Д-подход по Хайдеггеру

Dec 08, 2017 12:34

Смысл предыдущего куска: всякая наличная (действительная) есть вещь произведенная - в соответствии ее пред-усмотренным (возможным) содержанием ("вещностью", "чтойностью"). Бытие вещи может быть понято только в этом горизонте производящего отношения ( Read more... )

бытие, материя, греки, Хайдеггер, интенциональность

Leave a comment

meixon December 8 2017, 13:22:51 UTC
Это все очень интересно и увлекательно. Я не мало времени потратил на Х. и других. Но это - с моей точки зрения - тончайшее мыслительное плетение смыслов в отсутствии содержания мысли. Очень полезный инструмент смыслоразичения. Но когда пытаешься перейти к содержанию - проваливаешься в пустоты. В этом принципиальное и бесконечное отличие от ГП.

Reply

gignomai December 8 2017, 13:47:01 UTC
На данный момент я так не считаю. Мышление о мышлении не бессодержательно. И я читаю Х., чтобы лучше понимать ГП. И параллельно с ним.
Но, возможно, я чего-то в Вашем наблюдении не понимаю. Помню, что про бессодержательные смыслы Вы говорили уже давно, на нашем "тройном" семинаре. Если можете, поясните это, если возможно, со ссылкой на ГП.

Reply

pavel_g_m December 9 2017, 00:14:57 UTC
Вот смотрите:
"Нечто не нуждающееся в произведении, вообще может быть открыто и понято только в таком понимании бытия, которое присуще произведению. Иными словами, только в таком понимании, которое присуще производящему отношению, и тем самым, в понимании того, что нуждается в произведении, может вырасти понимание сущего, которое имеется в наличии само по себе до всякого и для всякого произведения ( ... )

Reply

gignomai December 9 2017, 07:07:10 UTC
Чтобы лучше Вас понять.
Ведь Х. здесь продолжает работу, начатую греками, продолженную схоластами и Кантом - по решению проблемы отношения между сущностью (качественной определенностью сущего) и бытием. (В предыдущих разделах книги Х. и, соответственно, моих постах это все реконструируется). Так Вы считаете, что ее изначально нет или что Х. ее выхолостил, лишил содержания.
Может быть, дело в том, что Вы не домысливаете до проблемы?
Или я все-таки Вас не понял?

Reply

gignomai December 9 2017, 07:26:00 UTC
Мне кажется, что у Вас какая-то идиосинкразия на термин "понимание", который Вы толкуете исключительно узко - как понимание смысла высказанного без схватывания той проблемы, которую решает автор текста. Но зачем же так оглуплять Хайдеггера. Или меня :)

Reply

kaktus77 December 9 2017, 14:07:13 UTC
Я бы здесь предложил такой тезис, что у Х. провал именно с мышлением.
Если понимать мышление как то, что разрешается в мыслительной деятельности - системы операций над идеальными объектами.

Другая сторона этого дела - формирование структур знания, с расщеплением формы и содержания. Давно заметил, что у Х. практически нет тем, связанных с жизнью знаний, эпистемологической действительности.

Как-то у него всё не выходит за границы понимания, работы с понятиями. Не то чтобы это было плохо :), но вот такая особенность, современная схоластика.

Reply

gignomai December 9 2017, 14:17:30 UTC
А как Вы отличаете мыслительную деятельность от мышления? Разве мышление не оперирует с идеальными объектами? Где переход одного в другого ("разрешение")?

И мне трудно судить о Х. вообще. Вы не могли бы на примере каких-то его рассуждений здесь показать "провальность".

не выходит за границы понимания, работы с понятиями.
-----
А куда не выходит?

Reply

kaktus77 December 9 2017, 14:55:20 UTC
== А как Вы отличаете мыслительную деятельность от мышления?

Ну вот, в школе требуется уметь записать решение геометрической, скажем, задачи. Там соответствующий язык, набор операция, правила их стыковки и т.п. Это мыслительная дятельность, которую нужно освоить и воспроизвести.
Но чтобы записать решение, надо сначала решить.
Процесс решАния (т.е. мышление) тоже можно отрефлектировать и описать, но уже совсем другое, здесь требуются другие представления и средства. И здесь невозможно, видимо, полное описание, через которое можно было бы просто воспроизвести решАние. Ну, или точнее, если такое описание появится, то это и будет перевод мышления в мыслительную деятельность.

== А куда не выходит?

Не выходит на деятельность, на оперативные системы. Наверное, это ему просто не нужно, его задача - понимание, а не деятельность (и мышление)

Reply

gignomai December 9 2017, 15:06:47 UTC
Но тогда (простите, что эксплуатирую :) сразу еще два вопроса:

1. А как могла бы выглядеть деятельность, в которую мог бы "выйти" Х.?
2. Почему Вы написали выше, что он остается в рамках понимания, а не мышления? Работа с понятиями - это не мышление?

Или различие в том, для чего это делается - для того, чтобы "разрешиться" в деятельность или как самоцель?
Вот та оппозиция "содержание - смысл", которую pavel_g_m все время акцентирует, она приложима здесь?

Reply

kaktus77 December 9 2017, 15:41:22 UTC
Ну вот помянутые здесь Декарт и Лейбниц выходили на оперативные системы науки. Замыкались на деятельность тем самым.
Методология выходит на организационно-деятельностные схемы.

А куда выходит Х. - непонятно. Вроде никуда не выходит, остается в понятиях. Возможно, что можно сказать, что его цель - выход на Историю, вроде что-то такое заметно по первым работам (кассельские доклады, особенно). Но как-то это очень всё очень смутно и непонятно в смысле деятельностных (оперативных) систем. Хотя эта тема требует отдельного анализа, конечно.

== Работа с понятиями - это не мышление?

Не всякая работа с понятиями. Я же определил :) - если нет выхода на оперативные системы, то это не мышление. Результат мышления всегда деятельность, то, что воспроизводится.
А различение понятий, скажем, - это работа по пониманию. Она может быть включена в мышление, а может и не быть.

Reply

gignomai December 9 2017, 15:45:46 UTC
Спасибо. Понял.
Можно, наверно, так сказать: не может быть (полноценного) мышления вне полного цикла МД.

Reply

pavel_g_m December 9 2017, 01:00:08 UTC
И еще одно очень важное для меня замечание.
Я не вижу продуктивности и содержательности дискуссий, которые мне пришлось вести за последние несколько лет, как на семинарах, так и в livejournal или facebook. Нет необходимой мыследеятельностной организации и структуры таких дискуссий. На семинарах ГП содержательность дискуссий обеспечивалась определенной структурой позиций и оппозиций участников и оснащенностью соответствующими средствами. Содержание мыследеятельностности возникало именно внутри этой структуры. В дискуссиях последнего времени я вижу столкновение разных позиций, подходов и просто их противостояние.

Reply

gignomai December 9 2017, 07:17:22 UTC
Разумеется, обсуждения в жж (фб игнорирую) не сопоставимы по продуктивности с семинарами ГП. Я думаю над тем, как возможна их МД-организация, есть даже идея сетевой ОДИ. Но это не решенная проблема.
Однако и сейчас мне обсуждения В МОЕМ ЖЖ дают очень много - за счет очень небольшого числа собеседников. А в "дискуссии последнего времени", которые Вы, видимо, имеете в виду, я просто не вступаю.

Reply


Leave a comment

Up