Есенин и мебель - от крестьянской до господской

Jan 14, 2016 20:47

08.11.2015.
По мере приближения к Рязанской области и впрямь стали преобладать березы. И были они покрыты белой изморозью - все в соответствии с классикой Есенина. Но как только в селе Константиново мы вышли из машины, изморозь стала таять и потекла с ветвей нам на головы в виде дождя.

- Сергей Александрович, не прячьтесь, мы вас видим.
Нет ответа.


С молчаливого согласия поэта зайдем в его дом, ознакомимся с мебелью.


Горница. В красном углу иконы матушки поэта, Татьяны Федоровны Есениной.
Из мебели деревенский табурет, стулья Тонета.

Стол-книжка, на минуточку.


В комнате матушки дощатая кровать, на стене над ней - «шушун» (овчинная шуба).


Прихожая. Возвращаясь в родной дом, Есенин спал на дощатой кровати. Рядом в сундучке лежали книги его любимых писателей.


Напротив дома - церковь Казанской иконы Божией Матери, в которой на четвертый день крестили Сережу.

За церковью протекает Ока. Кстати, на ветвях остатки изморози: ледяные иголки длиной сантиметр и более.


Малюсенькая часовенка.


Константиново расположено на высоком берегу.


На противоположном берегу бесконечная равнина.


Вид на Оку вниз по течению. Удивительно, но значительная часть нашего дальнейшего путешествия окажется связанной с Окой. Дальше будут Спасск Рязанский и село Гавриловское, города Рязань, Муром и Нижний Новгород, где Ока наконец впадает в Волгу.


Минутка мимимишности, в том числе на па́ру с Пеппой.


Зайдем в Казанскую церковь.


Хотел запечатлеть паникадило для моей коллекции люстр и паникадил, но объектив запотел.


Снимаю как будто объективом-моноклем.


Благодаря титаническим усилиям фотоаппарат отогрет, чтобы я смог сфотографировать маковки оригинальной формы.


Рядом с церковью дом священника Иоанна Смирнова, венчавшего родителей Есенина, крестившего Сергея и давшего ему имя.
Есенин не раз посещал этот дом. Посмотрим и мы, какая там мебель.
В иконном углу вертикальный киот.


Дверки тумбы-основания несут на себе прямо готические мотивы.


Пространство между окнами занимает фисгармония.


Не мой хлеб, но не могу не отметить, как (фис)гармонично сочетается цветочный рисунок штор с резьбой на карнизе.


Книжный шкаф.


Обратим внимание на проработку углов дверных рамок.


Недешевый должен был быть шкафчик.


Полочка из гнутых стеблей бамбука.


Внимательный читатель помнит, что похожая бамбуковая полочка была в детстве у[кого?]Римского-Корсакова в его тихвинском доме. Подробности здесь.



Зеркало с декоративными квадратами по углам рамы.


[Кстати, аналогичную, пусть и выполненную из более благородного материала, конструкцию с квадратами мы уже встречали, причем там же.]Зеркало из прихожей дома Римского-Корсакова в Тихвине.



Вверху рамы я ожидал увидеть легендарное маленькое зеркальце, но его нет.


Низ рамы простой, без традиционного декора.


Парочка очень симпатичных сундуков.
Ярко раскрашенный вариант с жестяной оплеткой


и накладкой на замочную скважину в виде сердечка.


Вариант поспокойнее,


расписанный с помощью «гребней».


За школьной мебелью зайдем в земскую начальную школу, которую Есенин посещал с девяти лет.


Класс. Школьные парты.


Усадьба последней константиновской помещицы Лидии Ивановны Кашиной, ставшей прототипом главной героини поэмы «Анна Снегина». В усадьбе находится музей, посвященный поэме. А в музее много господской мебели.


Осмотр начнем с цокольного этажа. В современном гардеробе висят два зеркала. Мое внимание зеркала привлекли расширяющимися в стиле русского модерна верхними углами


и плоской, но очень тонко выполненной резьбой.


