Музей-усадьба Л. Н. Толстого в Хамовниках

Dec 09, 2019 15:20

05.11.2017
Усадьбу в Хамовниках Толстой купил в июле 1882 года. В течение августа-сентября дом был отремонтирован и расширен.


Закупкой и перевозкой мебели занимался сам Лев Николаевич, что мне, мебельщику, особенно интересно.

Семья въехала в дом 8 октября 1882 года и провела в нем 19 зим, каждое лето возвращаясь в Ясную Поляну.


Перед началом нашей мебельной экскурсии скажу, что обстановка дома воссоздана на середину 1890-х годов и насчитывает около 6000 мемориальных предметов.


Передняя
В передней первой из мемориальных вещей нас встречает дорожная шуба Льва Николаевича.


Длинная, в пол, с большим шалевидным енотовым воротником, шуба висит на настенной вешалке с металлическими крючками и полочкой для головных уборов.


По парадной лестнице поднимемся на второй этаж.


Рядом с двумя плетеными жардиньерками стоит подаренное Софье Андреевне чучело медвежонка, убитого в 1900 году в Ясной Поляне. В передних лапах медвежонок держит деревянную тарелку. Многочисленные посетители дома оставляли в ней свои визитные карточки.


Парадную лестницу освещала керосиновая лампа. Электрическое освещение в доме появилось только в 2001 году. При Толстом не было ни электричества, ни водопровода, ни канализации.
Этой лампой завершаю сорок первую дюжину люстр и паникадил.


Верхняя площадка лестницы была излюбленным местом Татьяны Львовны, старшей дочери Толстых. Здесь она занималась живописью, и бюст Антиноя служил ей моделью.


Зал
Самое просторное помещение в доме - 57 квадратных метров. Столовую зону образует стол-сороконожка. Говорят, при необходимости его можно разложить почти до противоположной стены. И стульев будет достаточно.


На столе чайный сервиз французской фирмы «Лимож». Место у самовара обычно занимала Софья Андреевна. Разливать чай ей помогали дочери.


Зону гостиной образует овальный стол, вокруг которого расположены диван и кресла. В углу помещен первый скульптурный портрет Толстого работы Н. Н. Ге (1891 г.).


Толстой был заядлым, азартным шахматистом.


Рояль фирмы «Becker». На нем играли Римский-Корсаков, Танеев, Рахманинов. Лежащая на полу шкура медведицы - память о медвежьей охоте, в ходе которой 22 декабря 1858 года Толстой чуть не погиб.


Интересно заметить, что зонирование и меблировка зала в хамовническом доме (большой обеденный стол, шахматный уголок, рояль) напоминает обстановку зала в Ясной Поляне.
[Взглянуть...]

Фото: www.culture.ru


Зеркало в стиле жакоб в окружении прекрасных керосиновых ламп.


Большая гостиная
Яркая, если не сказать пестрая, комната в восточном стиле - любимое место Софьи Андреевны. Она часто работала за столом у окна.


Вероятно, из-за наличия текстиля в красных тонах (шторы, обивка стульев и кресел) гостиную называли красной. Проповедовавший опрощение, Толстой называл ее скучной комнатой.


Весна 1901 года была для Толстых последней из проведенных в этом доме. Однако в сентябре 1909 года Лев Николаевич приезжал в Хамовники и ночевал в «скучной гостиной» на турецкой тахте. Ковер на стене вышит Софьей Андреевной.


Малая гостиная
До рождения в 1888 году Ванечки, младшего сына Толстых, малая гостиная служила Толстым спальней. Позже комната использовалась как гостевая. Бюст Лаокоона подсказывает, что здесь ночевала и занималась живописью Татьяна Львовна.
Удалось узнать, что высокое трюмо в черной раме было изготовлено в 1881 году на машинно-столярной фабрике Ф. Фламанского (без «д») на Тверской улице.


