Музей-усадьба Мусоргского в Наумове

Jun 14, 2016 12:38

Музей-усадьба Мусоргского находится далековато - просто так туда не съездишь. Но в рамках малых гастролей, когда в пятницу вечером в Великом Новгороде состоялся один поход в театр, а другой поход должен состояться во Пскове в воскресенье, суббота остается свободной. Так почему бы не проложить маршрут из Новгорода во Псков так, чтобы он прошел через Великие Луки и музей Мусоргского в Наумово? Вот и проложили.

28.05.2016
Музей расположился в усадьбе Наумово, принадлежавшей деду композитора Ивану Чирикову. Здесь родилась Юлия Ивановна - мать композитора. Здесь прошло ее детство и юность. В усадьбе и доме часто бывал сам Модест.

Первое впечатление от Наумово - схожесть с пушкинским Михайловским: барский дом и хозяйственные постройки образуют каре. Перед барским домом - круг из дерна. В центре круга - дерево повыше, по периметру - деревца пониже.

Отличия от Михайловского тоже имеются: памятник в центре круга, огромный пруд за моей спиной, затянутый ряской и до отказа заполненный квакающими лягушками (UPD: лягушки дружно квакают в инстаграме Пеппы). В воздухе носятся тучи комаров.

В Наумово немного посетителей, поэтому комары особенно агрессивны. Чтобы не быть искусанным, нельзя останавливаться ни на секунду. Отмахиваясь от них и весело шутя по этому поводу, торопимся пройти в дом.



Прихожая
По традиции в прихожей сразу находим сундуки. Один - стационарный,


[Нажмите, чтобы прочитать о ПРИХОЖЕЙ]
в жестяной оплетке, с проушиной как у сундука в девичьей комнате лермонтовской усадьбы в Тарханах.


Второй - дорожный,


обтянутый плотной холщовой тканью, с ритмично вбитыми гвоздями и гвоздиками и красивой фурнитурой.




Столовая
Центральный предмет мебели в столовой - стол, сервированный на четыре персоны. Если предположить, что стол разложен до максимальной длины, то за ним вполне могли поместиться до 10 человек.

Полубуфет и кресла имеют отношение к Мусоргскому. Они прибыли из Волока, что в сотне километров от Наумово. Сейчас Волок - деревня в Тверской области. При Мусоргском там находилось имение Кушелевых, в котором композитор часто бывал. Сами не зная того, мы буквально только что проехали невдалеке от Волока, двигаясь через Старую Руссу из Новгорода в Великие Луки.


[Нажмите, чтобы прочитать о СТОЛОВОЙ]
От буфета полубуфету досталось массивное двухдверное основание с каменной столешницей.


Верхнюю часть полубуфета образует богато декорированная резными деталями надстройка, функциональное назначение которой одно - поддержать единственную полочку, на которой могут разместиться три чашки.


Кресла (а не стулья ли это?) имеют высокие, отклоненные назад спинки.


Средние части спинок как с лицевой части кресел, так и с обратной украшены кожаными вставками, по контуру которых тиснением нанесена кайма. С лицевой стороны на кожу также тиснением нанесено изображение герба.


Двери столовой примечательны многослойными филенками, которые при косом освещении создают красивый свето-теневой рисунок.


В столовой нам рассказывают о происхождении фамилии Мусоргских, о родословной композитора. Я вспоминаю один эпизод, произошедший на концерте известного духового оркестра в Капелле.
Оркестром управлял дирижер с выразительной усатой внешностью. Он же вел концерт, объявляя номера. Когда очередь дошла до Модеста Петровича, дирижер объявил его как Мусо́ргского. Ропот изумленных голосов волной прокатился по залу. Мы с моими коллегами переглянулись. И вот прошло три года и мне предоставился случай задать вопрос профессионалу.
Экскурсовод замахала руками:
- Что вы! Никаких Мусо́ргских, только Му́соргский!

Пока мы прошли только первые залы музея, шутки еще возможны, поэтому я надеюсь, что дирижер с пышными веселыми усами читает мои заметки, узнал в них себя и сделал выводы.


Девичья
В девичьей нас встречают мемориальные буфет и диван. При жизни Чириковых они всегда стояли именно здесь.


[Нажмите, чтобы прочитать о ДЕВИЧЬЕЙ]
Филенки дверец буфета украшены резьбой. Создается впечатление, что плоские прорезные детали филенок наложены на сплошное основание. Смею предположить, что диски в центре дверец могли служить подложкой для резного декора, например герба.


Диван без изысков. Спинка волнообразная.


Силуэт локотников резной, но сами локотники гладкие, плоские, хотя и достаточно толстые, «мясистые». Из-за них от дивана веет прочностью.


