Размышления в парадном подъезде у квартиры Некрасова

Mar 13, 2016 10:18

17.12.2015.
Бабули-смотрительницы в музее-квартире Н. А. Некрасова в Санкт-Петербурге знают все. Если с ними разговориться, то каждая проведет экскурсию по своей комнате не хуже профессионального экскурсовода. А экскурсоводов, которые бы постоянно находились в музее, просто нет - их надо приглашать заранее. Поэтому бабули-смотрительницы - самое ценное, что хранит некрасовский музей, после мемориальных вещей, конечно.

Не могу не поделиться тем, что они мне рассказали, и, пользуясь отсутствием экскурсоводов, приглашаю всех на мебельную экскурсию по музею Некрасова. Предупреждаю: квартира большая, фотографий будет много. Попытаюсь компенсировать это неудобство минимумом комментариев. А в конце экскурсии обещаю бонус.

Заходим в парадный подъезд и приступаем к размышлениям.

Лестница
Квартира поэта расположена на втором этаже. Поднимаемся.



[Перед тем как войти к поэту]В простенке между окнами видим трюмо с консолью.


Кривовато висящая люстра создает красивый рисунок теней.


Эта и последующие люстры отправляются в тринадцатую дюжину люстр и паникадил.


Передняя
По воспоминаниям сестры поэта Е. А. Некрасовой-Рюмлинг, «в передней, где стояло чучело медведя (который был убит на охоте в Новгороде), находились стол, стулья, зеркало и вешалка».


[Сверим интерьер с описанием]Сверяем: гнутая вешалка Тонета, трюмо с консолью


и очень кучерявым навершием,


стол, стулья с резными ажурными спинками.


Еще есть люстра.


Чучела медведя нет. Поищем его в приемной.


Приемная редакции журналов «Современник» и (позднее) «Отечественные записки»
Как вспоминал литератор Г. Н. Потанин, «приемная - большая комната, у дверей чучело медведя,.. против него беломраморный бюст Тургенева на высоком пьедестале, на стене две прекрасные гравюры: типография Гутенберга и наша славянская друкарня [типография]... Посреди комнаты большой стол, крытый зеленым сукном, конечно с чернильницей, два ряда стульев с высокими спинками резными, мелкой работы, у стены широкий турецкий отеман, обитый малиновым бархатом или трипом, большое покойное кресло того же цвета...»


[Сверим интерьер с описанием]Сверяем. Чучело медведя - в наличии. В центре - стол, покрытый зеленым сукном. На нем - подставка для ручек и карандашей, принадлежавшая В. Г. Белинскому.

Из-под сукна выглядывают массивные фигурные ножки стола. Стулья с резными спинками - имеются.


Широкая оттоманка малинового бархата - есть.


Обита декоративной лентой с кистями.


Большое покойное кресло того же цвета поместилось рядом с конторкой.


Перед нами стол секретаря редакции. Бюст в углу - имеется, но Тургенева в нем узнать трудно.


Еще в приемной есть два парных книжных шкафа.


В шкафах хранятся подлинные номера журнала «Современник».


Дверки и боковины шкафов богато украшены резьбой.




По обеим сторонам от каждого шкафа - стулья с резными спинками. Здесь - с мягким сидением и мягкой вставкой на спинке,


у второго шкафа -


полностью деревянные.


Интерьер приемной завершает люстра.



Кабинет Н. А. Некрасова
По воспоминаниям Е. А. Рюмлинг, «кабинет был устлан ковром. У окна стоял письменный стол... На стене висела картина масляными красками «Пушкин в селе Михайловском». У стены стоял шкаф с ружьями и прочими охотничьими принадлежностями...»


[Сверим интерьер с описанием]Сверяем. Картина висит. Ковра нет.

Письменный стол - бюро Некрасова стоит не у окна, а у стены.


На столе - чугунные бюсты Пушкина и Гоголя. На стене - гипсовая маска Белинского.


Места́ у окон занимают рабочие конторки: Добролюбова


и Чернышевского.


