Сенсационная мебельно-музыкальная теория

Oct 18, 2015 20:32


Константину Сергеевичу Афонину,
ныне заслуженному работнику культуры РФ,
30 лет назад прочитавшему в ДМШ № 12 г. Ленинграда («Кикины палаты») курс музыкальной литературы, который до сих пор меня вдохновляет,
посвящается этот пост.
11.10.2015
Друзья, близок к разгадке секрет особой красоты музыки Николая Андреевича Римского-Корсакова!

В результате посещения третьего из четырех его музеев - мемориального дома-музея в Тихвине - удалось выявить два ключевых фактора, которые способствовали формированию таланта композитора.
  • Первый фактор - расположение тихвинского дома, в котором юный Ника провел первые 18 лет своей жизни.
  • Второй фактор - красивая добротная мебель и оригинальные предметы интерьера, которыми наполнен этот дом.
- Постойте, - скажут работники музея, - что вы несете?! При чем здесь мебель? Да и не вся она мемориальная.
- В мебельном деле, как и в музыке, есть свои средства выразительности, - скромно ответит мебельщик. - Немемориальность мебели не помешает сформулировать стройную мебельно-музыкальную теорию, а подлинные предметы лишь более наглядно ее подтвердят.

Но не будем терять времени - сразу проходим в дом. По пути вспоминаем школьный курс музыкальной литературы, а из него - мелодию, первое средство музыкальной выразительности.
В прихожей нас встречает симпатичный керосиновый светильник, стилизованный под факел. Похоже, светильник выполнен из латуни. Посмотрите, какой он игрушечно-изящный. Это ли не трепетная мелодия, застывшая в стекле и металле?



Здесь же расположено высокое трюмо красного дерева с консолью. Фактура - второе средство музыкальной выразительности - у трюмо налицо: рама имеет глубокий фигурный профиль, прерываемый квадратами в углах, а зеркало состоит из двух полотнищ с фацетом по периметру каждого из них.


В узком коридоре справа от трюмо стоит представительный буфет. Интересно, что все его секции глухие, без стекол, поэтому красоту хранящейся в нем посуды можно продемонстрировать, только распахнув дверцы. Тембр - третье средство музыкальной выразительности - у этого буфета явно будет приглушенным.


Здесь уместно сделать небольшое немузыкальное отступление, особенно актуальное для практикующих продавцов современной мебели.

Рассмотрим-ка получше шпон. При этом обратим внимание на четыре момента.
  1. Рисунок шпона, не прерываясь, красиво перетекает с одного элемента буфета на другой, как мы это уже видели в мебельной столице России - Рыбинске.
  2. Перетекание рисунка происходит не только по филенкам дверец, но и по рамкам, фасадам выдвижных ящиков и по каркасу буфета.
  3. К разочарованию взыскательных клиентов, покупающих современную итальянскую мебель, рисунок шпона верхних парных центральных дверок не симметричен.
  4. Более того, на правой центральной дверке мы видим темное округлое пятно-несовершенство площадью около 1/8 части дверки. В центре пятна - сучок.

Как с этим жить? Перезаказывать на фабрике дверку или весь буфет целиком, как того требуют взыскательные клиенты, несогласные с тем, что дерево - материал натуральный, а потому несовершенный?
Возвратимся к нашей теории. В комнатке напротив буфета - жардиньерка в стиле рококо. Выполнена в виде столика-консоли с углублением для горшков.


На потолке - люстра советского периода, которая пополняет вторую дюжину люстр и паникадил. Обратим внимание на рисунок рожков: 2, 1, 2, 1, 2, 1, 2, 1. Как хотелось бы верить, что именно во время разглядывания аналогичной по рисунку люстры у композитора возникла идея создания симметричного лада 2+1 | 2+1 | 2+1 | 2+1, получившего название «гаммы Римского-Корсакова». Такую гамму автор применял в своих произведениях для характеристики фантастического мира. Отдаю догадку теоретикам музыки для дальнейшей проработки.


В кабинете - симпатичный книжный шкаф-тумба времен Павла I, выполненный из тополя.


Круглый столик с проножкой-кольцом и вольтеровское кресло сделаны из карельской березы. Кресло мемориальное. Оно было изготовлено для отца композитора, Андрея Петровича Римского-Корсакова, тихвинскими крепостными. Подлинный зеленый сафьян заменили на черный дерматин еще в советские годы.