Из немногочисленной бытовой утвари привлекает внимание чайник-самовар. Он цилиндрический, овальный в плане, с двумя крышками: одна прикрывает емкость для воды, другая - для углей.




Комната матери
Отсюда берет начало анфилада парадных комнат барского дома. Здесь же начинается рассказ о череде испытаний, выпавших на долю Мусоргского, и тем самым открывается своеобразная «анфилада» печальных событий в жизни композитора.

Так, Юлии Ивановны, в чьей комнате мы находимся, не стало, когда Модесту было 25 лет.


[Нажмите, чтобы прочитать о КОМНАТЕ МАТЕРИ]
Вокруг столика расставлены тонкие ажурные кресла с гнутыми локотниками. По внешнему виду они очень похожи на мебель в стиле жакоб - не хватает только декора из латунных полосок.


Центральная вставка на спинке из перекрещивающихся реек дополнена деталью, стилизованной под плоскую раковину.


Туалетный столик принадлежал семье Мусоргских. Сейчас на его цилиндрических колоннах по бокам от зеркала стоят флаконы с духами, но раньше, я уверен, колонны служили подставками под подсвечники.


Подстолье держится на четырех ножках: двух плоских спереди и двух точеных сзади. Мне кажется, что задние ножки выбиваются из общей стилистики столика.
На столике хранится традиционная для Псковской губернии глиняная свистулька. Ее нашли во время раскопок на месте бывшей усадьбы в Карево, что в двух километрах отсюда. Именно там композитор родился и провел свое детство.


Столик для рукоделия с вышивкой XIX века.


Теперь назначение ажурных металлических опор становится понятным, а загадка аналогичного столика для рукоделия, что стоит в девичьей в усадьбе Чайковского в Воткинске, - успешно разгадана.




Малая гостиная
Консоль на четырех ножках с колесиками, оказавшаяся ломберным столиком, окружена обыкновенными стульями.


[Нажмите, чтобы прочитать о МАЛОЙ ГОСТИНОЙ]
Из декоративных деталей на них только волнообразная резная планка-вставка.


У стены напротив - секретер и кресло-корытце с ножками на колесиках.


Глаз радуется, когда каждому профилю ножки соответствует свой профиль ответной части крепления колесика.


Наконец могу продемонстрировать в действии секретики. Первый - ящичек с откидывающейся наверх крышкой, в котором можно держать, например, ключи.


Второй секрет прячется за этой дверкой.


Дверку открывают, центральный ящик-вставку вынимают и добираются до маленьких выдвижных ящичков.


В каждом из них можно хранить что-то ценное, например деньги. Кстати, банкноты не соответствуют времени жизни Мусоргского.


Кресла мемориальные, тоже из Карево.


Локотники резные, сложной формы, с динамичным примыканием к устоям.


Спинка с мягкой вставкой.


Геридон неплохо подобран под рисунок локотников: похожие изгибы, похожие изломы.


Следующим эпизодом нам не дают забыть, что мы движемся по печальной анфиладе.
У Мусоргского никогда не было своей семьи. Был влюблен, но чувства сам же в себе и заглушил.
Надежда Опочинина, которой композитор в свое время был увлечен, ушла из жизни, когда Мусоргскому исполнилось 35 лет.


Большая гостиная
Гостиная-то большая, а мебели мало. Ближе к одной печи - рояль в корпусе красивого медового цвета.


[Нажмите, чтобы прочитать о БОЛЬШОЙ ГОСТИНОЙ]
У другой печи - столик, стулья, книжный шкаф. Все в стиле жакоб.


По традиции, спинка стульев в стиле жакоб ажурная, с ромбами на пересечении реек.


Мемориальный книжный шкаф семьи Мусоргских.


Примечательно, что характерные для стиля жакоб латунные накладки здесь не только традиционно плоские и прямолинейные, но и сложного профиля (карниз) и гнутые (навершие).


Кресла в стиле жакоб.


По рисунку на спинке кресел понятно, что вместе со стульями они образуют комплект.
Вызывает вопросы обивка. Наверняка она современная. Неужели ее нельзя было погладить перед перетягиванием мебели?


В большой гостиной мы узнаём, что Мусоргский прожил в Петербурге более тридцати лет, но никогда не имел собственного жилья. Он либо жил у друзей, либо снимал меблированные комнаты.


Белая зала
Белая зала оформлена белой крашеной мебелью (трюмо, скамейки, подставки под вазы), но наполнена не совсем белыми стульями для зрителей.


[Нажмите, чтобы прочитать о БЕЛОЙ ЗАЛЕ]
Рояль тоже белый. Он принадлежал басу-баритону заслуженному артисту СССР Василию Михайловичу Луканину.
Белая зала - единственное помещение, в котором есть люстра.


