournal.com/953079.html?thread=43377911#t43377911
"9-1. Чума => дефицит рабочих => повышение уровня участия масс в политике
9-2. инфляция из-за притока заокеанского серебра и золота
9-3. майорат в системе наследования - все остается старшему сыну, а все остальные дети (в том числе богатых родителей) ищут свое место в обществе на других поприщах (адвокаты, врачи, ремесленники, торговцы) => постоянное перемешивание общества и традиционное внимание ко всем членам общества, а не только к своему сословию.
9-4. связанное с пунктом 3 развитие монастырей, а позже университетов и колледжей при них (считали, что англичане отличаются от людей с континента тем, что не любят своих детей и в раннем возрасте отправляют их из дома учиться)"

10. Клятвенный союз в городах и иных сообществах http://ivanov-petrov.livejournal.com/953079.html?thread=43316215#t43316215

11. автономия личности http://ivanov-petrov.livejournal.com/953079.html?thread=43317751#t43317751

12. Сообщества университетов http://ivanov-petrov.livejournal.com/953079.html?thread=43318007#t43318007 "мощное развитие университетов -> развитие культуры полемики со всеми необходимыми условиями, такими как априорная доброжелательность к собеседнику, признание его себе в известном смысле равным + охват университетским образованием элиты -> в принципе, допускается возможность, что все-все-все регулировать необязательно, что то можно и отпустить -> капитализм как форма хоз. жизни."

13. Светское общество - ослабление религиозного пресса, обветшание религии http://ivanov-petrov.livejournal.com/953079.html?thread=43326711#t43326711

вариант: http://ivanov-petrov.livejournal.com/860337.html "секуляризация началась из-за монотеизма. Это была та самая голова, которую Калигула мечтал снести одним ударом. Т.е. монотеизм -> абсолютизм -> секуляризация. Из монотеизма вывести абсолютизм, мне кажется, уже легче."

вариант: В то время клир уж больно пугал мирян http://kroopkin.livejournal.com/85162.html. Понятно, что основой такой политики было желание извлечь дополнительные доходы, и вот папы где-то перегнули палку и нарушили "основное правило рекетира" - нельзя из людей вышибать больше определенного предела... Как результат - пересмотр догм в плане гарантии спасения "своим"... А раз уж табу на ересь было снесено, то понеслось... А от свободы создать новое религиозное учение до жизни без Бога - не так уж и далеко...

14. "вопрос о свободе и его европейское решение: 1. этот вопрос должен быть. то есть, имеются весьма культурно развитые регионы (в Азии, скажем), где вопроса о свободе нет. и чуда нет. но можно представить и регионы культурно отсталые, населенные вполне свободолюбивыми людьми - вопрос есть, но не решен. 2. этот вопрос Европе удалось решить. Гуревич пишет, что при всей лютости изобличения гнилой человеческой природы в средневековой Европе, самым изобличаемым был грех гордыни. ну, живет человек, никого не трогает, просто думает про себя: "кто вы такие? что вам надо? я вас не знаю. идите отсюда." и вот ничего страшнее таких мыслей средневековая церковь и власть не знали...
в результате чудо заключается в том, что свобода (гордыня) в таких условиях не подохла, но ушла внутрь и - оформилась. "оформленная свобода" - чистое противоречие и совершенно истинное понятие. европейцы оформили свободу - в закон, общественный и закон Ома, оставив ее свободой. они не легли под нее как греки, и не утратили ее как русские."
http://ivanov-petrov.livejournal.com/953079.html?thread=43334135#t43334135

15 "в основе видимо лежит какая-то совсем иная совокупность параметров. Та, для которой у нас, похоже, даже термина не имеется. Ибо мы ее выделить из каши не можем. И совокупность эта может быть очень разнородной по генезису - что-нибудь вроде "лишние рабочие руки, готовые вкалывать, причем достаточно обученные, приток сырых материалов по бросовым ценам, общественная одобряемость труда, наличие рынков для его сбыта, плавная масштабируемость затрат/прибылей"... причем только в совокупности, единым комплексом, единым словом. Которого - нет."
http://ivanov-petrov.livejournal.com/953079.html?thread=43341047#t43341047

