Визит к дворянке и ее внуку в Тарханы. Лермонтовский музей-заповедник

May 31, 2016 16:59

08.01.2016
На входе в «Тарханы» полицейский предупреждает нас, чтобы мы не залезали (!) на памятник Лермонтову.
Я отвечаю:
- Перед вами самые культурные посетители, которых вы когда-либо видели.
Полицейский недоверчиво улыбается и пропускает нас на территорию усадьбы.

О памятнике
На всякий случай мы проходим на значительном расстоянии от памятника (вдруг захочется залезть!). Уже дома я узнаю, что автором скульптуры является О. Комов. Его работу мы только что видели в Воткинске в усадьбе Чайковского.


Слева направо: людская изба, барский дом и вплотную к нему церковь Марии Египетской, дом ключника, памятник М. Ю. Лермонтову

О культурности
Культурный человек со школьных лет помнит минимум 3 утверждения о Лермонтове:
  • воспитывался бабушкой, которая души в нем не чаяла;
  • был выдающимся поэтом и прозаиком;
  • по горькому обычаю, свойственному российским гениям, ушел преждевременно.
Третий пункт не нуждается в особых доказательствах: Россия не сберегла очень многих своих талантов, которые навсегда остались молодыми. Чем больше музеев посещаю, тем больше проникаюсь этой мыслью и тем больше имен в моей печальной «копилке».

Второй пункт я перепроверил два года назад, когда переслушал «Героя нашего времени».

Осталось разобраться с первым пунктом, то есть с бабушкой. Выезжая из Воткинска, мы специально проложили маршрут так, чтобы оказаться в Тарханах, посетить лермонтовскую усадьбу и нанести очередной рождественский светский визит ее владелице - Елизавете Алексеевне Арсеньевой, бабушке Лермонтова.

Об открытиях
В Тарханах меня ждут 2 открытия.
  1. Лермонтов - талантливый живописец и график.
  2. Оказывается, я долгие годы был сбит с толку по-стариковски звучащим словом «бабушка» применительно к дворянке, богатой пензеской помещице, волевой и решительной женщине.
  3. Это не третье открытие, а второе со звездочкой. У богатой и решительной хозяйки дорогая и красивая мебель.
Второму со звездочкой открытию в основном и будет посвящен мой пост.
Забегая вперед, скажу, что такую мебель и такие интерьеры парадных комнат, как в барском доме Тархан, нечасто встретишь, особенно в провинции. Начнем потихоньку нашу мебельную экскурсию.

Дом ключника
Рано утром в усадьбе, кроме нас, ни души. Наша экскурсия начинается с посещения дома ключника.


[Нажмите, чтобы прочитать о ДОМЕ КЛЮЧНИКА]
Из мебели обнаруживаю здесь сундук с жестяной решетчатой оплеткой.


Насмотревшись на сундуки по всей России, на вопрос экскурсовода о том, что за предмет перед нами, отвечаю быстро и правильно: «Сундук-подголовник!» - за что получаю заслуженную похвалу.


Из мемориальных вещей в доме ключника представлена шкатулка красного дерева, принадлежавшая кучеру Лермонтова - Никанору Коновалову (обратите внимание на говорящую фамилию кучера).




Церковь святой Марии Египетской
Каменное здание церкви в стиле ампир было построено на месте старого деревянного барского дома, снесенного по приказу Елизаветы Алексеевны.


Постепенно начинаю проникаться чувством почтения к этой сильной и властной женщине: гораздо больший нынешнего, старый дом был уничтожен после преждевременной смерти ее дочери, Марии Михайловны Лермонтовой - матери будущего поэта. В память о дочери и для вечного ее поминовения Елизавета Алексеевна и приказала построить церковь святой Марии Египетской.


Далее мы переходим в барский дом.


Зала
С первых же секунд пребывания в доме становится понятно, что мы в гостях у очень богатой помещицы. О богатстве можно судить по количеству комнат и их размерам, но можно ориентироваться на другой показатель - мебель. Давайте ее осмотрим.


