05.01.2017 Мы в Ясной Поляне, и этим постом я продолжаю серию публикаций о музеях, внутри которых нельзя фотографировать. Нельзя потому, что так решили музейщики. Не нарушая запретов, предупреждаю: сегодня все фотографии заимствованные, даже эта.
Приглашаю пройти в дом на мебельную экскурсию. Передняя Обстановку передней создают несколько книжных шкафов. В одном из источников они названы березовыми «желтыми» шкафами. Находящийся здесь же шкаф для оружия ни на одну из фотографий не попал.
Мы на площадке второго этажа. Отсюда можно попасть в зал, гостиную и библиотечную. Подходящих по формату фотографий библиотечной и следующей за ней комнаты, которую в доме называли «ремингтонной», или секретарской, я не нашел. Поэтому остаемся на площадке и смотрим вдаль.
Библиотечная - первая комната, которая видна через дверной проем. Библиотечная обставлена девятью книжными шкафами. Так как мы не можем увидеть большой письменный стол, рассказываю. На столе помещен подарок яснополянского крестьянина Никиты Деева - деревянный чернильный прибор с прорезной надписью «Что написано пером, не рубить топором».
«Ремингтонная», или секретарская - вторая, дальняя комната, следующая за библиотечной. Своим названием комната обязана марке пишущей машинки «Ремингтон». Сквозь два дверных проема мы видим диван с фигурной спинкой. Перед ним простой «желтый» письменный стол с четырьмя ящиками. В секретарской также имеются небольшой старинный полукруглый комод, венские стулья, два кресла. Обратите внимание на готический арочный рисунок спинок этих кресел. Он еще не раз встретится нам в доме Толстого.
Площадка второго этажа Мы все еще стоим на площадке второго этажа. Здесь в кадр попадают английские напольные часы с секундной стрелкой и календарем, который показывает число и месяц. По преданию, часы были приобретены дедом писателя князем Н. С. Волконским. Справа в кадр попадает предмет непонятных очертаний.
Это больничное кресло-каталка. Сиденье, спинка, подставка для ног - все обтянуто кожей. Спинка выполнена в технике каретной стяжки, или капитоне. В жизни писателя было два периода, в течение которых он пользовался креслом: на лечении в Крыму в 1901-1902 гг., куда оно было выписано из Москвы, и в Ясной Поляне в 1908 г., когда Толстой растянул ногу.
Фото: открытка 2016 г. (фрагмент)
Зал Центральную зону образует большой раздвижной стол-сороконожка работы домашних столяров (другими словами, крепостных}. Во главе стола - венские кресла, по сторонам - венские стулья. Справа - так называемый «уголок молодежи». Это круглый стол с диванчиком и креслами вокруг. Все фабричное, в технике Тонета.
Если бы мы могли заглянуть за обеденный стол, то увидели бы там простую низенькую кушетку, обитую клеенкой, и шахматный столик. За ним Толстой не раз играл в шахматы с Тургеневым.
Фото из книги Н. П. «Дом-музей Л. Н. Толстого в Ясной Поляне» (ИД «Ясная Поляна», 2008)
Зону слева образует мебель, именуемая в доме «стильной»: круглый стол, кресла, диван красного дерева. Это остатки обстановки более не существующего дома, в котором Толстой родился.
Фото: открытка 1988 г.
Из того же дома происходят и старинные трюмо: зеркала в резных рамах первой половины XVIII века с мраморными столешницами. Заметим, что каждое зеркало опирается на центральную (и поэтому одну) ногу.
Вольтеровское кресло. Похоже, что оно оснащено подставкой для ног, которая либо несколько выдвигается вперед, либо вообще представляет собой отдельный предмет и только для удобства хранится под креслом. Гипотеза основана на количестве ножек, видимых спереди.
Фото из книги И. В. Толстого «Свет Ясной Поляны» (Тула, 2014)
Хозяин вольтеровского кресла был запечатлен сидящим в нем. О функционировании подставки художник умолчал.
И. Е. Репин. Портрет Л. Н. Толстого в розовом кресле. 1909 г.
Гостиная На первом плане довольно редко встречающийся сейчас предмет обстановки - дормез. Вокруг стола расположены диван и два низких кресла из персидского ореха. Раньше у окна было небольшое бюро красного дерева. За ним Софья Андреевна переписывала рукописи мужа. Сейчас бюро находится в московском музее-усадьбе в Хамовниках.
Фото из книги И. В. Толстого «Свет Ясной Поляны» (Тула, 2014)
Кабинет Начнем с фрагментов картины Рафаэля «Сикстинская мадонна». Это старинные литографии. Их пять штук. Обратим внимание на центральный фрагмент и вспомним эпизод, о котором я уже писал в связи с посещением музея Достоевского в Санкт-Петербурге.
Пришло время «закольцевать» историю. Вновь процитирую ее по книге И. В. Толстого «Свет Ясной Поляны» (Тула, 2014).
Когда в 1947 году Сергей Львович [Толстой]... прощался с домом, он сказал тогда об удивительном... совпадении: и здесь, в Ясной Поляне, и в Петербурге, в доме Достоевского, висят старинные литографии «Сикстинской Мадонны» Рафаэля. Они были подарены обоим писателям одним и тем же лицом - Александрой Андреевной Толстой, теткой Льва Николаевича. Толстому - в молодости, а Достоевскому, кажется, за год до его смерти. А они так и не познакомились друг с другом» (с. 59). Побывав и в том, и в другом музее, могу представить фотодоказательства. [Здесь фотография кабинета Ф. М. Достоевского.]