16. Линейное время http://ivanov-petrov.livejournal.com/859837.html
"В связи христианством есть и более фундаментальное объяснение - линейная и "одноразовая" концепция времени - единый сюжет движения от акта творения к концу света. В секулярном (послеренессансном) варианте это выродилось в идею прогресса, а в индивидуалистическом варианте деградировало до идеи карьеры."
http://ivanov-petrov.livejournal.com/859837.html?thread=35466173#t35466173 "Я думаю, что разница культур не в том, что одна изобрела себе линейное время, а другая циклическое. На повседневном уровне всегда присутствуют обе парадигмы: базовым пакетом мировоззренческого "софта" все снабжены более или менее одинаково. Важный именно для этого разговора критерий различия - в том, имеется ли в культуре единый ("линейный") сакральный сюжет или нет. Т.е. речь не о выборе между "линией" и "циклом", а о НАЛИЧИИ ИЛИ ОТСУТСТВИИ "линии" как особого сакрального мировоззрения."

17. исчерпание пространства http://ivanov-petrov.livejournal.com/859837.html?thread=35396285#t35396285 "возможная причина перехода к линейному времени на Западе - исчерпание пространства. До этого весомым мерилом успешности была площадь, которую ты контролируешь. Изобретения, зарабатывание денег традиционно не уважались так, как земля. Когда активный слой всерьёз упёрся в пространственные ограничения, пришлось провести переоценку и развернуть временную координату."

вариант "открытие Америки, резкое расширение мира" http://ivanov-petrov.livejournal.com/860337.html

18. Воспитание инициативных организаторов http://ivanov-petrov.livejournal.com/859837.html?thread=35442109#t35442109
"корни европейского, западного капитализма (а незападного капитализма пока не существует, разве что - в порядке исключения, подтверждающего правило - японский) следует искать в специфике западного общества, позволяющего этому обществу производить (воспитывать) в каждом поколении энный процент людей - - инициативных, самостоятельных и способных при этом к эффективным действиям в команде управленцев и организаторов. Именно такие люди, действуя слаженно, смогли оперировать и эффективно использовать разнородный и масштабный объем ресурсов. Дать необходимую организацию, как для устройства промышленной, а затем и индустриальной революций, так и для устройства эффективной эксплуатации - колоний, пролетариата, etc. Как только внешние условия - научные, географические открытия - сделали доступными для эксплуатации значительные масштабы экономических ресурсов, то указанный "человеческий фактор", получив сферу применения, вылился в то, что мы называем теперь капитализмом."

19. Техника. в первую очередь военное дело http://ivanov-petrov.livejournal.com/859837.html?thread=35404733#t35404733
http://ivanov-petrov.livejournal.com/860337.html?thread=35427761#t35427761 "ОСЕВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ:
-Создание каравеллы. Руль и латинский парус. Португальцы научились плавать против ветра.Следующий прорыв в технологии , создание флайта сделает владычицей морей Голландию.
-Османская империя: создание регулярной армии, вооруженной огнестрельным оружием. Вот основа их завоеваний.
-Французские домны и освоение чугунного литья.Артиллерийская наука, трактат Тартальи. Аркебузы и мушкеты.Вот причины конца рыцарства.
-Агротехническая революция. Кукуруза, картофель, табак, какао. Открытие морского пути в Индию. Распространение сахарного тростника, чая, кофе, хлопка. Создание плантационного хозяйства в Вест-Индии.
-Переворот в торговле. Расцвет Антверпена. Роль эмиграции. Распространение кукурузы и картофеля приводит к росту населения Европы."

