Музей Ф. М. Достоевского в Санкт-Петербурге

Aug 01, 2019 15:09



Как можно было зачитываться Достоевским, по несколько раз перечитывать и переслушивать его произведения и до сих пор не посетить его квартиру в Санкт-Петербурге - не понимаю.
Наконец собрался и с первых шагов почувствовал, что попал в особый мир писателя.
В мемориальную квартиру № 10 ведет атмосферная, в духе произведений Достоевского лестница.


Прихожая
Прихожая оформлена гнутой мебелью и начинается с небольшой настенной вешалки оригинальной конструкции с четырьмя сдвоенными гнутыми крючками.
Однако внимание на себя перетягивает другой экспонат. Это сохранившиеся фрагменты обоев, которые были наклеены на газеты, вышедшие в 1878 году. А Достоевский жил в этой квартире с октября 1878 года по январь 1881. Улавливаете, к чему клоню?


Занимавшаяся «Книжной торговлей для иногородних» чета Достоевских выделила для хранения книг, как они говорили, «громадную» кладовую. Однако ее дверь для нас остается закрытой.
В углу - значительных размеров дорожный сундук. Вольнодумно предположим, что именно этот сундук использовался для поездок, например, в Старую Руссу, где у Достоевского был дом, о котором я уже собрал материал и тоже когда-нибудь напишу. Справа от двери еще один предмет гнутой мебели - не менее оригинальная настенная зонтичница.


Ни настенной вешалки, ни настенной зонтичницы до настоящего момента еще не было в моей мебельной коллекции. Зато третий гнутый предмет - напольная вешалка - уже в ней встречался. Подобную вешалку я показывал в санкт-петербургской квартире Некрасова.
Рядом - высокое трюмо с консолью. Далее, на геридоне, под стеклянным колпаком, экспонируется шляпа Федора Михайловича. В отдельных путеводителях она сфотографирована висящей на напольной вешалке.


Перед нами геридон сложной, «дублированной» конструкции. Дело в том, что чаще встречаются геридоны с треногой, обращенной вниз, как, например, в доме Салтыкова-Щедрина в Вятке. У нашего же экземпляра есть вторая тренога, служащая дополнительной подпоркой для маленькой круглой столешницы, и эта вторая тренога обращена в противоположном направлении, вверх.


Умывальная комната
Проходная и неуютная умывальная комната меблирована пышным фикусом, умывальным столиком на тонких витых ножках и тумбочкой с витыми же стойками.


Детская
В детской представлена разнообразная гнутая мебель Тонета: кресло с локотниками и два стула с сиденьем из тисненой фанеры, а также кресло-качалка со спинкой из венской соломки. Большое количество гнутой мебели в квартире Достоевского подтолкнуло меня к тому, чтобы сделать небольшое отступление, в духе писателя.
Стоящая около шкафа лошадка-качалка очень напоминает мне ту, что была у меня в детстве. Мне кажется, что моя лошадка была выполнена так же реалистично, была примерно такого же размера, только рыже-коричневой масти и стояла не на изогнутых для качания полозьях, а на колесиках. В спине у нее был спрятан механизм, который, если потянуть за леску с пуговкой на конце, неплохо имитировал ржание. А что касается Достоевских, то, забегая вперед, скажу, что в доме-музее писателя в Старой Руссе, о котором я уже пообещал рассказать, мы встретим еще одну детскую лошадку.


Письменный стол со вставкой из зеленого сукна. Выбрал такой ракурс, чтобы показать скошенные углы столешницы и красивую настольную лампу. Кто знает, для чего служит длинный стержень с кольцом наверху и почему этот стержень такой длинный?


Комната Анны Григорьевны
Хрестоматийная история спасительного появления в жизни писателя стенографистки Анны Григорьевны Сниткиной, большой умницы и великой труженицы, находит свое отражение и в меблировке ее комнаты. Поэтому мы видим целых два рабочих места для рукописных работ.


Первое рабочее место организовано за секретером с откидывающейся крышкой.