[Нажмите, чтобы прочитать о ЗАЛЕ]
Начну с ломберного столика. Он раскладывающийся, на точеных ножках. Возможно, столик - один из самых простых предметов мебели в доме.
Прежде чем мы в этом убедимся, взглянем на лежащие на столике аксессуары: щипцы для снятия нагара и расшитые бисером щеточки.


К столику приставлены ампирные стулья. Их роскошные спинки украшены парой резных золоченых лебедей, стоящих друг к другу спиной и выгнувших шеи таким образом, что получается подобие лиры. Необычайно сильно изогнутые передние ножки стульев заканчиваются металлическими накладками в форме копытец. Ножки настолько сильно выгнуты вперед, что, пожалуй, в мою коллекцию такие стулья попадают впервые.
Сидения обиты гобеленом: рисунок очень крупный, с лебедями никак не сочетается, но мне почему-то нравится.


У противоположной стены - другие предметы, объединенные в гарнитур тем же замечательным гобеленом. Кресла подобны только что изученным стульям, но диван совершенно иного дизайна. Сравним.
Прямолинейные спинки кресел украшены золочеными резными венками. У дивана спинка гладкая, с мягкими скругленными углами.


Боковина дивана изгибается в месте соединения с расширяющейся спинкой. Гнутые черные ножки заканчиваются золоченой лапой.


Передние части локотников очень интересны: у дивана - золоченые шары, у кресел - птичьи морды с хищными клювами.


По контуру всех частей дивана проложен черный кант, по отдельным сторонам он дублируется мелкой золоченой резьбой.


На стене справа - портрет хозяйки дома Елизаветы Алексеевны Арсеньевой. Левее - ее дочь Мария Михайловна. Затем детский портрет Лермонтова, естественно, в девичьем платье. Дальше всех от портрета хозяйки помещено изображение недолюбливаемого ею зятя - Юрия Петровича Лермонтова, отца поэта. Чтобы случайно не прогневать хозяйку имения, развеску портретов именно в такой последовательности - одобряю.


Парочка стульев «попроще», в дополнение к только что изученным стульям с лебедями: лира есть, но уже без птиц; ножки без накладок, тоже выгнуты вперед, но не столь радикально.


Спинка без треугольного фронтона и без золоченого венка. Но посмотрите на лиру: какая изящная и аккуратная работа.


Рояль мы видели на первой фотографии залы, но я не стал с него начинать. Чтобы увидеть, какой он необычный, к нему надо было приблизиться. Перед нами «рояль-прямострунка».
Прямострунный рояль фирмы «WIRTH» мы видели в зале дома Чайковского в Воткинске, но, уверяю вас, тот прямострунный рояль этому прямострунному роялю рознь.


Хрустальная люстра для восемнадцатой дюжины.




Гостиная
В гостиной представлена мебель эклектичная. Несомненно, создавалась она в стиле ампир, но каким-то чудесным образом несет на себе отпечатки чуть ли не современного нам ар-деко.


[Нажмите, чтобы прочитать о ГОСТИНОЙ]
Взгляните на ардекошные золотые спирали на спинке дивана. Степень их декоративности зашкаливает.


А чего стоят золотые ардекошные украшения на спинке стульчика!


Редкий в экспозициях музеев предмет мебели - кушетка. Ее изножье прямое, а изголовье имеет форму, свойственную для кресла-корытца. Не перестаем разглядывать золоченые украшения мебели.


Ножки крупных предметов: кушетки, дивана - выполнены единообразно. В их основе - львиная лапа. По передней поверхности она прикрыта золоченым листом и опоясана золотой полосой, закручивающейся сзади в завиток.


Такая же ножка у бержера.


Сам бержер - вдали, у камина.
Здесь, в гостиной, я начинаю открывать для себя Лермонтова-художника. Его картина «Кавказский вид возле селения Сиони» висит над диваном. В следующих помещениях мы увидим другие работы. Не предполагал, что Лермонтов был живописцем и графиком такого масштаба. Одно дело - рисовать женские головки на полях черновиков. Совсем другое - писать маслом большие полотна или работать в технике акварели.


