Если оказаться во Пскове в дождливый, туманный или просто влажный день, то окно в XII век будет закрыто. Только в сухую погоду, когда разрешено посещение Спасо-Преображенского собора, можно увидеть уникальные, чудом сохранившиеся фрески домонгольского периода.
Вдвойне повезет, если день будет солнечным.
Тогда собор наполнится ярким светом, а древние краски начнут светиться, особенно ярко-голубой цвет на стенах и парусах.
И станет отчетливо заметно, как при поновлении барабана и купола этого синего свечения достичь не удалось.
Фресковые росписи собора прекрасны не только своей композиционной завершенностью, уникальной степенью сохранности, яркими, светящимися красками, монументальностью и масштабами. В затемненных уголках нам открываются миниатюрные сценки, выполненные так, как их себе представляли жившие в XII веке, и с теми предметами, которые существовали в те далекие времена. Взгляните, например, на сцену путешествия Тимофея и Силуана (?) в замечательной полукруглой лодочке.
Перед выходом из собора и возвращением в век XXI сфотографировал на паперти современную люстру. Помещу ее
в восемнадцатую дюжину. Спасо-Преображенский собор расположен на территории действующего Мирожского монастыря, которая разделена между государственным музеем и монахами.
Когда в кассе музея спрашиваешь, есть ли путеводитель по собору и его фрескам, то получаешь ответ:
- У нас нет. А вы сходите к монахам, у них есть отличный путеводитель.
Выпущенный самим же музеем, путеводитель у монахов действительно хороший: на мелованной бумаге, с многочисленными иллюстрациями и со схемами росписи собора, по которым можно идентифицировать каждый сюжет. Понятное дело, что в отсутствие конкуренции цены на него задраны безбожно.