вариант: http://ivanov-petrov.livejournal.com/860337.html?thread=35445681#t35445681 книгопечатание

20. Закрепление случайной мутации http://ivanov-petrov.livejournal.com/859837.html?thread=35417533#t35417533 "Не было бы здесь, было бы в другом месте"

21. Сочетание стабильности общества и уровня конфликтности (и то и другое относительные). Конфликтность (на уровне государств, социальных групп, индивидов) приводит к изменениям, стабильность даёт этим изменениям закрепиться. http://ivanov-petrov.livejournal.com/953079.html?thread=43400951#t43400951
-------------------

Поскольку все эти причины не противоречат друг другу, можно написать обогащенный сценарий, включающий их все. Как-то так:

Европа располагалась на Земле, способствуя будущему капиталистическому и техническому ее развитию, что было определено при расхождении и дрейфе материков. Изрезанная береговая линия давала своими бухтами приют и мирному торговцу, и пирату, поддерживая инициативу населения. Теплый Гольфстрим создал мягкие зимы, малый стойловый период и сравнительно высокую урожайность, высвобождая часть сил населения из борьбы с природой. Сначала иудаизм, а затем христианство разорвали порочный круг времени и выработали линейную концепцию истории. На основе этой линейности потом смогла возникнуть идея прогресса, роста эффективности и всеобщего благосостояния вместе с устойчивым развитием, к которым мы приближаемся. Дух авантюризма и индивидуализма возник в Древней Элладе, от них перешел на римлян и викингов, а от них уже были порождены свободы всех. Средние века осуждали гордыню, но как только гордыня победила, прогресс общества было уже не остановить. Произошла ранняя отмена крепостного права. Разрушение религии и создание основанного на гордыне и частной собственности светского общества привели к массе частных проектов освоения мира. Вместе с тем расширение процветающей популяции европейцев привело к открытию Америки, откуда хлынуло золото и серебро. В то самое время, как с заокраинного запада шли драгоценные металлы, с Дальнего Востока в Европу пришла чума. В результате большое количество денег скопилось в руках немногих людей, чума произвела первоначальное накопление, в то же время рабочая сила вздорожала. Двойная власть церкви и королей вместе с раздробленностью политического устройства на множество государств оставляли свободу для маневра у субъектов и давали место для частной инициативы. Корпоративное право в общинах городов и в университетах создавали все новые дифференциации населения, в результате право развивалось, что привело к созданию коммерческого договорного права. Университеты создали перепроизводство интеллектуального слоя, врачей. священников и юристов стало слишком много, и эти лишние люди изобрели науку. В результате началась техническая революция, имеющая важнейшее приложение в военном деле, что является универсальным ускорителем прогресса.

Наконец, последнее...
http://ivanov-petrov.livejournal.com/953079.html?thread=43463927#t43463927
ptitza
Тут у нас недавно одновременно произошли два «исторических» события: вдруг резко перешли на B.C.E. и C.E (Before Common Era и Common Era) вместо привычных В.С. и A.D (до Р.Х. и от Р.Х.), и ввели в вузах новый предмет - Всемирная история. Возможно, и то, и другое, сделано из политкорректных соображений, не знаю, просто расскажу, т.к. это имеет прямое отношение к посту.

Эта Всемирная история очень отличается от привычного нам предмета. Во-первых, Западу там отведено совсем небольшое место, а западоцентричность (анализ других стран с точки зрения реакции на них Запада, контактов с Западом и проч.) сведена на нет, а иногда и в минусе, так что лекторам даже приходится оправдываться, мол, «не думайте, это не антизападная позиция и я не либерал, просто карта так легла».

Во-вторых, это не привычный нам перечень-анализ исторических событий, имен и названий по странам под одной обложкой, упорное и навязчивое сравнение цивилизаций - с совершенно другой конкретикой. Например, вообще нет имён - ни Юлия Цезаря, ни Константина, ни королевы Елизаветы, ни Марии-Антуанетты. То есть я даже не помню, чтобы кто-то вообще был. Исторических событий тоже нет. Хуже того, нет целых эпох, которые, казалось бы... Возрождения, например. Поясняют: да, мы, европейцы, гордимся, да культурному человеку и проч., но с точки зрения мировой истории... ноль. И нет Возрождения.

Но это не экономическая и не политическая история. Так, если раньше в учебнике Всемирной истории раздел «Китай» можно было начать так: «Первые письменные источники, упоминающие Китай, относятся к... веку», то здесь не так. Здесь спрашивают: а есть ли вообще Китай? Если есть, то чем он отличается от остальных цивилизаций? Что сделал для себя и для истории - и как ему это удалось?