В двух простенках между окнами расположены парные трюмо.


В углу - стул со знакомыми нам ножками и еще не виданными нами локотниками с мордами то ли драконов, то ли дельфинов.


Люстра для моей коллекции. Особенно ценна несовершенством симметрии.




Столовая
Кроме стоящего справа буфета с глухими дверками, вся остальная мебель в столовой выполнена в «стиле жакоб». В этом же стиле сделаны цилиндрические, с вертикальными выемками подставки под канделябры (слева) и даже часы.
За столом прячется невысокий шкафчик для посуды.


[Нажмите, чтобы прочитать о СТОЛОВОЙ]
Вокруг стола расставлены 6 стульев. Усомнюсь, что шесть человек усаживались за такой стол: тесно.


Спинки стульев украшены по центру традиционным развернутым на 45 градусов квадратом и - по углам - круглыми плашками.


Такие же круглые плашки, но размером побольше мы видим в углах рамы настенного зеркала.


Время не пощадило вздыбившуюся столешницу консоли: уж очень она тонка и очень уязвима от влаги, которая могла на нее попадать.


Люстра.




Образная
Столовой заканчивается парадная часть дома. Далее следуют помещения, ранее скрываемые от глаз посетителей, но мы пройдем и по ним. Первое из таких помещений - образная комната.


[Нажмите, чтобы прочитать об ОБРАЗНОЙ]
Вертикальный киот. Похожий киот на три иконы, но, несомненно, более простой мы видели в доме священника Иоанна Смирнова в музее Есенина в селе Константиново.


Дорожный складень.


Продолжаю восхищаться талантом Лермонтова-живописца, который в возрасте 14 (!) лет выполнил копию с картины Лосенко «Апостол Андрей Первозванный». Искусствоведы чувствуют в лермонтовской работе «еще слабое владение кистью», видят допущенные «явные погрешности в изображении рук, плеч, шеи и живота». Я сознательно ничего подобного не чувствую и не вижу, только восхищаюсь.




Девичья
Здесь работали дворовые девушки. Работали за столом, внешний вид и конструкция которого повторяют образцы, типичные для столов эпохи петровского барокко: невысокие точеные ножки, рама-проножка, высокое подстолье, вмещающее выдвижные ящики.


[Нажмите, чтобы прочитать о ДЕВИЧЬЕЙ]
Столы подобной конструкции мы видели в Ферапонтовом монастыре и в Сыктывкаре, а также в других местах. Но ни один из них не сравнится по своему богатству со столом из дома Елизаветы Алексеевны.


Нечасто удается заглянуть за обратную сторону стола, где прячутся выдвижные ящики.


Богато отделанный сундук.


Уж не «мороз» ли «по жести», какой мы видели у Салтыкова-Щедрина?


А какие оригинальные проушины!
Здесь в кадр попадает зипун, замечательно присборенный на талии.


Так как мимо стильной и оригинально скроенной одежды я пройти не могу, то фотографирую и зипун.




Чайная
Любопытно, что функциональным центром просторной комнаты является маленький круглый стол, на котором едва помещается поднос с самоваром.


[Нажмите, чтобы прочитать о ЧАЙНОЙ]
Медный самовар выглядит черным из-за потемневшего на воздухе серебра, тонким слоем которого он покрыт.
Особый интерес в комнате представляет мебель для сидения, выполненная из нетонированного дерева.


Декор на спинке дивана симметричен в двух плоскостях.


Простую форму локотников дивана и кресел «усложняет» закрученный на несколько оборотов завиток.


Завиток опирается на стойку, по форме напоминающую кость.


В центре противоположной стены висит плоская витрина для хрусталя и стекла.


Ее особенностью является не только большая застекленная дверка с тонкой рамкой и такими же тонкими рейками-перекрестиями, но и карниз хитрой формы с углами, бо́льшими 90 градусов.
На следующей фотографии вы увидите стол-боб целиком, а сейчас прошу обратить внимание на форму его выдвижного ящика.


Стол-боб.