В центре столовой расположен круглый стол на массивном крестообразном основании. Часть гарнитура из стульев размещена вокруг стола,


часть - вдоль стен. Спинки стульев увенчаны небольшими резными пальметтами.
Необычно смотрится витрина с волнообразной стеклянной дверкой и выпуклыми стеклянными боковинами. Маркетри (инкрустация деревом по дереву) в нижней части, на мой взгляд, не сочетается с резным декором верхней части ни по стилистике, ни по цвету.


Редкий экспонат. Низкое и чрезвычайно глубокое кресло-жаба с сиденьем огромного размера, на котором можно расположиться поджав под себя ноги или даже лежа. В таком кресле жизнь течет в ином, более размеренном темпе. Темп - четвертое средство музыкальной выразительности.


Переходим в гостиную. Попугаи в клетках здесь заливаются так, что порой заглушают экскурсовода. Несомненно, на музыкальное развитие мальчика повлияло пение птиц, но не только оно одно. Юный композитор мог изучать гармонию на примере того, как в гостиной расставлена мебель и как обстановка дополнена светильниками и другими предметами интерьера. Впоследствии, наверняка вспоминая именно эту гостиную, Римский-Корсаков написал свой до сих пор актуальный «Практический курс гармонии».


С одной стороны от входа в гостиную стоит банкетка с широко разведенными в стороны изогнутыми локотниками. Перед ней - маленькая подножная скамеечка.


С другой стороны - кресло-корытце со сплошной шпонированной спинкой. Завиток на передней части локотника оригинально уравновешивается закрученным в противоположную сторону завитком на спинке.
По всей видимости, разглядывая именно это кресло-корытце, юный композитор пожелал изучить инструментоведение симфонического оркестра: завитки кресла напоминают эфы на деках струнных смычковых. Детальное знание инструментов впоследствии позволило Римскому-Корсакову написать книгу «Основы оркестровки».


В центре завитков расположены резные накладные розетки.


Круглый стол на четырех сдвоенных ножках имеет «многослойное» круглое основание.
Изогнутые наружу ножки кресла отчасти позаимствовали форму у древнегреческого клисмоса.


Спинка у дивана изогнутая, сложной формы, с тщательно проработанным мелким резным декором.


Взглянем наверх, чтобы пополнить коллекцию люстр и восхититься ритмом расположения рожков. Ритм - пятое средство музыкальной выразительности. Кстати, Римский-Корсаков считал его самым главным: ритм может существовать без мелодии, а мелодия без ритма - нет.


Прямоугольное фортепиано, по документам не мемориальное, было подарено музею двумя сестрами - жительницами соседнего дома. Вполне возможно, что их отцу - местному священнику отцу Николаю (Васильевскому) - музыкальный инструмент в свое время достался от Римских-Корсаковых, которые перед переездом в Петербург распродавали свою мебель. Так что фортепиано фирмы «Лихтенталь» первой половины XIX века вполне можно называть предположительно мемориальным.


В следующей гостиной видим рояль палисандрового дерева, изготовленный в 1872 году фирмой «Л. Д. Беккер». Этот инструмент точно подлинный и привезен из Петербурга. Он служил композитору 30 лет. Помимо Римского-Корсакова, на рояле игрывали Мусоргский, Чайковский, Бородин, Лядов, Глазунов, Танеев, Стравинский, Скрябин, у рояля певал Шаляпин.


За роялем прячется маленькая изящная банкетка на изогнутых ножках.


Еще один мощный диван с фанерованной спинкой, которую венчает резьба в виде двух распластанных крыльев.


Локотники дивана украшены рогом изобилия, вершина которого заканчивается рыбьим хвостом.


Третий взгляд на потолок вновь пополняет нашу коллекцию люстр.


Весь угол следующей комнаты занимает огромное зеркало-псише. В нем фундаментально всё - от массивного основания со звериными лапами до мощной поворотной рамы. Псише явно выступает в тяжелой весовой категории - в басовом регистре. Регистр - шестое средство музыкальной выразительности.
Вновь рисунок шпона перетекает с одной детали на другую. Несмотря на монументальность конструкции, основание и углы поворотной и неповоротной рам украшены изящной резьбой.