То есть, задают вопросы, очень похожие на тот, который задали Вы. В том числе, о Западе. Когда Запад стал Западом? Что такого «западного» в Западе? и проч. Ответы даются самые неожиданные (для меня). Я не могу оценить, насколько они глубоки, научны, правомочны. Но мне было интересно.

Например, в контексте этого «всемирно-исторического» подхода вопрос об «европейском чуде» не стоит. Наоборот, сказано, что это -- устаревший вопрос, его «когда-то» ставила западоцентричная историческая наука. Но новый учёный-всемирноисторик знает: эти чудеса уже были, просто сейчас настал черёд Запада. А почему настал - это другой вопрос и его можно разобрать.

Я отступлю назад, т.к. здесь интересный момент. Даётся старый подход: в основе Запада - греко-римская традиция -- и новый: это не так. Если Китай, Индия, Ближний Восток - это непрерывное, последовательное развитие, тоже идёт из классического периода, но сохраняет свои основные элементы (в Китае конфуционизм, династии, технологии, в Индии - касты, индуизм), то современная западная цивилизация из классической Греции и Рима никак не выводится, ни в мелочах, таких как, например, отношение к гомосексуализму, ни в крупном - религии и западной демократии (тут я, признаюсь, запнулась). Да, Мэдисон, написавший конституцию США, просидел в Греции 6 месяцев, изучая афинскую демократию - но это больше для реторики. А реально Афинами и США -- 2000 лет, в течение которых никакой связи не наблюдается. Так что «прямое наследие» -- мягко говоря, натяжка.

Соответственно, Запад, в отличие от Китая, Индии, арабов, не имеет явного исходного периода, а то важное, что - как считалось раньше - напрямую заимствовано Западом из Греции и Рима и является отличительной чертой Запада, на самом деле оттуда не заимствовано и никакой западной чертой не является, поскольку было в большей мере заимствовано другими цивилизациями. Например, классическая традиция в той же мере повлияла на Ближний Восток (от архитектуры до науки); борьба рацио и религии с той же интенсивностью и в тот же период проходила в исламе и в Китае и проч.

Вывод: Западу, в отличие от других, не из чего было развиваться и нечего развивать. Он явился на историческую арену аморфной массой без каких-либо отличительных характеристик. Поэтому искать внутренние причины «европейского чуда» в самом Западе нечего - их там быть не может. Это устаревший, западноцентричный подход. (Напомню, что это не моё мнение, я просто пересказываю).

Всемирноисторик называет две основные причины «евопейского чуда» и в соответствии с новой линей эти причины -- «внешние». (Забегая вперёд: все причины «европейского чуда», которые называет Д. Лал и комментаторы к этому посту, соглано всемирно-историку, -- причины внутренние и потому непродуктивные. Вернее, это вообще не причины, а следствия - об этом дальше.)

Причина 1. Европейцы пришли в момент, когда на исторической арене были развитые цивилизации, у которых можно было многому научиться и много позаимствовать. То есть, преполагается, что если б их не было, то Запад сам по себе мог бы и не...

Причина 2. Европейцы были готовы к тому, чтобы учиться и заимствовать, и активно этого хотели. В частности, именно в период подготовки чуда (1400 - 1750), перенимаются важнейшие технологии - порох и печатный станок (но не только это). Это важно, т.к. не все и не всегда были готовы и хотели. Например, китайцы и японцы не сразу переняли огнестрельное оружие, хотя оно было доступно, и не пошли по пути путешествий и открытий, хотя могли взять пример с тех же европейцев (китайцы отправляли грандиозные и успешные экспедиции, но всё резко и быстро остановили).