Каждый раз, когда встречаю стол-боб, изучаю, как мастер оформил примыкание завитков к плоской фронтальной части.
У стола из дома Ивана Кускова в Тотьме, например, были спиралевидные завитки-улитки. У Елизаветы Алексеевны - волна: латунная окантовка как будто врезается в массив столешницы, создавая волну, которая, отражаясь, переходит в противоволну по краям выдвижного ящичка.


Латунная окантовка.


В углу стоит оригинальная стеклянная горка-пирамида. Думаю, как у нее открывается дверка? Должно быть, несколько поднимается наверх за счет того, что ось ее вращения наклонена.




Классная
Здесь проходило домашнее обучение юного Мишеньки.
Слева от входа расположен простой книжный шкаф.


[Нажмите, чтобы прочитать о КЛАССНОЙ]
В шкафу хранится мемория - принадлежавшее Лермонтову прижизненное (и для Лермонтова, и для Пушкина) издание третьей главы «Евгения Онегина».


В глубине комнаты, у окна, стол для занятий. Со столами петровского фасона мы уже знакомы по девичьей комнате. Перед нами второй экземпляр.


Столешница инкрустирована, работа тонкая, выполнена тщательно, однако лаком не защищена.


У противоположной стены стоит бюро, в нижней части совмещенное с комодом.
В стульях узнаются черты английского стиля: задние ножки прямые, передние - выпуклой формы; спинка - с округлыми очертаниями углов и ажурной средней частью.
На мольберте в углу - копия акварели Лермонтова «Отряд древних воинов» (автору 14 лет).


Рядом - набор для миниатюрной живописи.


На суконной столешнице бюро лежит мемориальный альбом Нарышкиных с рисунками Лермонтова. В очередной раз восхищаюсь художественными способностями поэта.
Что касается столешницы, предполагаю, что она выдвигается вперед, иначе бюро было бы плохо приспособлено для работы за ним. В выдвинутом ящичке справа мы видим цветной воск для лепки.


Нижние, бельевые ящики украшены симпатичными ручками с эмалевыми вставками, на которых изображены вазы, возвращающие нас к гобеленовой обивке мягкой мебели из залы.


Сам не ожидал, но вазы символически замкнули круг, который мы совершили по первому этажу дома. Пора подниматься в мезонин.


Лестница в мезонин
Внизу под лестницей - огромный, массивный, богато декорированный дорожный сундук.


[Нажмите, чтобы прочитать о ЛЕСТНИЦЕ]
В одной из накладных металлических розеток читается дата «1769» - неужели год изготовления?


Наверху, уже в мезонине, стопка из дорожных сундуков, ящиков и шкатулок.


Все очень прочное, обитое и укрепленное металлом.




Кабинет Е. А. Арсеньевой
Комнаты мезонина отличаются от парадных комнат первого этажа более скромной меблировкой. Тем не менее и здесь, чуть позже, мы встретим интересную мебель.
Кабинет Елизаветы Алексеевны выглядит скорее как комната проходная: через раскрытые двери справа можно войти в ее спальню. Из-за сквозного прохода комната распадается на две части: по левую руку - мебель для отдыха, справа - рабочая зона.


[Нажмите, чтобы прочитать о КАБИНЕТЕ Е. А. АРСЕНЬЕВОЙ]
На стене в рабочей зоне угадывается портрет Екатерины II в Царскосельском парке (репродукция с картины работы Боровиковского?).
Здесь же расположен секретер. На откидной крышке секретера лежат письма Лермонтова к любимой бабушке и прижизненные издания его поэм.


Принадлежность секретера к стилю ампир выдают бронзовые головки, завершающие собой пилоны переменной глубины, прикрепленные к боковым стенкам. На верхнем выдвижном ящике еле читаются следы стертого растительного орнамента, подобного тому, что сохранился на пилонах.


UPD: в 2019 году мне стала известна преинтересная история секретера.

