Кант полагал, что цель нравственного поступка - совершить нравственный поступок. Гартману, как до него Шелеру (да и мне тоже) эта мысль представляется отвратительной. Отсюда тезис:
Целью поступка является ценность определенного положения вещей, возвышающаяся же над нею нравственная ценность поступка, напротив, есть ценность акта, и как раз через
(
Read more... )
женщина-коммунистка, начальница лагеря, с алмазными нравственными
принципами - никакого воровства, никакой лжи, никаких взяток - не терпела
вокруг себя ну прямо совсем. Честнейший человек! Кристалл!
И сколько тысяч человек она уложила этими принципами в вечную мерзлоту...
Reply
Reply
Кстати для Ваших занятий с "идеалами" - обмен репликами по поводу
связи в эпоху модерна идеала-блага - с насилием.
http://alexander-konev.livejournal.com/90669.html
Reply
Ваша надзирательница вела себя "по Канту", ставя себе целью быть безупречно честной, правдивой и т.п. и реализуя ее в поступках, не думая о том, что это несет людям. Именно от такого вздорного "морализма" отрицается Гартман.
Reply
Вы спросите, возможно, а зачем тогда вообще идеал, если столь опасен попытками его проектной реализации? Я считаю, что вымывание в "реалистическом" обществе идеалов (представлений о недосягаемом, но от этого не менее ценимом совершенстве) - другая опасность, не менее страшная.
Reply
в эпоху модерна/антропоцентрического поворота все "идеалы" -
человеческих рук дело, и вот именно это - принципиальный момент.
В этих условиях - когда "небо" населенно изделиями человека,
т.е. принципиально досягаемыми "идеальными объектами" -
неминуемы: реализация - конкуренция - защита - насилие.
Reply
И Вы игнорируете другую сторону дело. Говоря об опасности идеалов, не хотите видеть, к чему приводит полное отсутствие представлений о совершенстве, вертикального измерения.
Reply
Там где Вы опознаете лишь "опасность", я вижу - "неизбежность".
Дело не в том, что люди используют привычную лексику - "божественное","священное" и т.д. Вы видите - сплошную "идеальную" линию. Я вижу - разрыв.
Reply
То, что Вы считаете опасность неизбежной, я понял. Мы здесь расходимся, но я воздерживаюсь от подробной аргументации, поскольку не считаю вопрос проработанным.
Равно и с вопросом разрыве между божественным и человеческим, о глубине "антропологического поворота" - для Вас дело решенное, а для меня область "неясного и нерешенного", как покойный В.В.Розанов говаривал.
Reply
Leave a comment