На кухне видим стулья, у которых и передние, и задние ножки выгнуты вперед, а спинка похожа на собачий хвост, загнутый кольцом. Стулья-собаки.


Буфет.


Металлическая кровать.


В простенке между окнами зеркало, опять же без второго маленького полотна.


Видимо, на рязанской земле в чудеса верят меньше, чем на ярославской.


Поднимемся на первый этаж. В прихожей встречаем зеркало в пол


с массивным карнизом.


Пройдемся по комнатам. Справа виден мемориальный рояль хозяйки.


Кресла несут в себе черты всех известных науке стилей.


Интересно, но столик можно сделать практически из необработанных жердей.


Люстры в этом доме буду фотографировать только те, что в стиле модерн, и только сбоку, так как снизу картинка получается невыразительной. Люстра для одиннадцатой дюжины.


Комната Лидии Ивановны. Обратите внимание, как внешний вид простого комода может измениться,

когда сверху на него помещают туалетное зеркало на подставке с пятью выдвижными ящичками.


Тумбочка в стиле рококо с шестью ящиками.


В каждой розетке своя миниатюра.


Но больше всего в этой комнате мне нравится диван в стиле модерн.


В локотниках и спинке балясины оригинальной формы.


Спинка украшена интарсией и инкрустацией. Шпаргалка для тех, кто знает, что это такое, но все равно путает.


Столовая.


Кресла и трехместный диван-канапе стиля классицизм.


Ренессансный буфет.


Его стоит рассмотреть поближе.


Тонкая работа.


Люстра в стиле модерн. Очень красивая, на мой взгляд. Отправим ее в одиннадцатую дюжину люстр и паникадил.


Еще одно кресло в стиле отягощенного классицизма с обитыми кожей сиденьем и спинкой.


Спинка оформлена карнизом.


Шкаф неизвестного науке стиля интересен тем, что


несет на себе барочную резьбу


и наборный декор из реечек, который хорошо подошел бы к модерну.


Поднимаясь на второй этаж, взглянем на сад и панораму Оки.


На втором этаже находим кресла и


стулья. Обратите внимание на то, как форма ножек повторяется


очертаниями боковых устоев. По-моему, очень стильно.


Кресла, каких много во всех музеях,


интересны тем, как выбран шпон для фанеровки их спинок.
- Где симметрия рисунка?! - изумленно спросил бы клиент, покупающий современную итальянскую мебель, и начал бы в гневе топать ногами, когда получил бы такое кресло. А в XIX веке господа не заморачивались.


В детской находим этническую этажерку из гнутых бамбуковых стеблей,


очень изящный ренессансный письменный стол


и диванчик в стиле классицизм со вздернутыми вверх углами спинки.


Люстра из коридора попадет в одиннадцатую дюжину люстр и паникадил.


Осмотр мебели - от крестьянской до господской - завершен. Пройдемся немного по саду и


выйдем еще разок к берегу Оки, чтобы попрощаться с этим чудесным местом.


Покидаю Константиново с тихой грустью и надеждой. С грустью потому, что времени не хватило. С надеждой потому, что отправляемся в Спасск-Рязанский и село Гавриловское - вдруг мне все-таки удастся найти церковь, в которой меня крестили в пятилетнем возрасте.

Пока писал пост, перечитал «Анну Снегину».

стол, парта школьная, текстиль, Пеппа, сундук, Есенин, полка, витрина, мебель России, инкрустация, свет, кресло, мебель в музее, стол письменный, комод, стол-книжка, интарсия, этажерка, канапе, в Казань, мебель мемориальная, паникадило, Константиново, киот, несовершенство, буфет, зеркало, мебель, табурет, мебель церковная, мебель Тонета, фисгармония, люстра, декор, диван, кровать, шкаф, мебель бамбуковая, рояль, тумба, стул

Previous post Next post
Up