Дом-музей Марины Цветаевой в Москве

Aug 24, 2017 20:50

30.08.2016
Куда еще сходить, когда оказываешься в Москве всего лишь на полдня? Сердце подсказало: к Марине Цветаевой.

Почему такой выбор? Потому что в один из вечеров мы совершенно случайно наткнулись и с огромным интересом посмотрели документальный фильм с участием ее сестры Анастасии «Мне девяносто лет, еще легка походка...». Наткнулись вечером случайно, а на утро пересмотрели фильм уже специально. Кто его видел, тот поймет, и в кассе музея нас с полуслова поняли: в музей к Марине мы пришли, как это ни странно прозвучит, проникнувшись глубочайшим уважением к памяти, возрасту и делам ее сестры, Цветаевой Анастасии. Воспоминания Анастасии, ее рассказ о поиске могилы сестры, о борьбе за восстановление дома и организацию в нем музея тронули до глубины души.

Захотелось прийти в Маринин дом.


Мемориальная квартира расположена на втором этаже. Туда ведет

Парадная лестница
из белого песчаника. Кто будет смотреть фильм, тот ужаснется, когда увидит, как выглядела лестница (да и остальные помещения в доме) до проведения ремонта и открытия музея. А сейчас здесь дубовые перила, которые опираются на литые ажурные чугунные балясины.


На лестничной площадке метлахская плитка.


Люстру с верхней площадки забираю в тридцатую, юбилейную дюжину люстр и паникадил.


Прихожая
Здесь можно было бы начать мебельную экскурсию, но прямо в прихожей перед нами вдруг начинают раскрываться некоторые из многочисленных секретов планировки квартиры. Например, мы видим первые ступеньки внутренней лестницы, ведущей наверх, - так называемой «лестницы Иакова», - а дальше будет следующий уровень...


И такая хитрая, как говорили, «запутанная» планировка квартиры способна притянуть к себе больше внимания, чем мебель, которая по вполне понятным причинам выглядит несколько разношерстной и собранной даже как будто случайно.

Гостиная
Дневной свет проникает сюда только через большое прямоугольное потолочное окно-фонарь. Как рассказывает аудиогид, раньше здесь была ампирная мебель красного дерева.
Сейчас в центре - круглый обеденный стол. Над камином - портрет отца Марины и Анастасии, Ивана Владимировича Цветаева, основателя и первого директора Музея изящных искусств (ныне Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина). На портрете Иван Владимирович в мундире почетного опекуна (1912 г.).


Вдоль одной из стен - ампирный диван, окруженный гнутыми венскими креслами Тонета. Аудиогид рассказывает о мемориальных предметах, которые должны храниться в витрине, но витрины в комнате нет. На ее месте мы находим маленький столик.


У противоположной стены - второй диван, обитый красным штофом.


Во всех путеводителях сообщается, что диван принадлежал Ольге Ивинской, близкому другу Бориса Пастернака. Отсюда его название - «пастернаковский диванчик».


Сейчас он вписался в нишу, образованную двумя книжными шкафами, которые соединены «мостом» с овальным зеркалом на нем.


В стороне от камина расположился каминный экран XIX века.


Темная гостиная
Как следует из названия, темная гостиная вообще не имеет собственного естественного освещения. Раньше здесь находился рояль матери Марины и Анастасии, Марии Александровны Мейн. В трудные послереволюционные годы Марине пришлось обменять рояль на пуд ржаной муки.


Сейчас над роялем висит портрет Бетховена. Так воссоздается атмосфера родительского дома в Трехпрудном переулке. Там сидящая за роялем Марина была запечатлена на фотографии на фоне портрета композитора.


Стул с лирой, вырезанной в спинке, неплохо подобран к музыкальной обстановке комнаты.


Еще один околомузыкальный предмет - нотная этажерка.


Слева от книжного шкафа - дверь в кабинет.


Кабинет Марины Цветаевой
Предоставим слово Анастасии:
- В этой комнате, здесь, у этого окна с широким подоконником, стоял Маринин письменный стол мужского типа с двумя тумбами и темно-красным сукном. Это был подарок отца ей в 15 лет, потому что она уже тогда не вставала из-за письменного стола. Тут, с этого бока, стоял маленький угольник, в котором обычно стоят иконы. По-моему, там были Маринины книги, часть ее книг, не знаю точно.

Сейчас место «угольника» занимает угловой книжный шкаф со скругленными дверками.


Итак, письменный стол «мужского типа». Верно сказано. Возьму на себя смелость добавить, что и кресло тоже скорее мужского типа.


Кабинет одновременно служил Марине и спальней, поэтому мы находим здесь кушетку.


Нишу занимает секретер. Рядом строгое вольтеровское кресло.


В голове - полочка с ажурной рамой. Слева и справа - репродукции Врубеля.


И снова говорит Анастасия:
- В этом углу стояла шарманка, которую она [Марина] с большим трудом купила где-то в старом антикварном магазине Москвы. Но шарманка не играла. Она долго искала музыканта, который мог бы ее починить, но так и не нашла.

Сейчас в нише разместился граммофон с деревянной вишневой трубой. Подставкой служит изящный модерновый столик с мраморной столешницей и красивым деревянным декором. Справа на стене - фотография Сары Бернар.


Волчья шкура на полу, морская раковина и голова раненой Амазонки на секретере, репродукции Врубеля, фото Сары Бернар и Наполеона, а еще здесь раньше были стереоскоп с фотографиями, чучело ястреба, екатерининская люстра синего стекла - и все это в комнате с 11 углами. Не квартира, а волшебная шкатулка с секретами.

Детская
Это самая просторная и светлая комната.