На эти два пункта можно посмотреть с чуть другой стороны. Вопрос: в какой стране на протяжении всего 17 века было больше всего американского серебра? Обычно отвечают: Испания, Португалия и проч. Правильный ответ: в Китае. Намного больше. Настолько, что в 17 в. китайское правительство потребовало от всех, в т.ч. крестьян, платить налоги серебром. Беспрецедентный случай в истории. Откуда у них столько серебра? Выяснилось, от торговли с Западом. Аморфная европейская масса очень хотела китайских и индийских товаров и угрохала на них кучу драгметалла, т.к. платить больше было нечем. Налицо серьёзный дефицит платёжного баланса с развитыми цивилизациями. «Ваши товары нам не нужны»: Васко да Гама с его тканями и посудой отправляют из Индии, испанского посла с предложениями торговли - из Китая, а к 4-му крестовому походу консюмеризм дошел до прямого грабежа в Константинополе.

«Пришёл - увидел - а купить не на что» (дефицит платёжного баланса) -- это обратная сторона п. 1 и п.2, ставшая почвой для ростков «европейского чуда». Эти ростки (они же «следствия») всемирно-историки делят на две категории:

1) Категория «догнать» -- catch up category (то, что было у других, но не было у Запада - например, города-государства, развитая торговля, собственное производство и т.д.) и

2) категория «перегнать» (то, что Запад добавил от себя).

Таким образом, причины, которые называет Д. Лал и комментаторы - это на самом деле следствия из категории «догнать». Интересно, что Вы сами пару раз это отмечали, возражая комментаторам примерно так: но ведь это явление было и у других (неевропейцев), так почему же у них не получилось? (Я не поленилась и заглянула к Д. Лалу. Цитируемая Вами вещь написана в 1995 году, т.е. по нынешним временам Лал - как раз устаревший западноцентрик). С позиций всемирноисторика понятно, почему. Потому что это не причины - это вещи, по которым Запад отстал и просто их наверстывал.

В паре с «дефицитом платёжного баланса» -- предтече европейского чуда и обратной стороне п.1 и п.2, стоит консюмеризм. Его называют «последним и очень интересным открытием» в истории - это то, что т.н. «консьюмеризм» является не порождением западной цивилизации, а её причиной, причем занесенной извне. (На это месте я снова ойкнула).

Под консьюмеризмом понимается приобретение вещей, в которых не нуждаешься, в т.ч. не только богатыми и ср. классом, но и низами. Приводится несколько примеров, среди которых наиболее мне запомнился следующий: видимо, кто-то решил проанализировать уголовные архивы за тот период, и обнаружил, что в 17 в. вдруг резко возросли кражи одежды среди среднего класса и низов. Не еды, заметим, а одежды, т.е. не особо нужного. И другие примеры.

То есть: «было у кого взять» - «готовы/хотели взять» -- оно же «дефицит торгового баланса» - «консюмеризм».

Ну и дальше подробнее о категории «догнать» и тоже небольшое "открытие"...

ivanov_petrov
Да, очень интересно... Факты все более чнем знакомые - про американское серебро в Китае и дефицит баланса - более чем известно. Так что факты не привлекли... а вот сам взгляд... Я все пытался понять: во всемирной истории нет имен. Ладно. Того нет, сего... А что есть? Как я понял пока из Вашего пересказа, есть две вещи. 1. Переход к аналитизму и причинным объяснениям в "ньютоновом" варианте. Никаких "саморазвитий" - нечто считается объясненным, когда показана внешняя причина. Она обязательно должна быть именно внешней. Это способ мышления такой - другого не мыслит. 2. экономизм. Политика, история, культура - все принесено в жертву рассмотрению генеалогии через призму экономики.

ptitza
>>>>> Никаких "саморазвитий" - нечто считается объясненным, когда показана внешняя причина

Нет, нет. Я плохо пересказала. Китай, Индия и проч. могут и сами - такие древние, кто их разберёт, что там за причины. А Запад - другое дело. Действительно, про него раньше мы думали "неправильно": он сам такой, из Греции-Рима -- в европейское чудо. А теперь знаем: не сам и не из Рима. И дальше выстраивается непривычное: сначала консюмеризм (китайско-индийские-средиземноморские товары) - потом капитализм, сначала дефицит баланса -- потом города-государства и прочее.

