04.01.2017 Этим постом открываю серию публикаций о музеях, внутри которых нельзя фотографировать. Нельзя потому, что так решили музейщики. Начинаю со Спасского-Лутовинова.
Чтобы читатель мог оценить масштаб трагедии для мебельщика, цитирую сайт музея-заповедника:
... Музей И. С. Тургенева один из немногих, где коллекция почти полностью состоит из подлинных вещей (жирный шрифт мой. - А. М.), ранее принадлежавших предкам писателя и ему лично. <...> В обстановке дома - мебель, являющая собой лучшие образцы работы русских мастеров 18 - первой половины 19 веков. Некоторые из этих вещей являются редчайшими произведениями прикладного искусства. Убитый запретом, приглашаю войти в дом и предупреждаю: сегодня все фотографии заимствованные, даже эта.
Фото: www.spasskoye-lutovinovo.ru Столовая Многочисленные, повторяющие друг друга интернет-источники утверждают, что большой прямоугольный стол в центре комнаты раздвижной и изготовлен из дуба. Примем на веру. Эти же источники сообщают, что стулья с ампирными выгнутыми овальными спинками шпонированы карельской березой, а стоящие в дальнем углу напольные часы выполнены в английском стиле. Но ни один источник не обращает внимания на шикарный ампирный диван. Верх его спинки оформлен декоративным фризом. Передние устои оформлены в виде мифологических существ. Их выгнутая вперед грудь украшена золоченой резьбой. Ножка заканчивается золоченой хищной птичьей лапой, охватывающей шар.
Этот ампирный диван с фризом прекрасен!
Фото: источник заимствования указан на водяном знаке. Однако владелец водяного знака и сам поживился данным снимком на просторах интернета, где фотография растиражирована в десятках и сотнях повторений.
Малая гостиная На своём историческом месте расположен большой кутаный диван в «турецком стиле» на шести ножках с колесиками. В одном из писем Г. Флоберу Тургенев так писал об этом диване: «Здесь есть между прочим и опасный диван - стоит лишь на него прилечь, как уже спишь. Постараюсь его избегать». Видимо, по этой причине диван получил оригинальное название - «самосон». Уже после смерти Тургенева М. Г. Савина (о ней ниже), увидев «самосон», произнесла: «Родной "самосон"! Сколько на нём сиживалось, леживалось, спорилось, переживалось».
Большая гостиная обставлена мебелью красного дерева. Посередине - овальный стол с массивной центральной резной ногой. Его окружают кресла с резными золочеными спинками. И вновь все мое внимание устремлено на великолепный ампирный диван с живописным, очень украшающим его фризом.
Боковые устои завершаются золочеными шарами. Но самая декоративная деталь дивана - это локотники в виде грифонов.
Этот ампирный диван с фризом божественен!
В стиле ампир выполнено и трюмо. Обратим внимание на характерную форму ножек, поддерживающих полочку. Слева и справа от трюмо расположились кресла-корытца. Правое кресло оснащено колесиками, а левое - нет.
Бюро-секретер с откидной крышкой и часы довершают ампирную обстановку.
Рабочая комната И. С. Тургенева В последние годы Тургенев пользовался стальным (то есть уже не гусиным) пером. Принадлежавшая писателю ручка лежит не его письменном столе. В красном углу - семейная реликвия, икона в серебряном окладе Спас Нерукотворный. По семейному преданию, одному из предков писателя эту икону подарил чуть ли не сам царь Иван Грозный. Впрочем, эта легенда совсем не стыкуется с датировкой, относящей икону к концу XVII - началу XVIII вв.
Над этажеркой - портрет отца писателя, Сергея Николаевича Тургенева (1793-1834), написанный в 1813 г.
Рабочая комната служила Тургеневу не только кабинетом, но и спальней. Перед нами бельевой шкаф красного дерева, а в углу, за ширмой, кровать писателя.
Ширма шестистворчатая. Каждая ее створка имеет прямоугольную форму и сделана в виде рамы, затянутой темно-вишневым шелком. Верх и низ рам, а также центральные восьмиугольные вставки декорированы полихромной росписью, в которой цветочно-лиственные и фруктово-лиственные мотивы чередуются между собой.
Комната Захара названа так по имени камердинера писателя, Захара Федоровича Балашова. Захар обитал в ней все последние приезды Тургенева. Отжившая свой век мебель перекочевывала сюда из парадных комнат дома.
Девичья Постоянно в комнате никто не жил (Тургенев отпустил дворовых на волю), а прислуга поселялась здесь только в приезды писателя. Девичья меблирована по тому же принципу, что и комната Захара. Однако помимо вполне обычных стульев Тонета, мы видим довольно интересный туалетный стол-комод.
«Казино» В комнате-«казино» играли в карты и шахматы. Здесь не так строго, как в других комнатах дома, соблюдался регламент. Однако здесь, как и в других парадных помещениях тургеневского дома, царит ампир. Мебель изготовлена из карельской березы: стулья с деревянными овальными спинками, овальный стол, диванчик с лирообразными локотниками а-ля Рекамье.
Библиотека Это самая просторная комната в доме. В простенках - книжные шкафы красного дерева.
В центре - бильярд. По всем признакам, самодельный.
«Савинская» комната меблирована столиком, приспособленным под туалетный, стульями с полукруглыми спинками в форме грибных шляпок, спрятанной за ширму кроватью с овальным изголовьем.
Здесь, в этой комнате, мы и закончим нашу мебельную экскурсию. - Как?! - воскликнет внимательный читатель и тут же спросит: - А комната-то почему «савинской» называется?
Ну что ж.[Бонус внимательному читателю.] Комната называется «савинской» с 1881 года, когда к 63-летнему Тургеневу приехала погостить 27-летняя артистка Александринского театра Мария Савина, блестяще исполнявшая роль Верочки в пьесе «Месяц в деревне». Мария Гавриловна гостила всего пять дней, но после ее отъезда Тургенев писал ей: «Ваше пребывание в Спасском оставило неизгладимые следы... Комната, в которой вы жили, так навсегда останется савинской».