Так трюмо выглядит из большой гостиной. Можем оценить высоту трюмо и красоту венчающего его венка.


Комната Марии Львовны
Комнатой Марии Львовны начинается антресольная, неперестроенная часть дома с низкими, в 2 метра потолками.


На овальном барочном столике, под стеклом, лежит белая суконная салфетка. На ней вышиты 16 автографов, оставленных членами семьи Толстых и близкими знакомыми.


Ширмой отделена зона спальни с металлической кроватью. Шерстяное одеяло связано руками Софьи Андреевны.


Мария Львовна разделяла взгляды Толстого и духовно была ему наиболее близка. Она ушла из жизни в возрасте 35 лет. Современники запомнили ее хорошим, но не увидевшим счастья человеком.


Комната экономки
Экономку, прослужившую семье Толстых более 30 лет, звали Авдотьей Поповой, или попросту Дуняшей, Дунечкой. Когда в дом приглашали портниху М. Кузнецову, ее подселяли к Дунечке. Тогда в комнате появлялись вторая металлическая кровать, швейная машинка и манекен.


Комната камердинера Сидоркова
Если Софья Андреевна особенно доверяла экономке Дуняше, то симпатии у Льва Николаевича вызывал его камердинер Иван Сидорков. Камердинер ухаживал за Толстым, когда тот болел.


Кабинет
Младшая дочь Александра Львовна вспоминала:

Кабинет Толстого в Москве был совсем особенный: в самом дальнем углу дома, потолки низкие, можно достать рукой. Мягкая, обитая черной клеенкой мебель - диван, широкие кресла, у окна большой письменный стол с резной решеткой с трех сторон. Здесь, в кабинете, тихо и не доходят крики детей и домашняя суета.
О Саше, как ее называли в семье, речь впереди. А сейчас мысль первая. Толстой работал за письменным столом с балюстрадой. Однако, как мы видим, балюстрада выполнена не только по трем - дальней и боковым - сторонам стола, но и частично по четвертой, ближней к сидящему стороне. Думаю, балюстрада с трех сторон - это удобно: стопки бумаг не рассыпаются и листы не падают на пол. Но насколько удобно сидеть в нешироком просвете между балюстрадой с локтями, зажатыми слева и справа?

Мысль вторая. Мягкая мебель обтянута не кожей, а все-таки клеенкой - материалом более тонким. Видимо, поэтому обивка образует мелкие складки-морщины вокруг пуговиц каретной стяжки.

Пол в кабинете покрыт серым солдатским сукном. Под столом видна плетеная корзина для мусора, стилизованная под напольную вазу. Ножки венского стула подпилены, чтобы уменьшить высоту сиденья. Толстой был близорук, но гордился тем, что не пользуется очками. (По той же причине в яснополянском кабинете Толстой сидел в детском креслице, принадлежавшем Татьяне Львовне.) Когда Лев Николаевич уставал работать сидя, он выходил из-за письменного стола и перемещался к находящемуся у окна столу-пюпитру, за которым продолжал работать стоя.


На столе письменные принадлежности: чернильный прибор из малахита, две ручки вишневого дерева, деревянное пресс-папье и четыре пресса для бумаг. Бронзовых подсвечников два, хотя Толстой обычно зажигал только одну свечу.


О работе Толстого нам расскажут три документа. Приведу их в хронологическом порядке.

1) И. Е. Репин. Лев Николаевич Толстой за работой в кабинете хамовнического дома в Москве (1893 г., акварель).


2) Н. Н. Ге. Портрет писателя Льва Николаевича Толстого (1884 г., масло). В год написания портрета Толстой работал над трактатом «Моя вера». По поводу создания портрета Татьяна Львовна вспоминала:

Я помню, как доволен был Ге тем, что во время работы отец иногда совсем забывал о его присутствии и иногда шевелил губами, разговаривая сам с собой.