Между конторками расположились обитые бархатом кресла со спинками, простеганными в технике каретной стяжки.


В центре комнаты расположился стол, окруженный такими же креслами. Шкаф для оружия - в наличии.


В углу - старый камин. На нем - часы и фигурки лошадей, принадлежавшие поэту.
Слева от камина - мемориальное сафьяновое кресло и подаренный друзьями курительный столик.


В простенке у окна - трюмо


с большим по площади навершием, украшенным резьбой.


Не мой хлеб, но не могу не обратить внимание на благородное текстильное оформление окон.


Завершает интерьер - люстра.




Зала
Я не нашел каких-либо описаний обстановки залы, поэтому самостоятельно ознакомимся с интерьером.


[Проведем инвентаризацию]В дальнем углу расположен камин, на котором стоит мемориальная бронзовая фигурка кабана. Я сглупил и не сфотографировал ее полностью, увлекшись каминным экраном.


По обе стороны от камина расположены оттоманки, обитые бархатом и украшенные кистями и бахромой.


Книжный шкаф.


Напротив камина стоит круглый стол, накрытый расшитой плотной скатертью и окруженный стульями с овальными резными спинками.


У печи в другом углу залы скромно стоит богатый шкафчик, декорированный в технике Буля.


В другом углу прячется козетка.


В простенке между окнами - изящное трюмо в тонкой слегка изогнутой наверху раме.


Благородно оформленные текстилем окна выходят на тот самый парадный подъезд, созерцание которого привело к молниеносному - в течение двух часов - созданию знаменитого «Размышления у парадного подъезда».


Люстра.



Спальня Некрасова
Ее интерьер знаком нам по картине И. Н. Крамского «Некрасов в период «Последних песен», написанной здесь же в 1877 г.


[Сверим интерьер с известной картиной]Копия известной картины.


У дивана - принадлежавшее поэту кресло. В изголовье - бюст Белинского, на стене - портреты Добролюбова и Мицкевича. На столике - последний стихотворный сборник «Последние песни».
В этой спальне вечером 27 декабря 1877 года поэт скончался после мучительной болезни.


Стулья с простеганной мягкой спинкой, круглый стол.


В простенках между окнами - резные кресла


со спинками невероятной красоты, прикрепленными к примитивным устоям.


Текстильное оформление окон.


Люстра.



Далее мы переходим в комнаты, в которых в период с 1857 по 1862 гг. жил и работал И. И. Панаев и которые после его смерти присоединил к своей квартире Некрасов.

Гостиная Панаевых
Детальных описаний обстановки гостиной не сохранилось, поэтому в комнате воспроизведен типичный для того времени интерьер.


[Изучим его]В центре комнаты - круглый стол, окруженный креслами с овальными спинками.


У стены между креслами расположилась затейливая этажерка с выдвижными ящичками. В углу - каминный экран.


Экран украшен тончайшей резьбой в виде лент и цветов.


Вообще можно заметить, что в гостиной Панаевых собраны очень изящные вещицы довольно необычных форм и причудливых отделок - чувствуется присутствие женщины.
Например, табурет с резным сидением, псише с оригинальным навершием,




консоль, богато и одновременно изящно инкрустированная перламутром.




У рояля - элегантная банкетка.


По правде говоря, высокие подлокотники должны мешать игре на рояле.


У окна - дамское бюро Авдотьи Яковлевны Панаевой, на котором помещена фотография хозяйки.


На боковине бюро мы видим попытку создания пейзажной росписи.


В промежутке между окнами расположилась консоль


со столешницей очень непростой формы.


Шторы.


Люстра.



Кабинет Ивана Ивановича Панаева
Из письма Панаева к В. П. Боткину мы знаем только, что в кабинете у Панаева было «уютно и хорошо».


[Проверим хотя бы это]Кстати, в уголке скромно сидит одна из легендарных бабуль.

Кресло-бержер с простеганной спинкой, бюро.


Два разноплановых дивана.




Трюмо прямых линий.


Текстильное оформление окна.


Люстра.



Прихожая
Осмотрим ее очень быстро.