Здесь представлены два документа. Первый имеет отношение к ведению «Книжной торговли для иногородних», о которой я упомянул при виде кладовой в прихожей.
Второй документ - образец стенографической записи. В юности от нечего делать я изучал стенографию, довольно преуспел в этом деле, благодаря занятиям стенографией выработал каллиграфический почерк, в институте применял кое-какие стенографические приемы и даже подсадил на их использование моих одногруппников, но то, что написано рукой Анны Григорьевны, я прочитать не смог. Отношу это либо на счет неоднократно менявшейся системы стенографического письма (даже у меня есть три учебника, в основе которых лежат три отличающиеся системы), либо на счет высочайшего, недосягаемого для меня уровня профессионализма Анны Григорьевны.


Второе рабочее место представлено рококошным письменным столиком, столешница которого крыта экзотическим синим сукном. Вторая экзотическая деталь столика - мягкая, укутанная таким же сукном подставка для ног, находящаяся в перекрестье фигурных проножек.


На этом перечень экзотических черт столика не заканчивается. Третья деталь - небольшой шкафчик в левой части надстройки. Очевидно, что настольная лампа стоит не на месте, так как затрудняет доступ к шкафчику. Под надстройкой прячется мемориальная чернильница А. Г. Достоевской. Как и лампа, чернильница тоже стоит не на месте, так как пользоваться ею в таком расположении непросто.
Лежащие справа дамские счеты, да и в целом весь столик необыкновенно изящны. В третий раз забегая вперед, скажу, что и письменный столик Анны Григорьевны в Старой Руссе едва ли будет отличаться от петербургского бо́льшими размерами и точно будет похож на него выборкой в центре столешницы.


Столовая
Начнем с меморий. В однодверной витрине представлены мемориальные предметы: графинчик, две вазы для фруктов, серебряная чайная ложка с монограммой ФД, серебряный колокольчик.

Зрительно близкое к квадратному помещение столовой организовано вокруг квадратного стола.


Его углы скошены, а массивная центральная нога с крестовидной опорой укреплена четырьмя стойками-балясинами.


Витрина, стоящая по одной стене, уравновешивается полубуфетом, расположенным по другой. Интересно, что на момент написания этого поста в моей коллекции всего один «деревенский» полубуфет и два «городских». Так вот, оба «городских» очень хороши (первый вы видите, а второй найдете в усадьбе Мусоргского в Наумове).

Самоварный столик, стоящий слева, тоже пока еще редкий гость в моей коллекции. К сожалению, нет возможности подойти к нему, чтобы показать форму его каменной столешницы. Кто интересуется, может заглянуть в дом Марка Шагала в Витебске или в музей Мологского края в Рыбинске.


Теперь обратим внимание на стулья. Сиденье полужесткое; ножки, проножки, верхняя перекладина точеные. Особый интерес представляет круглая резная вставка в спинку. Подобный мотив мы скоро увидим в кабинете Достоевского, и он появится там не случайно. Запомните его.


Гостиная
Облик уголка гостиной с диваном и овальным столом был восстановлен по рисункам племянницы Достоевского.


Диван, стулья, кресла двух видов собраны из двух разных гарнитуров, но смотрятся достаточно цельно не только благодаря единой обновленной обивке, но и за счет похожих конструктивных и декоративных деталей.
Первый гарнитур составляют диван и кресло справа от него. Обращаем внимание на расширяющуюся кверху форму спинки, на выполненное в едином стиле навершие, на форму фиал, боковых и передних устоев, ножек.


Второе кресло и три стула вокруг стола составляют второй гарнитур. Отмечаем одинаковые овальные мягкие вставки в спинках, обрамленные резными полувенками, форму боковых устоев, наверший и фиал.


На овальном столе, под стеклянным колпаком, хранится коробка из-под табака фирмы «Лаверм». Надпись на ней была сделана рукой дочери в день смерти Достоевского: «28-го января 1881-го г. умир папа, в 3 четверти 9-го» (орфография Любови Достоевской сохранена). В тот скорбный день коробка находилась в кабинете писателя.

