Мебель Мологского края

Dec 09, 2015 22:34

От затопленного рукотворным Рыбинским морем города Мологи осталось одновременно и мало, и много:
  • маленький музей Мологского края в Рыбинске;
  • несколько Мологских улиц (в Рыбинске, Мышкине и двух-трех других населенных пунктах);
  • большая память народная.
Среди самых близких мне людей нет таких, кто был бы частью этой памяти: их коснулись другие испытания.
По Мологской улице в Рыбинске я не ходил: она далеко от пристани, на противоположном от центра города берегу.
Но в музей Мологского края пошел осознанно. Подготовился: прочитал книгу об ушедших под воду городах, посетил частично подтопленные Калязин, Углич и Мышкин.

03.09.2015.
Не за мебелью мебельщик отправился в музей, но так уж получилось, что и мебель увидел.

В двух словах напишу о мологской мебели, так как о более серьезных вещах и без меня проникновенно рассказывают в музее и много сведений есть в интернете.

Музей занимает Тихвинскую часовню бывшего рыбинского подворья Мологского Афанасьевского монастыря.
О печальной тематике музея первыми говорят фрагменты чугунной решетки, размещенной прямо во дворике.


Решетку привезли с территории затопленного города Мологи в сентябре 1992 года. Тогда во время сильного обмеления Рыбинского водохранилища территория бывшего города в очередной раз показалась из-под воды и ее можно было посетить. Была ли эта решетка оградой церкви, дома или частью балконного ограждения, сказать сейчас невозможно.

Зайдем внутрь музея. О том, что мы находимся в бывшей часовне, напоминают стилизованные под силуэты шлемовидных куполов молдинги, которыми украшены филенки межкомнатных дверей.


Аналогичные молдинги и на широких дверных откосах.


В комнате нельзя не обратить внимание на большую печь, украшенную расписанными вручную изразцами.


Печь оснащена добротной медной фурнитурой,


вид которой согревает даже тогда, когда печь не топится.


В одной из комнат музея воссоздан типичный жилой интерьер состоятельного мологжанина.
Начну со шкафа, что стоит напротив входа и наполнен посудой.

Шкаф книжный. Россия, конец ХIХ - начало ХХ вв.
Материал: дерево, стекло, дуб.
Техника: точение, резьба, фанеровка, лакирование.
Легенда: со слов хозяев, ранее бытовал в г. Мологе.
Поступил в Рыбинский музей в 1989 году от частного лица.

Наблюдательный читатель заметит, что шкаф изначально не предназначен для хранения посуды. В отличие от витрин, его дверцы застеклены не на всю высоту. В отличие же от буфетов, он не разделен горизонтально на две самостоятельные части (нижнюю более глубокую с глухими дверцами и верхнюю меньшей глубины с дверцами, которые могут быть застеклены). Кроме того, деревянные полки более подходят для хранения книг, чем для демонстрации посуды: ведь посуда лучше смотрится на стекле.

Однако шкаф богато украшен точеными пилястрами, балясинами и за счет причудливого резного навершия выглядит почти торжественно.
Среди разнообразной посуды самый оригинальный предмет - блинница.
[А где тут блинница? Что-то не вижу.]Она на нижней полке слева, в углу.


Мебель для сидения представлена добротным гарнитуром из дивана и двух кресел.

Диван, кресла. Россия, вторая половина XIX в.
Материал: дерево, шпон красного дерева, сукно.
Техника: фанеровка, резьба.
Поступили в 1920-х годах по национализации из усадьбы Петровское рыбинских дворян Михалковых.


Резные детали дивана разноплановы: перевитый лентами венок на спинке,


плоский цветок на боковине и объемная пальметта на завершении подлокотника.


S-образные подлокотники опираются на оригинальные резные круглые стойки.


По нижнему фигурному краю спинок кресел выполнена плоская резьба.

Между креслами расположен столик на точеных ножках с выдвижным фигурным ящичком.

Столик самоварный. Франция, 1850-1910 гг.
Материал: ель, дуб, мрамор.
Техника: резьба, точение, фанеровка.
Легенда неизвестна.
Поступил в Рыбинский музей в 1969 году от частного лица.


Выпуклая форма ящичка повторяется формой мраморной столешницы и отвечает «анатомии» самовара.


Комната не мемориальная. Здесь рассказывают вообще о мологских дворянах, купцах, крестьянах. Из мологских дворян особо отмечают Павла Матвеевича Азанчевского-Азанчеева и графа Алексея Ивановича Мусина-Пушкина.

Первый в течение 14 лет был предводителем дворянства в Мологском уезде. Второй, среди прочего, особо знаменит тем, что открыл и опубликовал «Слово о полку Игореве», за что благодарные потомки сделали усадьбу Иловна, где покоится его прах, дном Рыбинского моря.

Вся мебель Мологского края прошла через испытания. Дворянская и купеческая была национализирована. Спустя двадцать лет, перед затоплением земель, нехитрая мебель простого люда вместе с небогатым скарбом сплавлялась на плотах, сделанных из разобранных на бревна домов. Может быть, и то зеркало, что в конце поста, тоже было сплавлено и только так и спаслось.

Стойкая мебель оказалась в Мологском крае. Да что там мебель: если бы только ей суждено было пройти через испытания.
***От затопленного рукотворным Рыбинским морем города Мологи осталось одновременно и мало, и много.

Еще несколько слов.
  • Благодарю заведующего Музеем Мологского края Анатолия Клопова за проведенную экскурсию. Ответы Анатолия на вопросы, которые я задал в последующей переписке, помогли в работе над постом.
  • Интересную информацию и много фотографий можно найти в группе Музея Мологского края в ВК.
  • Выражаю признательность Рыбинскому музею-заповеднику за хорошую информационно-справочную систему, которая помогла мне в идентификации мебели.

мебель России, мебель, Рыбинск, стол, столик самоварный, изразец, кресло, мебель в музее, Молога, диван, в Плёс, простофото, шкаф

Previous post Next post
Up