Люстру отправим в восемнадцатую дюжину.


Еще белая зала - самая светлая комната, быстрее и лучше других помещений дома прогреваемая лучами солнца.

В 1870-е годы жившему вдалеке отсюда Мусоргскому как будто не хватало солнца и тепла. Его волновали непреходящие темы жизни и смерти, одиночества. В этот период он создал вокальные циклы «Песни и пляски смерти», «Без солнца», романс «Злая смерть».
Не знаю, как так получилось, но в начале обучения игре на кларнете я исполнял «Старый замок» из цикла «Картинки с выставки». Мрачнее пьесы не придумаешь.


Кабинет
Кабинет вовсе не кабинет, а большая пустая комната с маленьким столом, используемым как письменный, у окна.


[Нажмите, чтобы прочитать о КАБИНЕТЕ]
Стул простой формы с гладкой спинкой, украшенной по нижнему краю плоской резьбой.


На пюпитре под покрывалом хранится клавир оперы «Борис Годунов», изданный в 1874 году. Мусоргский подарил этот экземпляр первому исполнителю роли царя Бориса - И. А. Мельникову, о чем свидетельствует сделанная композитором дарственная надпись.

Хочется отметить, что у Мусоргского был прекрасный каллиграфический почерк. Похоже, что не менее аккуратным нотным почерком оформлены все клавиры, партитуры и простые нотные листы, выходившие из-под пера композитора. Глаз радуется, когда смотришь.


Но поражает печальный список начатых Мусоргским и не завершенных либо утраченных работ: симфония, соната, оперы, вокализы.


Приемная
Первое, что бросается в глаза в приемной, а затем перетягивает на себя все внимание, - это копия портрета Мусоргского, написанного Ильей Репиным в Николаевском военном госпитале за несколько дней до смерти композитора. На портрете изображен глубоко больной и уже не имеющий возможности следить за тем, как он выглядит, человек. Как будто не 42 года ему, а все 60. Волосы всклокоченные; взгляд молчаливый, угасающий; больничный халат запахнут как попало, воротник не оправлен. Гениальный портрет, печальное зрелище.

Из мебели в комнате только столик и кресла. Столик круглый, с крестообразной проножкой.


[Нажмите, чтобы прочитать о ПРИЕМНОЙ]
Поначалу кажется, что столик ничем особенным не примечателен. Шпон уложен единым листом, без разбивки на сектора.


Но при ближайшем рассмотрении открывается тонко выполненная по краю инкрустация в виде переплетающихся гирлянд. Выясняется, что кромка набрана из кусочков шпона, ориентированных по радиусу.


Не менее тонкий рисунок выполнен по цилиндрическому подстолью. Кантом обработан даже торец столешницы.


Кресла с не менее динамичными, чем в малой гостиной локотниками.


Спинка украшена резьбой с мотивами полусолнц.




Флигель
Из дома можно пройти во флигель, в котором расположена экспозиция, посвященная истории постановок опер композитора. Сценические костюмы, афишы, ноты, портреты и фотографии исполнителей.
Мое внимание привлек патефон.


Его корпус инкрустирован перламутром.


Парк
Полные впечатлений от увиденного, но более от услышанного, мы идем в парк.


Проходим его насквозь, спускаемся к ограде, за которой начинается Жижицкое озеро.


Возвращаемся к дому, обходим его со всех сторон. Ближайший к нам угол - как раз угол белой залы, а одинокое окошко справа - это кабинет.


Осмотр усадьбы в Наумово завершен. Едем в Карево.

Карево
От несохранившегося имения Карево, в котором родился композитор, остались только руины фундамента. В 1989 году на вершине холма, чуть в стороне от дороги был установлен памятник Мусоргскому.

Вроде бы статична фигура композитора.


Но взгляните, какая в ней мощь и сколько в ней динамики.


Буквально два слова о том, чем еще, кроме памятника, благодарные потомки почтили память композитора.
В музее нам рассказали, что Мусоргский был похоронен в Александро-Невской лавре. И только дома, в дополнение к «анфиладе» печальных новостей, я прочитал, что при перепланировке Тихвинского кладбища лавры в связи с расширением площади Александра Невского могила Мусоргского была закатана под асфальт.

стол, мебель мемориальная, столик ломберный, дверь, Пеппа, сундук, буфет, гастроли, мебель России, инкрустация, мебель, секретер, Мусоргский, свет, трюмо, корытце, столик туалетный, кресло, мебель в музее, Наумово, геридон, консоль, столик для рукоделий, люстра, стол письменный, диван, стиль жакоб, интарсия, рояль, стул, полубуфет

Previous post Next post
Up