Они на этом акцентируют внимание, т.к. довольно резкий переход от того, как историю учили раньше -- и как теперь. Но этот акцент -- только в главе о Западе.

Я же вытащила этот кусок, т.к. он напрямую привязан к посту, к комментариям и даже к Вашей реакции на некоторые из комментариев.

>>>>> экономизм. Политика, история, культура - все принесено в жертву рассмотрению генеалогии через призму экономики.

И тут плохо объяснила. В недописанной части, просто сил не было... ВСЁ НАОБОРОТ - ещё одно "открытие" для меня.

Вкратце: экономика и политика -- это "причины" (на самом деле "следствия") из категории "догоняем". Т.е., ничего интересного, всё это уже было у других, Запад наверстывает. Основное, что Запад добавил, сделав себя Западом -- это культура, переворот в головах.

------------------------
Вот тезисы, я не успела обработать

"ДОГОНЯЕМ"

1. «Коммерциализация». Таскать серебро из Америки в Китай дорого, в 17 в. развивается своё производство, к 18 в. догнали.
2. Политические изменения, рационализация, инновация...

Всё это catch up, есть в других странах.

"ПЕРЕГОНЯЕМ" - то, чего ни у кого не было

3. Культура, переворот в головах
Широко, захватывают низы. Откуда взялось - непонятно. Саморазвитие. Европейский характер.

Примеры мелкие.
-- Поиск потерянных вещей: раньше гадалки, теперь объявления в газетах, развитая сеть бюро находок в 17 веке (!) Магия "немодно", приходит рационализация -- но не экономическая, а культурная. «Научный» подход перевешивает магический -- в быту.

-- имена детям: 1650 г. -- святки, умерший родственник или ребёнок; 1750 -- нет, ребёнок - индивидуальность.

-- семья; 1650 решает папа, 1750 по любви, в Швейцарии через суд можно против папы пойти

Это считается "Big Deal Change"

Новое ощущение личности, семьи, общества - и отсюда отношение к риску и природе. "Риск и природа" повторяется. Особенно риск. Новые культ традиции, новое отношение к себе, семье, судьбе, жизненным перспективам, труду, бедным-богатым и проч. -- ДО КАПИТАЛИЗМА, предтеча евр. чуда.

Из старого, известного: христианство создало богочеловека, дала новую уверенность в себе (ср. с индуизмом, конфуц, буддизм).

Выводы: экономика и политика - да. Но главное и отличное от остальных -- культура. Дала основу будущим изменениям, выступила их гарантом.

Культура настолько важна для Запада, что стали судить о других странах не по степени технологич. развития или уровню жизни, но по "культурному развитию". Например, по отношению к детям, браку, предрассудкам и проч. Договорились до того, что в 19 в решили, что «цивилизацией» можно назвать только Запад - несмотря на техническую развитость и богатство других стран. Это -- типично Западное. Отголоски и сейчас.

--- Политика, история, культура - все принесено в жертву рассмотрению генеалогии через призму экономики

Политика, особенно централизация власти, как причина рассматривается как раз очень подробно. Но основной тезис: разруха в головах, наука и развитый капитализм -- там же. Во всяком случае, на Западе. Это типичная западная черта, которая сделала З. - З. В Японии или Чили это может быть как-то по-другому.

ivanov_petrov
да, интересно... Получается, все же есть европейское чудо - и это именно в головах. Развивается не по внешней причине, откуда взялось - не ясно... И экономика с политикой как следствия культуры. Тут бы, конечно, и вопрос: как же следует изучать культуру, чтобы она перестала быть черным ящиком, откуда вынимают то зайца, то крокодила, а стало несколько прозрачнее познавательно. Ведь это удивительно: политика с экономикой, менее "рациональные" (поскольку польза - это не рациональность) - "понятны", а культура, вроде бы - хоть частично - просто прозрачная (проявляется в текстах, прямо так вот в "понятном" виде и предстает) - она и оказывается непонятной. От сюда обратный поворот к взгляду: чем отличается современная рациональность, которая согласна понимать внерациональное и не способна увидеть рациональное.

history5

Previous post Next post
Up