3) П. В. Преображенский. Л. Н. Толстой за работой в кабинете московского дома (1898 г., фотография).


Два слова о комплекте клеенчатой мягкой мебели - диване и креслах. Ножки на колесиках. Сиденья и спинки выполнены в каретной стяжке. По нижнему краю сидений проложена бахрома, по верхнему - декоративный жгут, который в передних углах сидений завязан морскими узлами (приглядитесь).

В дальнем углу кабинета, на столике, портфель Толстого.


В хамовническом кабинете Толстой вел работу над романом «Воскресение», повестями «Отец Сергий», «Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната», драмами «Плоды просвещения», «Живой труп», «Власть тьмы», трактатами, статьями, обращениями. Последним сочинением, созданным в Хамовниках, был «Ответ на определение синода...», написанный Толстым в апреле 1901 года по поводу его отлучения от церкви. Я не поленился и прочел «Ответ». Толстой жег не по-детски - логично, последовательно, нелицеприятно. Интересно было бы узнать, как юристы оценили бы «Ответ» с точки зрения современного российского законодательства о защите чувств верующих.

Рабочая комната
В рабочей комнате хранится велосипед Толстого, на котором он научился кататься в возрасте 67 лет.


Здесь же его гантели: до глубокой старости Толстой занимался гимнастикой. Из интимных принадлежностей - столик для умывания и ночная ваза.


В Москве Толстой обучился сапожному ремеслу. На верстаке - его сапожный инструмент и две пары стачанной им обуви: ботинки для Афанасия Фета и сапоги для Михаила Сухотина, ставшего впоследствии мужем Татьяны Львовны.


Лестница
По внутренней, непарадной лестнице спустимся на первый этаж.


Угловая
Какое-то время в угловой комнате жил старший сын Сергей Львович с супругой. Сергею Львовичу принадлежал рояль немецкой фирмы «Lipp». Лежащий перед турецким диваном ковер из шкуры тигра был подарен Толстому оренбургским купцом Деевым.


Это китайский бикс, разновидность бильярда.


Столовая
В отличие от зала на втором этаже, столовая - помещение непарадное. Здесь семья собиралась к завтраку, обеду или малому чаю (то есть чаю без гостей).
На длинном прямоугольном столе фаянсовый сервиз английской фирмы «Lima». В маленькой супнице подавали вегетарианский суп для Льва Николаевича, Татьяны и Марии. В большой супнице - мясной суп для всех остальных.
Стулья с плетеными спинками и жесткими сиденьями.


Буфет.


Спальня
Комната разделена ширмой на две зоны.


В тесноватой гостиной, меблированной овальным столом, диваном, стульями и шифоньером, Софья Андреевна принимала самых близких друзей.


Здесь же привезенный из Ясной Поляны стол-бюро красного дерева с откидной крышкой.


За ним еще в Ясной Поляне Софья Андреевна переписывала «Войну и мир» и «Анну Каренину», а уже в Москве - черновики «Воскресения» и других произведений Толстого.


В зоне спальни - две ореховые односпальные кровати с высокими закругленными спинками. Ближняя кровать - Льва Николаевича - застелена вязаным покрывалом с вышитым на нем двойным меандром. Дальняя - Софьи Андреевны - застелена одеялом из шелковых лоскутков. И покрывало, и лоскутное одеяло - дело рук Софьи Андреевны.


Нетрудно заметить, что в яснополянской спальне кровать Льва Николаевича застелена точно таким же покрывалом с меандром. Интересно, кто клонировал покрывало - Софья Андреевна или все-таки музейщики?
[Взглянуть...]

Фото: www.m.rusmir.media


Мы уже поняли, что многие вещи в доме сшиты, связаны, вышиты Софьей Андреевной. Столик для рукоделия - подарок ей ко дню свадьбы от «тетеньки», как Толстой называл свою родственницу и воспитательницу Татьяну Александровну Ергольскую.