Угол следующей комнаты отведен под рабочее место юного Ники. Пока на бюро лежат только предметы морской тематики, но мы-то знаем, что красивая мебель уже начала оказывать влияние на Нику и формирует из него будущего композитора.


Лад - седьмое средство музыкальной выразительности. Все помнят основные лады - мажорный и минорный, но речь сейчас пойдет об особом восточном ладе - пентатонике. Восточное звучание в эту комнату привносит мемориальная полочка из гнутых бамбуковых стеблей. Полочку привез в Тихвин и подарил Нике его старший брат Воин Андреевич.


В другом конце комнаты стул с динамично закрученными локотниками,


спинка которого снизу и сверху украшена параллельно идущими волнами резьбы.


Преимущество индивидуального (а не в составе групп) посещения музеев заключается в том, что есть возможность присоединиться к экскурсии, а после ее окончания пройти в те залы (или даже на те этажи), куда группы не водят.
Для всех экскурсия закончилась на первом этаже, а мы проследовали в мезонин. С балкона мезонина открывается удивительной красоты вид на Богородичный Успенский монастырь, что на противоположном берегу речки Тихвинки.

Пришло время напомнить о первом факторе, столь благоприятно повлиявшем на формирование таланта Ники, - о расположении дома. Мальчик, живший в окружении красивой мебели и ежедневно видевший такую картинку, не мог не стать композитором.

Если в доме говорили вполголоса, то здесь, на балконе, можно и во весь голос крикнуть. Вот вам и динамика - восьмое средство музыкальной выразительности.


Но вернемся к мебели. Комнаты мезонина обставлены очень симпатично. Мы видим двухдверный книжный шкаф в стиле жакоб с оригинальной расстекловкой и позолоченными каннелюрами. Мне кажется или у шкафа недостает правого карниза?
Рейчатая спинка стульев украшена ромбом.


Секретер наверняка полон секретов.


Единственный из всех диванов с мягкими подлокотниками и спинкой.


Спинка украшена пышной резной пальметтой, боковины - резьбой.


Справа от дивана стоит витрина с оригинальной расстекловкой в виде аркады эпохи возрождения. На стене - великолепная кенкетная двухрожковая лампа.


Это комнатка нянюшки будущего композитора. Удивительно, но даже у нянюшки мебель изысканна.


Кровать красного дерева. Посмотрите, как проработаны форма и объем изголовья и изножья.


На этом мы закончим осмотр музея и немного прогуляемся по набережной.


Самое время сделать выводы и подвести итоги исследований.

Выводов два.
  1. Мебель и музыка живут по одним и тем же законам и используют одни и те же средства мебельно-музыкальной выразительности.
  2. Расположенный поблизости от сказочно-пряничного монастыря дом с красивой мебелью не мог не дать миру прекрасного композитора, будущего автора опер «Садко», «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» и многих других.
Музееведческих итогов три.
  1. В усадьбах Римского-Корсакова в Вечаше и Любенске мы побывали прошлой осенью. К сожалению, при мне не оказалось фотоаппарата, но великолепные яблоневые сады я не забуду никогда. Сотрудники музея просто умоляли нас собрать в саду и взять с собой столько яблок, сколько мы сможем унести. Так что в Вечашу и Любенск необходимо вернуться - теперь уже с мебельными целями.
  2. Осмотр мемориального дома-музея в Тихвине помог сформулировать стройную научную мебельно-музыкальную теорию.
  3. Из четырех существующих музеев Римского-Корсакова непосещенным остался мемориальный музей-квартира в Санкт-Петербурге. Интересно будет перепроверить теорию там.
Следите за научными публикациями.
Автор выражает искреннюю признательность директору тихвинского дома-музея Элен Викторовне Бордовской, обратившей в ноябре 2021 года внимание на этот наивный пост и сделавшей ряд весьма ценных уточнений.

стол, Тихвин, кресло вольтеровское, Римский-Корсаков, полка, витрина, мебель России, секретер, кресло-жаба, корытце, свет, трюмо, скамеечка подножная, кресло, мебель в музее, стиль жакоб, мебель мемориальная, теория, несовершенство, буфет, зеркало, сенсация, мебель, пианино, бюро, жардиньерка, люстра, банкетка, диван, лампа кенкетная, кровать, шкаф, мебель бамбуковая, псише, рояль, стул

Previous post Next post
Up