Дом-музей В. Д. Поленова

Feb 12, 2019 20:35

05.01.2017
Приготовьтесь к тому, что мы сейчас отправимся на мебельную экскурсию по дому-музею, созданному большим художником. В этой фразе каждое слово имеет вес.
Во-первых, трехэтажный деревянный оштукатуренный дом был возведен в 1882 году по проекту Василия Дмитриевича Поленова. И художник занимался не только проектированием дома, но и его декорированием и меблировкой.


Во-вторых, дом изначально задумывался и строился как дом-музей для обширной коллекции живописи, графики и предметов декоративно-прикладного искусства.
В третьих, в ходе нашей экскурсии речь пойдет о мебели и совсем мало будет сказано о той «обширной коллекции живописи, графики и предметов декоративно-прикладного искусства», для экспонирования которой и создавался дом-музей.

Портретная
Итак, как мы и договорились, фокусируемся на мебели. Перед нами диван с волнообразной спинкой, стол с овальной волнообразной столешницей и пара изящных кресел с тонким деревянным краем и симпатичной юбочкой.


В углу портретной стоит так называемый «державинский» шкаф. Этот шкафчик в стиле жакоб раньше принадлежал Гавриилу Романовичу Державину. К Поленову он перешел по линии бабушки, Воейковой Веры Николаевны. Еще ребенком Вера рано осиротела и воспитывалась в доме своего дяди, Гаврилы Державина (вторая супруга которого приходилась Вериной матери, то есть уже прабабушке Поленова, родной сестрой).
Поленов поместил в державинский шкаф ту посуду, которая ему нравилась, не придавая большого значения ее антикварной ценности. Тем не менее, два особо значимых предмета мы сейчас постараемся в шкафчике разглядеть.

Но сначала несколько слов о так называемой семейной витрине, расположенной справа от шкафа. В нее рукой Поленова были положены не менее ценные вещи: визитная карточка с автографом И. С. Тургенева и машущие крыльями бумажные птички, сделанные в 1896 г. Львом Толстым для детей Поленова во время небольшого совместного путешествия на поезде.


Возвращаемся к содержимому державинского шкафа. Из вещей, лично принадлежавших Державину, видим стоящую на краю полочки солонку из синего стекла в ажурной серебряной оправе.
Теперь правее, вглубине, изо всех сил стараемся различить бокал с гербом Наполеона I. Дед Поленова, Воейков Алексей Васильевич, привез этот бокал из похода 1812-1815 гг.


Переходим от мебели исторической к мебели, сделанной руками художника или по его эскизам. Вот, например, стол. Интерес представляет столешница, которая составлена из кусочков мрамора. Поленов собрал их в Риме в 1894-1895 гг, бродя среди древних римских построек.


Люстра отправляется в тридцать вторую дюжину люстр и паникадил.


Библио́тека
Чтобы разобраться с ударением, призовем на помощь цитату из книги Ф. Д. Поленова «Пламя старого камина»:

Библиотека... всегда называлась библио́текой, ударение делалось только на «о». Такое произношение, характерное для старой петербургской интеллигенции, безусловно, восходит к XVIII веку.
Поленов дал этому помещению не только колоритное название, но и стал автором проекта внутренней отделки. Так, по рисункам Поленова московский столяр Алексей Антонович Минаев выполнил из мореного дерева стеновые и потолочные панели, набрал дубовый паркет. А Поленов вместе с сестрой, Еленой Дмитриевной, сделал из местного камня мозаичные фризы, украсившие большой камин в готическом стиле.


Вся мебель в библиотеке имеет свою историю. Например, этот резной шкаф работы петербургского столяра Левитона был собран из фрагментов мебели периода итальянского Возрождения, приобретенных у антикваров. Восхищаемся выразительным разорванным фронтоном, пилястрами,


богатой резьбой, украшающей дверцы.


Дубовый стол в стиле петровского барокко был подарен Поленову его братом, Константином Дмитриевичем.


Кресло работы Минаева неплохо стилизовано под петровскую эпоху. Все благодаря мебельным гвоздям с крупными шляпками.


В углу еще одно минаевское кресло.


Мягкое сиденье и спинка кожаные.


Кожа на спинке тисненая золотом. Нарочито крупные гвозди и золоченые фиалы с листьями аканта радуют глаз.


Третье минаевское кресло стоит рядом с дверью в портретную. Проножка резная. Сиденье и спинка жесткие, обтянуты кожей.


Кожа тисненая, рисунок пряничный.


