Смысл
предыдущего куска: всякая наличная (действительная) есть вещь произведенная - в соответствии ее пред-усмотренным (возможным) содержанием ("вещностью", "чтойностью"). Бытие вещи может быть понято только в этом горизонте производящего отношения
(
Read more... )
Если понимать мышление как то, что разрешается в мыслительной деятельности - системы операций над идеальными объектами.
Другая сторона этого дела - формирование структур знания, с расщеплением формы и содержания. Давно заметил, что у Х. практически нет тем, связанных с жизнью знаний, эпистемологической действительности.
Как-то у него всё не выходит за границы понимания, работы с понятиями. Не то чтобы это было плохо :), но вот такая особенность, современная схоластика.
Reply
И мне трудно судить о Х. вообще. Вы не могли бы на примере каких-то его рассуждений здесь показать "провальность".
не выходит за границы понимания, работы с понятиями.
-----
А куда не выходит?
Reply
Ну вот, в школе требуется уметь записать решение геометрической, скажем, задачи. Там соответствующий язык, набор операция, правила их стыковки и т.п. Это мыслительная дятельность, которую нужно освоить и воспроизвести.
Но чтобы записать решение, надо сначала решить.
Процесс решАния (т.е. мышление) тоже можно отрефлектировать и описать, но уже совсем другое, здесь требуются другие представления и средства. И здесь невозможно, видимо, полное описание, через которое можно было бы просто воспроизвести решАние. Ну, или точнее, если такое описание появится, то это и будет перевод мышления в мыслительную деятельность.
== А куда не выходит?
Не выходит на деятельность, на оперативные системы. Наверное, это ему просто не нужно, его задача - понимание, а не деятельность (и мышление)
Reply
1. А как могла бы выглядеть деятельность, в которую мог бы "выйти" Х.?
2. Почему Вы написали выше, что он остается в рамках понимания, а не мышления? Работа с понятиями - это не мышление?
Или различие в том, для чего это делается - для того, чтобы "разрешиться" в деятельность или как самоцель?
Вот та оппозиция "содержание - смысл", которую pavel_g_m все время акцентирует, она приложима здесь?
Reply
Методология выходит на организационно-деятельностные схемы.
А куда выходит Х. - непонятно. Вроде никуда не выходит, остается в понятиях. Возможно, что можно сказать, что его цель - выход на Историю, вроде что-то такое заметно по первым работам (кассельские доклады, особенно). Но как-то это очень всё очень смутно и непонятно в смысле деятельностных (оперативных) систем. Хотя эта тема требует отдельного анализа, конечно.
== Работа с понятиями - это не мышление?
Не всякая работа с понятиями. Я же определил :) - если нет выхода на оперативные системы, то это не мышление. Результат мышления всегда деятельность, то, что воспроизводится.
А различение понятий, скажем, - это работа по пониманию. Она может быть включена в мышление, а может и не быть.
Reply
Можно, наверно, так сказать: не может быть (полноценного) мышления вне полного цикла МД.
Reply
Leave a comment