Диван и кресла относятся к стилю классицизм. Их отделка охристо-бронзовой краской лишь отдаленно имитирует позолоту.
Над диваном висит портрет М. Ю. Лермонтова кисти Ф. Будкина, заказанный бабушкой по случаю производства любимого внука в офицеры.


В простенке между окнами - геридон с прямоугольной вставкой, расшитой мельчайшим бисером.




Спальня Е. А. Арсеньевой
По сложившейся музейной традиции помещения спален нечасто открыты для посетителей, а если и открыты, то кровать в них разглядеть бывает чрезвычайно трудно. Относясь к такому подходу с пониманием, все-таки проявлю повышенный интерес к кровати, которая прячется от посторонних взоров за ширмой, прикроватной тумбочкой и креслом.
Итак, перед нами узкая и короткая кровать с изголовьем и изножьем. Изголовье опознаю по тому месту, где стоит тумбочка и где лежат подушки. Логично? Таким образом, изголовье - слева. Следовательно, справа - изножье. Теперь прошу ответить на вопрос: почему изножье выше изголовья?


[Нажмите, чтобы прочитать о СПАЛЬНЕ Е. А. АРСЕНЬЕВОЙ]
В углу находится довольно богатый каминный экран. У стены - буфет (или сервант, или поставец) с посудой.


Наконец, перед нами мемория - туалетный стол-комод, принадлежавший Марии Михайловне Лермонтовой, матери поэта. Расположенное в надстройке зеркало устроено по принципу псише (стало быть, должно вращаться). Ящики комода вогнуты для более удобного расположения ног.


На туалетном столике хранится мемориальный парадный платок Марии Михайловны.




Кабинет М. Ю. Лермонтова
В кабинете главный предмет мебели - письменный стол необычайной красоты. Стол многоярусный: внизу - открытая полка,


[Нажмите, чтобы прочитать о КАБИНЕТЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА]
сверху - П-образная надстройка, украшенная резной балюстрадой.
В правом углу стола, под стеклянным колпаком, стоит принадлежавшая Лермонтову фарфоровая чернильница в виде фигурки совы с мордой львицы. В правом углу надстройки, в тени, прячется принадлежавшая Лермонтову дорожная ореховая шкатулка.


Подстолье с многочисленными выдвижными ящиками украшено тонкой резьбой и интарсией с чрезвычайно мелкими деталями.


Выдвижные ящички расположены и по периметру надстройки.


Кресло с полукруглой спинкой очень красиво: S-образные локотники, декоративные гвоздики,


металлические накладки, точно повторяющие сложные контуры деталей спинки, вставки из темного дерева.
Кресло и письменный стол вызывают мое восхищение.


На противоположной стене висят копии лермонтовских акварелей: слева - портрет отца, Ю. П. Лермонтова; внизу - портрет друга, С. А. Раевского; справа - портрет В. А. Лопухиной.
На столе - альбом Солнцевых с рисунком Лермонтова в нем.
Слева - книжный шкаф с оригинальной расстекловкой. Шкаф интересен, но, к сожалению, нормальной фотографии его у меня нет.




Комната М. Ю. Лермонтова
Путеводители умалчивают действительное название этого помещения, именуя его просто комнатой. Приходится делать научное предположение. Комнат в мезонине четыре: две занимала бабушка поэта, две - он сам. У бабушки были кабинет и спальня. У Лермонтова - кабинет и «обезличенная» в своем названии комната. Так не в спальне ли мы находимся? Должен же был поэт где-то спать?
Сейчас в этой комнате организованы две зоны: зона отдыха с мягкой мебелью, расположенной вокруг столика, и рабочая зона с секретером.


[Нажмите, чтобы прочитать о КОМНАТЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА]
На столике лежат шахматы в корпусе из красного дерева.
Диван разглядеть сложно, да он и мало чем примечателен. А вот мемориальные кресла достойны особого внимания. Они квадратные в плане, с локотниками одной высоты со спинкой.


По верху спинки выполнена очень деликатная инкрустация: обратите внимание на то, насколько тонки листья и стебли.