Руками Минаева изготовлена и двустворчатая дубовая дверь. На левом полотне вырезаны инициалы Поленова (буква В, вписанная в букву П). На правом - дата постройки дома (1892 г.). Поближе инициалы Поленова мы сможем рассмотреть чуть позже, в кабинете.
Неоготический шкаф нарисован Поленовым и изготовлен Минаевым.


Обращаем внимание на готические мотивы тонко выполненной резьбы и русско-готический дизайн металлических петель-накладок.


Можно заметить, что тонкий резной узор проходит не только по металлу накладок, но и по цилиндрам петель.


Любимым музыкальным инструментом Поленова был ручной орган «Селестина».


Поленов аккомпанировал себе на органе, когда пел детям старинные немецкие песни.


Посередине комнаты стоит стол работы Минаева.
Большое итальянское окно с витражами смотрит на просеку. Поленов спланировал просеку так, чтобы она выходила на Оку с ее заливными лугами и чтобы далеко вдали был виден город Таруса.


Столовая
Столовая - это музей прикладного искусства и народного творчества, и мебель в нем далеко не главное. Но все-таки.


Буфетный шкаф сделан по рисунку Поленова (мы уже должны узнавать характерный дизайн металлической фурнитуры).


Диван с плоской геометрической резьбой изготовлен по рисункам сестры Поленова в абрамцевской мастерской. Елена Дмитриевна была одной из основоположниц стиля модерн в русском искусстве.


Кабинет
На фотографию попал краешек турецкого дивана без ножек. Диван застелен ковром, который подарил Поленову его брат, Алексей Дмитриевич, создавший в Орловской губернии ковровую мастерскую.
Дубовый шкаф, совмещенный с диваном, был выполнен Минаевым по рисунку Поленова при непосредственном участии художника. Обратим внимание на подвешенный к ребру шкафа фонарь со стеклами-витражами.


Как и в неоготическом шкафу из библиотеки, на петлях гравирован узор, но здесь его мотивы русские, как и растительные мотивы резьбы на дверке.


Возможно, на этой откидной дверце должна была быть резьба. Но пока мы видим только ее разметку, среди которой находим инициалы Поленова (буква В, вписанная в букву П) и год создания шкафа - 1885-й.


Ножка шкафа - это стеклянный шар в металлической оправе, в очертаниях которой читается птичья лапа.


Шкаф использовался для хранения графических работ Поленова и нот, а комнату по праву называли музыкальной. Здесь, кроме фортепиано, мы находим фисгармонию.


Люстра.


Лестница на второй этаж
На второй этаж ведет деревянная лестница (кусочек отражается в зеркале трюмо). Минаев изготовил ее из выдержанного дуба и сделал это настолько добротно, что лестница стоит без ремонта вот уже почти сто сорок лет, за которые по ней поднялись и спустились несколько миллионов человек.
Трюмо окружено неоготическими стульями.


Мастерская
В мастерской Поленов работал в начале 1890-х годов, пока не построил в 1904 г. свое «Аббатство».

[Покажу вам Аббатство на этой фотографии.]
Справа от большого дома мы видим каменное двухэтажное здание с башней под красной черепичной крышей. Аббатство было возведено по проекту Поленова и получило название за свой архитектурный стиль.




Так вот, в мастерской большого дома в числе прочего хранится и экспонируется графический вариант картины «Христос и грешница», выполненный углем в 1885 году. Черно-белое полотно размером 585х307 см производит ошеломляющее впечатление - цвет не нужен.


Пейзажная
Пейзажная не имеет мемориального характера, поэтому ее общего вида не будет. Но здесь есть несколько интересных предметов мебели. Например, столики, стилизованные под петровское барокко.


То, что столики именно стилизованы, можно определить по их повышенной декоративности: по резьбе на подстольях,


по краю столешницы,


а также по круглой форме самой столешницы.


Еще один предмет в духе Поленова - письменный стол с полочкой и надстройкой.


Стиль художника узнаётся по металлическим накладным деталям.


Наша мебельная экскурсия подошла к концу. С легкой грустью бросаем взгляд вдоль поленовской просеки: по прямой через Оку до цветаевской Тарусы рукой подать, а на машине крюк огромный.


Так что в Тарусу в следующий раз. А сейчас в Мелихово, к Чехову.
Еще об авторской мебели:

стол, мебель мемориальная, Толстой Л., Поленов, Тургенев, дверь, Поленово, панель стеновая, буфет, орган, Минаев, стиль готика, мебель России, мебель, свет, трюмо, кресло, фисгармония, в Ясную Поляну, мебель в музее, Поленова, Державин, люстра, стол письменный, панель потолочная, диван, стиль петровское барокко, диван турецкий, шкаф, стиль жакоб, стул

Previous post Next post
Up