Детская
Комната младшего, любимого, не дожившего до семи лет сына Толстых Ванички (в орфографии Софьи Андреевны).


Два интересных тонетовских изделия: детское кресло (называемое обычно креслом для кормления) и миниатюрных размеров, но сделанный по всем тонетовским канонам стульчик.
Пополняю коллекцию лошадок-качалок.


Металлическая детская кроватка застелена одеялами, связанными, как уже можно догадаться, Софьей Андреевной. На взрослой кровати, тоже металлической, спала няня Анна Степановна Суколенкова. Сорок лет она прожила в семье Толстых и воспитала пятерых их младших детей.


Классная
Комната, в которой делали уроки дети и жили гувернантки. Из мебели обратим внимание на тонетовское кресло-качалку. Накидка на нем вышита - правильно - Софьей Андреевной.


Какое-то время вместе с гувернанткой в классной комнате жила Саша, младшая дочь и впоследствии секретарь Льва Николаевича. В 1910 году, когда Толстой принял решение покинуть Ясную Поляну, Саша помогала ему в сборах, а затем провела последние семь суток на станции Астапово, у постели умирающего Толстого.
В 1921 году Александра Толстая основала музей в Ясной Поляне и стала первым его руководителем. В 1929 она покинула Советский Союз, позже отказалась от гражданства и переехала в США. Ее лицо было убрано со всех фото- и кинодокументов, а имя было предано забвению.

Комната сыновей
Комод, двустворчатый шкаф, стол, гнутые стулья,


кресло, шифоньер да столик для умывания - вся обстановка комнаты сыновей. Их металлические кровати не сохранились.


Комната Татьяны Львовны
Комната, по пестроте и насыщенности своего убранства едва ли не превосходящая большую гостиную, что на втором этаже. Множество живописных портретов развешено по стенам. Частокол из фотографий на восьмиугольном столе, пестрый ковер на полу,


бирюзовый восточный кувшин у стены, всевозможные вещицы на полочках над миниатюрным письменным столом - сразу видно: в комнате живет художник.
Мягкие стулья вокруг восьмиугольного стола, кресла-компаньоны вдоль стены,


комплект из диванчика и кресел с решетчатыми спинками - понятно, что в комнате собиралось много гостей. Гости расписывались на черной визитной скатерти с широкой красной каймой, а Татьяна Львовна вышивала их автографы шелковыми и шерстяными нитями.


Всего 70 автографов друзей, гостей и членов семьи. Кстати, Репину повезло дважды: и фотография его стоит на восьмиугольном столе, и имя его вышито на скатерти.

Репина, других гостей дома да и всю семью Толстых помнит мемориальная береза, растущая слева, у сторожки.


Ствол ее причудливым образом искривлен, наклонился и уже нуждается в опоре.


Весной 1901 года семья Толстых перебралась в Ясную Поляну.
Через год после смерти Толстого Софья Андреевна продала усадьбу Московской городской управе и 15 ноября 1911 года, после нотариуса, пригласила друзей семьи в хамовнический дом, чтобы всем вместе провести здесь «последний вечер».


Через 10 лет в доме открылся музей.
Еще о Толстом:Еще о детских лошадках (качалках и на колесиках):

скатерть визитная, ширма, мебель плетеная, стол, Толстой Л., Римский-Корсаков, мебель металлическая, Ге, мебель в живописи, Танеев, кресло-качалка, полка, мебель России, верстак, стол-сороконожка, свет, трюмо, стол умывальный, кресло, кресло детское, лошадка, мебель в музее, стол письменный, диван турецкий, Репин, вешалка, стиль жакоб, шифоньер, столик, корзина для мусора, Фет, буфет, Рахманинов, Москва, зеркало, мебель, бюро, бильярд, жардиньерка, мебель Тонета, люстра, столик для рукоделий, в Москву, диван, тахта, кровать, шкаф, рояль, стул

Previous post Next post
Up