[Осмотрим]Набор мебели традиционен: вешалка, зеркало, стулья, столик.

Столешница украшена инкрустацией с растительным рисунком.


Люстра.



Газетная
Название комнаты оправдывается наличием необычного предмета мебели, приспособленного для удобства чтения газет.


[Изучим его]Назовем этот предмет козеткой. Вероятно, именно на нем и читали газеты, развернув их на широком подлокотнике-валике, покрытом толстой подушкой огибающей валик формы.


Интерес также представляет угловая тумба с фигурной столешницей.


В противоположном углу мы видим бюст, помещенный на барочную тумбу-подставку.




Люстра.



Закончив осмотр квартиры Панаевых, мы возвращаемся в некрасовские комнаты.

Столовая Некрасова
На мой взгляд, это самая красивая по цвету и свету комната. Известно, что в ней были длинный стол, стулья, буфет, ломберный и закусочный столики.


[Проверим, все ли на месте]Стулья с гнутыми спинками стоят рядами вдоль длинного стола.


Буфет с тремя глухими дверцами находится в неудобном для пользования им месте. Вряд ли он здесь стоял при жизни хозяев.


На стене у камина мы видим авторское повторение портрета Некрасова, написанного Крамским в 1877 году.
На столе - последний номер «Современника» и первый номер «Отечественных записок» за 1868 год.


Четыре хитрые резные ножки соединены крестовиной и центральной шишкой.


Диван с простеганной закругляющейся спинкой, огибающей места для сидения.


Каминный экран.


Книжный шкаф интересен не только номерами «Современника», но и овальными вырезами для стекол и круглыми деревянными филенками внизу.


Угловая горка для посуды.


Ближайшее к нам кресло с плетеными вставками и следующий за ним табурет принадлежали М. Е. Салтыкову-Щедрину.
Вдали в кадр попала еще одна бабуля.


Щедринское резное кресло выполнено в ренессансно-псевдорусском стиле.


Следующие кресла и стулья с резными спинками и простыми устоями мы уже видели в спальне Некрасова.
А вот в витрине представлены мемории: самовар Некрасова, бывавший с ним на охоте, фарфоровые чашки, бокалы, приборы с личной монограммой поэта и ступка для растирания миндаля с сахаром.


Еще одна разновидность стульев с резными спинками.


Здесь мы видим не только резьбу, но и тонкую инкрустацию.




Текстиль.


Люстра.



Камердинерская
Мы здесь быстро пробежимся.


[Быстро окинем взглядом]Рассмотрим только резную спинку стула с кожаной вставкой.


И люстру.



Гардеробная
Описаний не осталась. Обстановка должна быть типичной.


[Здесь есть изюминка]В дальних углах - сундуки. Ближе к нам - комод.

Вдоль стены стоят стулья с резными спинками.


Дальше - поворотное настольное зеркало Тонета - изюминка интерьера.


Люстра.



Все, кто осилил пост до конца, получают бонус - несколько люстр из вспомогательных помещений, в которых сейчас расположились касса, гардероб и выставочный зал. Все они попадают в четырнадцатую дюжину.

[БОНУС]







Мы закончили осмотр мемориальной квартиры Н. А. Некрасова. Выхожу на лестницу и думаю: «Даже и не знаю, что мне понравилось больше: мемории неодушевленные или одушевленные в виде некрасовских бабуль с их рассказами».
Вот такие размышления случаются в некрасовском подъезде.

стол, стиль буль, оттоманка, текстиль, столик курительный, сундук, конторка, витрина, мебель России, инкрустация, горка, свет, трюмо, кресло, мебель в музее, стол письменный, комод, Панаевы, вешалка, Добролюбов, этажерка, тумба угловая, бержер, резьба, козетка, мебель мемориальная, Чернышевский, буфет, зеркало, экран каминный, мебель, табурет, бюро, мебель Тонета, консоль, Белинский, люстра, банкетка, диван, Салтыков-Щедрин, шкаф, Санкт-Петербург, псише, рояль, тумба, стул, Некрасов, цвет

Previous post Next post
Up