Вот читаю сейчас в текстах ОДИ-12 обсуждение идеи развивающих ситуаций, в которые нужно помещать студента, чтобы он учился выбирать и принимать на себя ответственность за выбор. И вспоминаю о ситуациях, с которыми Таня сталкивается в школе, особенно в новой - богатой и очень прогрессивной. Там все помешаны на идее детской свободы. Пусть выбирают сами. Вот пример: решено день начинать с того, чтобы попеть что-нибудь, несколько минут. Таня подбирает для этого классные песни. Но нет, тьюторы (там тьюторы есть!) говорят: пусть дети сами выбирают, что петь. А у детей, во-первых, в головах мешанина из попсы, которую слышат вокруг, да к тому же у каждого своя. Глупость!
Формулирую принцип. Свободе, свободе выбора нужно учить - постепенно, на доступном. А хорошее нужно навязывать - не силой, конечно, для того и педагогическое искусство. Нужно учить предпочтению лучшего, показывать его лучшесть.