В дальнем углу расположился киот (Восточная Европа, 1875-1880 гг.), принадлежавший Анастасии. За светящейся лошадкой можно увидеть макет дачного дома Цветаевых в Тарусе (дом не сохранился, но в Тарусу уже хочется съездить).


Впервые в мою коллекцию попадает детская мебель: кованая кроватка (начало XX века) и круглый стол со стульями. Пополняю коллекцию лошадок: лошадка на колесиках и


лошадка-качалка.
На стене над кроваткой нашел себе место коврик с рождественской сценкой, написанный дочерью Марины, Ариадной Эфрон, в туруханской ссылке в 1950-е годы.


Два шкафа - высокий книжный со стеклянными дверками и глухой пониже - принадлежали Анастасии (стоящие бок о бок шкафы видны на шестой с половиной минуте фильма).


Жардиньерке явно не хватает цветка, который прикрыл бы своими ниспадающими зелеными гирляндами изящные, но выглядящие чрезмерно длинными ножки.
А туалетный столик и висящее над ним зеркало принадлежали Марине.


По сложившейся традиции отдельно фотографирую второе, маленькое зеркальце. Попутно отмечаю простоту плоского резного декора рамы.


Чего не скажешь о столике, чьи резные ножки и подстолье в сочетании с волнообразной формой столешницы смотрятся элегантно.


Самый живописный предмет меблировки - кровать в стиле мадам Рекамье - принадлежала старшему сводному брату Андрею. А висящей в голове иконой Божьей Матери «Знамение» владела Анастасия.
Высокие S-образные изголовье и изножье кровати-кушетки симметричны.


Их внешние поверхности украшены инкрустацией тончайшей работы.


Люстра.


Через прихожую - на (в) антресоли
Чтобы продолжить путешествие по квартире, необходимо вернуться в прихожую. Мы проходим мимо чемоданов, напоминающих о 17 годах Марининой эмиграции, и далее поднимаемся по «лестнице Иакова» на следующий уровень квартиры - в антресоли, где нас ждут новые открытия.


Здесь, на площадке антресолей, мы встречаем чудесный модерновый трельяж. Красотой ножек стола можно любоваться часами. Позволю лишь обратить внимание на один едва заметный, но имеющий решающее значение штрих, благодаря которому тройное зеркало и стол сливаются в единую, органичную композицию. Я имею в виду маленькие выступы в верхних углах деревянных рам, в которые заключены зеркала. Один лишь выступ - и каждая из скромных рам становится не менее модерновой, чем яркие ножки.


Комната Сергея Эфрона
В этой комнате, как и везде на антресолях, невысокие потолки. Но здесь потрясающая схема освещения,


которая создается вторым, расположенным наверху, в нише, окном. Свет сверху падает прямо на письменный стол.


Мне кажется, Анастасия должна была бы назвать его письменным столом «женского типа».
В глубине, в затемненной части комнаты, скрывается трехместный диванчик. Над ним парит ястреб (не о таком ли чучеле говорилось в комнате Марины?).


Перед столом, в светлой части комнаты, - дубовый диван.


Он с львиными мордами на локотниках.


И головами получеловека-полуптицы (видите оперенную грудь?) на боковых устоях спинки.


Бывшая кухня
В следующем антресольном помещении сейчас организовано выставочное пространство, а раньше здесь была кухня, из которой лестница вела (и сейчас ведет) на самый верхний уровень квартиры - в мансарду. Здесь точно «в», а не «на».


В мансарде выставка, осмотрев которую возвращаемся обратно и спускаемся вниз, в

Выставочный зал
Это письменный стол, который принадлежал Марине.


Стол представляет собой типичную школьную парту, какие были распространены во Франции в 1930-х годах.


Люстра.


Продолжив движение вниз, попадаем в

Цокольный этаж
Здесь временная фантастически оформленная интерактивная выставка «В кольце перевода. 1941». Можно воспользоваться наушниками. Можно повыдвигать ящички, в каждом из которых документ, фотография или вещица.


Сейчас покажу два мемориальных предмета.
Огромное зеркало Марины. Насколько припоминаю описания, большое зеркало должно было находиться в детской.


И дорожный сундук (конец XIX - начало XX вв.), принадлежавший Арсению Тарковскому.


Люстрой из выставочного зала завершу мебельную экскурсию и начну тридцать первую дюжину люстр и паникадил.


Напоследок покажу, как выглядит дом-музей Марины с угла. Как и расположенный по соседству дом-музей Лермонтова, Маринин дом задавлен другими зданиями и машинами, но речь сейчас не об этом. Внимательному читателю предлагается взглянуть на боковую стену дома, чтобы выполнить задание со звездочкой.


Прошу определить, какому из только что осмотренных нами помещений соответствует каждое из окон этой «запутанной» квартиры - настоящей волшебной шкатулки с секретами.

UPD. Забыл упомянуть об отдаленных последствиях попадания в шкатулку.
Спустя полгода мы были в Филармонии на вечере поэзии, посвященном 125-летию со дня рождения Марины Цветаевой. Читала Алла Демидова.

диван с высокой спинкой, Рекамье, стол, стол библиотечный, парта школьная, кресло вольтеровское, сундук, Тарковский, полка, мебель России, секретер, свет, столик туалетный, кресло, мост, лошадка, мебель в музее, стол письменный, граммофон, этажерка, кушетка, мебель мемориальная, Пастернак, Цветаева, киот, Москва, зеркало, экран каминный, мебель кованая, мебель, мебель Франции, трельяж, жардиньерка, мебель Тонета, в Москву, диван, кровать, шкаф, рояль, стул

Previous post Next post
Up