Гартман: ради чего совершаются добрые дела?

Feb 16, 2017 18:47

Кант полагал, что цель нравственного поступка - совершить нравственный поступок. Гартману, как до него Шелеру (да и мне тоже) эта мысль представляется отвратительной. Отсюда тезис:
Целью поступка является ценность определенного положения вещей, возвышающаяся же над нею нравственная ценность поступка, напротив, есть ценность акта, и как раз через ( Read more... )

ценности, цель, идеал, личность, Гартман, воспитание

Leave a comment

Comments 11

trita February 16 2017, 17:48:34 UTC
Про "дурную цель" не очень понятно. В смысле -- не могу представить себе пример таковой, если мы берём цель относительно самого деятеля, а не нашей с вами более возвышенной оценки его действий. Наши цели тогда ведь тоже все сплошь дурные, ибо "мудрость человеческая есть безумие перед Господом".

Reply

gignomai February 16 2017, 20:11:58 UTC
Не, я очень простую вещь имел в виду. Гартман ведь исходит из представления об абсолютной шкале ценностей, по которой, если ее знать, можно оценить и цель, и сам поступок - раздельно. И оценка может быть разной.

Reply


mikhail_bar February 16 2017, 20:44:07 UTC
В лагерных воспоминаниях есть - была на Колыме
женщина-коммунистка, начальница лагеря, с алмазными нравственными
принципами - никакого воровства, никакой лжи, никаких взяток - не терпела
вокруг себя ну прямо совсем. Честнейший человек! Кристалл!
И сколько тысяч человек она уложила этими принципами в вечную мерзлоту...

Reply

gignomai February 16 2017, 20:50:24 UTC
Но Вы поняли, что Гартман о том же?

Reply

mikhail_bar February 16 2017, 20:59:16 UTC
Надо вчитываться. Я не настолько хорошо знаю Гартмана.
Кстати для Ваших занятий с "идеалами" - обмен репликами по поводу
связи в эпоху модерна идеала-блага - с насилием.
http://alexander-konev.livejournal.com/90669.html

Reply

gignomai February 17 2017, 07:51:37 UTC
Скажу своими словами: Гартман различает нравственную ценность цели и результата и нравственную ценность самого поступка. Если человек оказывает помощь другому, то цель, к которой он стремится и ценность этой цели - благо другого, а поступок его отвечает нравственной ценности "любовь к ближнему". По Гартману (и он, конечно, прав), стремиться "любить ближнего" - это совсем другая, нередко даже плохая, соблазнительная цель.
Ваша надзирательница вела себя "по Канту", ставя себе целью быть безупречно честной, правдивой и т.п. и реализуя ее в поступках, не думая о том, что это несет людям. Именно от такого вздорного "морализма" отрицается Гартман.

Reply


Leave a comment

Up