не спешить со свободой

Oct 07, 2017 20:08

Вот читаю сейчас в текстах ОДИ-12 обсуждение идеи развивающих ситуаций, в которые нужно помещать студента, чтобы он учился выбирать и принимать на себя ответственность за выбор. И вспоминаю о ситуациях, с которыми Таня сталкивается в школе, особенно в новой - богатой и очень прогрессивной. Там все помешаны на идее детской свободы. Пусть выбирают ( Read more... )

свобода, воспитание, школа

Leave a comment

Comments 19

varrajun October 7 2017, 16:49:22 UTC
Интересно это перевести в политический дискурс и проблему патернализма) Интересно, насколько темы воспитания детей и управления страной связаны.

Reply

gignomai October 7 2017, 16:58:25 UTC
Я думаю, что тут принципиальная разница - между ребенком и взрослым. Ребенка нужно воспитывать, развивая в нем способность свободно и ответственно принимать решение, самоопределяться. Каждому возрасту свое (где-то у ап. Павла про это есть, чеканно сказанное).

Reply

varrajun October 7 2017, 19:21:33 UTC
Я просто как-то хотел этой темой позаниматься: посмотреть, где грань; в какой момент ребенок становится взрослым; почему государство не должно заниматься воспитанием и пр. Аргумент патерналистов, как вы понимаете, заключается в том, что с "массами" тоже самое... отсюда фразы типа "мы не готовы к X.", где под X понимается демократия, свобода и пр.

Reply

gignomai October 7 2017, 20:03:02 UTC
А я уже после подумал, что возрастной грани четкой на самом деле нет. Суть ситуации со свободой выбора ведь в том, что выбирать можно осознанно из того, что знаешь, понимаешь, можешь сравнить и оценить.
Меня в этом интересуют возможности образования. Общего, неспециального образования, которое и делает человека способным пользоваться свободой.

Reply


sspr October 7 2017, 18:27:54 UTC
Обучение - не есть свобода ни разу. Это фомирование границ, внутри которых формируется челоек. Но границы точно есть, они охраняются, кто выхди за границы - тот вылтает совсем.

Reply

gignomai October 7 2017, 19:52:43 UTC
Обучение не есть свобода. Но может и должно быть обучение свободе и пользованию свободой.

Reply

sspr October 8 2017, 04:02:56 UTC
Пример можете привести?

Reply

gignomai October 8 2017, 08:07:02 UTC
Ну вот в ОДИ-12 (см. https://gignomai.livejournal.com/951990.html) обсуждается такой подход к образованию - помещать студентов в ситуации, требующие принятия решения, самоопределения. Это и есть обучение свободе.
Но в своем посте я как раз о противоположном в некотором смысле: прежде, чем предлагать воспитуемому свободный выбор, нужно раздвинуть его горизонты, чтобы выбирал он сознательно, из того, что знает и понимает. Это тоже часть обучения свободе, воспитания свободного и ответственного человека.

Reply


sadovnica October 8 2017, 17:22:51 UTC
Забавно читать комментарии, вспоминается «кто о чем, а ...» Опять Запад виноват :) А если по существу. Конечно же, Вы правы. У меня была дискуссия на эту же тему с папой четырехлетнего мальчика- он утверждал, что предоставляет своему ребёнку полную свободу выбора. Ну, это смешно. Конечно же, мы можем выбирать только между тем, что знаем. И конечно же, задача учителя - по возможности привить любовь, вкус, расширить горизонт. Можно предложить тьюторам, чтобы правила предполагали выбор ребёнком из определенного списка, но ситуация, в которой классный (в смысле, прекрасный) учитель должен использовать низкосортный материал - допустима, конечно, но только с правом учителя проанализировать потом его. У меня одна знакомая учительница пошла с младшим классом в театр, а там из хорошей сказки сделали хохму с полной потерей смысла. Она сначала расстроилась, а потом стала с детьми сравнивать текст сказки и постановку, и дети сами в конце сказали - они, наверное, хотели нас рассмешить, но жаль, что при этом потерялась сказка ( ... )

Reply


Leave a comment

Up