Внимательный читатель, наверное, заметил, что сиденья стульев в гостиной тщательно прикрыты свисающими частями скатертей. Вероятно, так музей защищается от бесноватых желающих присесть на экспонируемую мебель или поставить на нее сумки.


Кабинет Достоевского
Признаюсь, в кабинет я пришел плохо подготовленным и поэтому снял его кое-как. Потом, когда мне открылись две тайны, которыми кабинет окутан, я пришел в музей во второй раз, и только для того, чтобы переснять кабинет.

Первая тайна. Кабинету в каком-то смысле повезло. Дело в том, что вскоре после смерти Достоевского Анна Григорьевна пригласила в дом фотографа Владимира Таубе, чтобы запечатлеть интерьеры кабинета такими, какими они были при жизни писателя. Благодаря этим фотографиям была восстановлена современная экспозиция.

Вторая тайна. Над диваном вглубине кабинета висит литография с картины «Сикстинская Мадонна». В первое посещение музея я, конечно, узнал фрагмент знаменитого рафаэлевского произведения, но не придал значения его присутствию в интерьере. В итоге «Мадонна» сначала даже не попала целиком ни на одну из моих фотографий. А зря. Сейчас объясню почему.


Дело в том, что позже, во время посещения Ясной Поляны, в кабинете Л. Н. Толстого я вновь увидел «Сикстинскую Мадонну» и услышал интересную историю. Чтобы не пересказывать ее своими словами, процитирую по книге Ильи Толстого «Свет Ясной Поляны» (Тула, 2014).

Когда в 1947 году Сергей Львович [Толстой]... прощался с домом, он сказал тогда об удивительном... совпадении: и здесь, в Ясной Поляне, и в Петербурге, в доме Достоевского, висят старинные литографии «Сикстинской Мадонны» Рафаэля. Они были подарены обоим писателям одним и тем же лицом - Александрой Андреевной Толстой, теткой Льва Николаевича. Толстому - в молодости, а Достоевскому, кажется, за год до его смерти. А они так и не познакомились друг с другом» (с. 59).
... Теперь же, исправив свою недоработку, думаю, почему было не сделать для «Мадонны» такое же симпатичное паспарту, какое было во времена Достоевского? Сравните.
Что касается мебели, то нынешний диван, благодаря резному обрамлению спинки и ритмично-пятнистому рисунку ткани, в целом похож на своего исторического собрата. Не хватает только ковра на полу перед диваном.


Теперь хочу показать несколько мемориальных предметов. Во-первых, это кашлетр - настенная резная полочка-разделитель для бумаг и писем.


Во-вторых, на углу стола, под стеклом, ручка с пером, коробочка из-под лекарства и бумажник.
Письменный стол очень близок к оригиналу, но отличается от него меньшей декоративностью: ножки не такие фактурно-выпуклые, ребра тумб оформлены проще.
Этажерка хорошо воспроизводит оригинальную, но отличается от нее размерами верхней полочки.
Справа на небольшом столике с восьмиугольной столешницей еще один мемориальный предмет - часы младшего брата Федора Михайловича, Андрея Михайловича Достоевского.


Часы остановлены в день и час смерти писателя.

Посмотрим повнимательнее на кресло, что оставалось на дальнем плане. Помните круглый резной мотив? Мы его уже видели на спинках стульев в столовой.
В заключение предлагаю задание со звездочкой. Прошу читателя вернуться ко второй фотографии Таубе, самостоятельно сравнить два кресла и найти в них схожие черты и различия.


Литературная экспозиция
Тут все очень современно и мультимедийно. Затягивает.


Мы здесь зависли еще на полтора часа, до окончательного погружения в мир Достоевского.
Почему я раньше сюда не пришел - никогда не пойму.

Автор фото и текста Александр Маталов.
Кратко, в качестве ориентира, ОТСЮДА

Музеи

Previous post Next post
Up