Логическим центром кабинета является письменный стол - старинный, из персидского ореха, обитый зеленым сукном, с тремя выдвижными ящиками. Им владел еще отец Толстого. Пишут, что при эвакуации музея в 1941 году стол никак не влезал в вагон, поэтому ножки пришлось отпилить. Стоящее перед столом низкое детское креслице принадлежало дочери Толстого Татьяне Львовне. Писатель пользовался им, так как был близорук и небольшая высота креслица позволяла ниже склониться над текстом. Кресла со стрельчатыми арками на спинках мы уже видели в «ремингтонной» и увидим еще. Все они принадлежали отцу писателя.
За спиной Толстого располагался диван. Раньше он был обит кожей, сейчас - клеенкой. Науке известен огромный перечень членов семьи, включая самого Льва Николаевича, которые родились на историческом диване. Но так как данная тема уже околомебельная, я не буду здесь этот перечень приводить, хотя все пишущие обязательно приводят.
Предположу лишь, что диван был действительно дорог Толстому. Так, он либо просто упомянул, либо даже описал свой кожаный диван в восьми произведениях, а в выдвижных ящиках хранил рукописи, к которым запрещал прикасаться.
Любимое кресло Льва Николаевича, так называемое «рогатое». Над ним, на небольшой дубовой полочке, стоит скульптурное погрудное изображение рано умершего, но горячо любимого старшего брата писателя, Николая Ивановича. Сравните: на первой из приведенных фотографий кабинета эта полочка пуста.
Спальня Одна из самых аскетично меблированных комнат. Мебель здесь от отца Толстого (знакомое нам по другим помещениям кресло со стрельчатой спинкой, так называемое бюро-шифоньерка и не попавший в кадр умывальник красного дерева), а также от «тетеньки», Татьяны Александровны Ёргольской, которой принадлежала прикроватная тумбочка. Окрашенная коричневой краской металлическая кровать застелена одеялом. Вязаное одеяло с орнаментом в виде двойного меандра - дело рук Софьи Андреевны. А вот лежащая в ногах маленькая подушечка - дело рук сестры Толстого Марии Николаевны. Она была одной из 700 монахинь Шамординского женского монастыря. Отсюда и надпись на подушечке, вышитая черной шерстью: «Одна из 700 Ш-х [Шамординских] дур». А мы-то только что в Шамордино заезжали! Жаль, не знали о такой детали, а то я бы порасспросил насельниц поподробнее про «700 Ш-х дур».
Два задания для внимательного читателя, чтобы он не уснул. 1. Найти маленькую подножную скамеечку. 2. Объяснить, что за предмет, напоминающий мухобойку, висит за входной дверью.
Ответы сразу. 1. Маленькую подножную скамеечку можно разглядеть сквозь полупрозрачное сиденье венского стула. 2. Предмет, напоминающий мухобойку, - это палка-стул. С этой палкой в руках Толстой был запечатлен на многочисленных фотографиях, сделанных во время его прогулок. Чтобы причислить палку к предметам мебели, переименую ее в стул-палку.
Комната С. А. Толстой Интерьер комнаты выглядит очень декоративно, но в мебели скромность не меньшая, чем у Толстого. Туалетный столик с зеркалом в раме и двумя подсвечниками был куплен деверем Толстой Сергеем Николаевичем ко дню приезда Софьи Андреевны в Ясную Поляну после свадьбы. Это было в 1862 году. Металлическую кровать купили для Софьи Андреевны ее сыновья в 1906 году, когда она болела.
Фото: открытка 1988 г.
Стоящее под образом Спаса Вседержителя старинное бюро-шифоньерка красного дерева принадлежало Т. А. Ёргольской. Шифоньер красного дерева остался Софье Андреевне от матери.
Между окнами должен стоять небольшой письменный стол работы местного столяра, а перед письменным столом - рабочее кресло Толстого. Сидящим в этом кресле Толстой был запечатлен Репиным в 1887 году. Судя по очертаниям рамы, кресло стилизовано под курульное.
И. Е. Репин. Портрет Льва Николаевича Толстого. 1887 г.
«Комната под сводами» Внимательный читатель вспомнит, что где-то уже видел интерьер этой комнаты. Все верно: в гостиной на стене, над диваном, висело полотно И. Е. Репина «Лев Николаевич Толстой в кабинете под сводами» (1861 г.). Можете пролистать вверх и проверить. В 1910 году в комнате под сводами жила младшая дочь Толстого Александра Львовна. К ней Толстой постучался в ночь на 28 октября, непосредственно перед уходом из Ясной Поляны.
«Комната для приезжающих», или «комната с бюстом» И спустя совсем непродолжительное время Толстой вернулся, но уже в эту комнату, и уже бездыханным. 9 ноября 1910 года гроб с телом писателя привезли сюда со станции Астапово. Как сказано в одном из путеводителей, «тысячи людей, желавших отдать последний долг великому Толстому и проститься с ним, прошли через эту комнату, входя из передней и выходя через открытую настежь стеклянную дверь на каменную террасу».
А в счастливые годы в комнате для приезжающих ночевали многие из гостей яснополянского дома. Среди них были Тургенев, Фет, Чехов, Репин, Стасов, Ге, Танеев, Мережковский, Гиппиус, Мечников и многие, многие другие.
Ну что ж, цель экспедиции в Ясную Поляну достигнута. Мемориальная мебель, среди которой обнаружено много уникальных предметов, изучена. Можно потихонечку возвращаться домой. По пути только надо заехать к Поленову.