Ладьевидное основание опирается на утончающиеся к низу ножки фантазийной формы. Передняя поверхность основания также украшена инкрустацией.
Что-то в этих креслах, в их формах, в декоре есть от ныне здравствующей фабрики Карпанелли (мебельщики поймут, о чем я).

Рабочую зону образует секретер. Он полон мемориальных вещей.


В выдвинутом ящике мы видим личные вещи, принадлежавшие Лермонтову. Это портсигар с изображенной на нем охотничьей собакой. За год до кончины Лермонтов подарил портсигар своему приятелю, который после смерти поэта сделал об этом печальную запись на внутренней поверхности крышки. В центре - разборная курительная трубка Лермонтова. Справа - часть рукояти ятагана (кинжала), принадлежавшего поэту.
На столешнице лежит раскрытый альбом Лермонтова с миниатюрным акварельным по кости женским портретом. Говорят, портрет был написан рукой поэта. На миниатюре изображена бабушка Лермонтова - Елизавета Алексеевна Арсеньева, дом которой мы так подробно осмотрели.




На этом проводимая для нас экскурсия заканчивается, и я еще раз обхожу весь дом.
Выходя из дома, закрываю за собой двери и обращаю внимание на дверную ручку - совсем такую же, как в доме Салтыкова-Щедрина (см. фото 1а и 1б).


В Тарханах потихоньку появляются посетители, но их немного.


Настолько немного, что нам пришлось брать индивидуальную экскурсию, потому что утром, когда открылся музей, кроме нас двоих, никого больше не было.


Еще мы посетили людскую избу (на предыдущем фото слева), но встретили нас там неприветливо и в демонстрации положенного нам фильма незаслуженно отказали.

Церковь Михаила Архангела
Дальше мы едем к церкви Михаила Архангела. Лермонтову не суждено было увидеть ее достроенной. Лишь после смерти поэта гроб с его телом, перевезенным из Пятигорска, покоился здесь два дня.


Часовня
Не знаю, по каким причинам я не сфотографировал снаружи фамильную усыпальницу Арсеньевых - Лермонтовых. На память остались только фотографии «неба»


и памятника из черного мрамора над могилой поэта.


Надпись на памятнике: Михайло Юрьевич Лермонтов. 1814-1841

Здесь нельзя не сказать еще раз о владелице усадьбы - Елизавете Алексеевне Арсеньевой, волевой и решительной женщине. По ее желанию над могилами покоящихся рядом дорогих ей людей - супруга, дочери и внука - была возведена эта каменная часовня. В ней была похоронена и сама Елизавета Алексеевна. Символично, что спустя многие годы прах недолюбливаемого ею зятя - отца поэта - был перевезен и захоронен поблизости, но вне стен часовни.

В качестве заключения и оправдания
  • Подводя итоги, хочу повторить, что я впечатлен богатством дома, разнообразием и добротностью мебели, красотой и изяществом хранящихся в нем мемориальных вещей.
  • Возможно, еще больше меня поразил Лермонтов-художник.
  • У лермонтовского музея есть замечательные и очень интересные блоги в блогпосте и в ЖЖ. Я с удовольствием почитал публикуемые там материалы. Некоторые из них виртуозно развенчивают мифы вокруг личности М. Ю. Лермонтова и блестяще дают ответы на всякого рода околонаучные статьи и измышления сторонних авторов. Буду надеяться, что мой мебельный пост не привлечет внимания ни работников музея, ни санитаров. Ведь он написан, чтобы мои личные два с половиной лермонтовские открытия навсегда остались со мной.

ширма, стол, Лермонтов, в Воткинск, сундук, витрина, мебель России, инкрустация, секретер, горка, корытце, трюмо, Тарханы, кресло, мебель в музее, стол-боб, геридон, стол письменный, комод, стиль жакоб, интарсия, бержер, кушетка, мебель мемориальная, столик ломберный, киот, буфет, зеркало, экран каминный, мебель, бюро, мороз по жести, светский визит, консоль, люстра, диван, кровать, стиль петровское барокко, сундук-подголовник, шкаф, псише, рояль, тумба, стул

Previous post Next post
Up