Про ОДИ-12 и игры вообще

Oct 07, 2017 14:14

Прокомментирую собственный постинг.
В приведенном выступлении Г.П.Щедровицкого отлично, на мой взгляд, видно, как достигалась одна из целей ОДИ - учебная. В ОДИ происходило обучение методологии, усвоение ее понятий, схем, методов. Так, в этом коротком тексте ГП, на живом для аудитории материале самой этой игры, вводит и разъясняет оппозиции функционирования - развития, управления - руководства (и схему социотехнической системы), процесса - механизма и формирования - развития.
А заодно - какие еще цели у ОДИ.
Ну, во-первых, номинальная цель - цель заказчика, решение его проблемы. В данном случае цель заказчика - решение проблем развития высшей школы - была вполне своей и для методологов, поскольку проблемами образования ГП и ММК занимались на протяжении всей истрии существования Кружка. В других случаях цель могла быть сторонней, как в случае игр с Белоярской АЭС. В некоторых случаях, как в первой ОДИ, задача была поставлена так - "Разработка ассортимента товаорв народного потребления для Уральского региона", - что в такой формулировке решать ее было бессмысленно; тогда в ходе игры заказчика "спасали" от абсурдного задания, за счет переосмысления проблемы. Это раз.
Во-вторых, развитие самой методологии, выработка новых понятий, схем и т.д. В этой, конкретно, игре я пока такого не обнаружил, но на других играх такое было. Схема МД была впервые нарисована на игре.
В-третьих, то самое обучение, с которого я начал. Через демонстрацию того, как работают методологические средства. И, соответственно, повышение квалификации старых и вербовка новых членов ММК.

Теперь другой поворот: какую ценность сейчас имеют тексты ОДИ? Для меня это вопрос осмысленности того, чему я отдаю большую часть своего времени.
Все вышеперечисленных цели в какой-то мере, уверен, работают и при чтении текстов.
Проблемы образования, которые обсуждаются в ОДИ-12, поразительно актуальны и сейчас. Я уже писал, что вынашиваю идею проведения игры про образование во многом по лекалам ОДИ-12. Правда, заказчика сейчас не найдешь, но есть уже маленький опыт проведения игр без заказчика, по собственному самим себе заказу.
На этих текстах очень хорошо усваивать методологию, проживая игру в воображении...
Ну и еще одно: это замечательный документ времени. Позднесоветская эпоха с ее масштабными проектами, верой в мощь человеческого интеллекта, инженерным пафосом и ритуальными идеологическими заклинаниями т.д. и т.п.

ОДИ, методология, СССР

Previous post Next post
Up